Рисуем, лепим, вырезаем, наклеиваем, конструируем

Во время этих занятий знакомьте детей с понятиями много — мало, большой — маленький, длинный — короткий, широкий — узкий, высокий — низкий и др. и с предлогами. Рисовать лучше всего гуашью большими кистями на цвет­ной бумаге (можно на старых обоях). Так ребенок более пол­но отражает свое эмоциональное состояние.

Каждый рисунок постарайтесь превратить в рассказ.

Навыки самообслуживания и бытовые умения. Самостоятельность

Как правило, родители имеют разные представления о не­обходимости формировать навыки самообслуживания у де­тей. Одни считают крайне важным, чтобы ребенок как мож­но раньше научился все делать сам, другие уверены, что, когда надо будет — научится. В любом случае не надо сме­шивать бытовые умения и самостоятельность. Ведь самосто­ятельность — это умение принимать независимое от мнения посторонних решение.

При нормальном развитии не так уж существенно, когда ребенок, например, научится стелить постель. Но в услови­ях задержки развития обучение бытовым умениям — одно из направлений коррекционного воздействия, так как спо­собствует:

♦ пониманию и выполнению инструкций;

♦ проявлению положительной оценки окружающих;

♦ повышению самооценки;

♦ улучшению общей и мелкой моторики.

Во время уборки не просто просите помочь, но и объясняйте, что вы дела­ете и для чего. Не страшно, если поначалу совок с мусором окажется на стуле, а стол будет вытираться поло­тенцем. Важно, что у ребенка появляется впечатление, что он участвует в каком-то взрослом деле!

Самостоятельные успешные действия приводят к первым самостоятельным выводам, а открываемый способ действий будет применяться в аналогичных обстоятельствах.

Имеёте в виду, что у детей могут быть свои представления о порядке. Скажем, ребёнок может считать, что разложенная посреди комнаты игрушечная дорога или постройка из конструктора, одеяло на столе (декорация сказочного домика) не нарушают порядок.

ЗАДАНИЯ

v Прочитайте и обсудите с ребёнком стихотворения:

ЛЕМЕЛЕ ХОЗЯЙНИЧАЕТ

Но долго пришлось С петухом воевать — Ему не хотелось Ложиться в кровать.

Мама уходит, Спешит в магазин:

— Лемеле, ты
Остаешься один.

Мама сказала:

— Ты мне услужи:
Вымой тарелки,
Сестру уложи.

Дров наколоть

Не забудь, мой сынок,

Поймай петуха

И запри на замок.

Сестрёнка, тарелки, Петух и дрова… У Лемеле только Одна голова!

Схватил он сестрёнку И запер в сарай. Сказал он сестрёнке: - Ты здесь поиграй!

Дрова он усердно Помыл кипятком, Четыре тарелки Разбил молотком.

ЛЕМЛ И МЫШКА

Приходит как-то мать с работы, Ей Лемл навстречу: — Ой-ой-ой, Не знаешь, мама, ничего ты! — Мать испугалась: — Что с тобой?

— Попала мышь в кастрюльку с супом
И плавает...

— Дитя мое,

На этот раз ты не был глупым, Поймал и выбросил ее?

— Нет, — виновато Лемл вздохнул, —
Я к мышке кошку запихнул!

(Л. Квитко, пер. Е. Благининой)

v Отмечайте время формирования следующих навы­ков и умений:

♦ самостоятельно ест ложкой (какой рукой);

♦ пьет из чашки;

♦ застегивает — расстегивает пуговицы («липучки», кнопки);

♦ снимает — надевает носки, шнурует ботинки, завя­зывает бантик;

♦ моет и вытирает руки полотенцем, причесывается, чистит зубы;

♦ раздевается — одевается, различает верхнюю и ниж­нюю одежду, «лицо», «изнанку», «перед», «зад»;

♦ ест вилкой, режет хлеб ножом.

БЫТОВЫЕ УМЕНИЯ:

♦ после игры приводит комнату в порядок;

♦ втыкает вилку в розетку;

♦ знает назначение пылесоса, миксера.


Предоставляйте ребенку возмож­ность выбора: Ты будешь пить чай или молоко? Тебе Рисуем, лепим, вырезаем, наклеиваем, конструируем - student2.ru почитать или ты сейчас будешь играть? Умение сделать выбор формирует чувство ответственности. Особенно хоро­шо предлагать ребенку выбрать себе занятие, если Вы хоти­те его от чего-то отвлечь. Например, он хочет играть с конст­руктором, а Вы считаете, что пора идти на прогулку. Задай­те вопрос: Ты хочешь в парк или на детскую площадку? Принимайте ответ ребенка, выражен­ный как речью, так и другими способа­ми, не говорите вместо него.

Что читать детям

Начинайте читать как можно раньше. Это не только раз­вивает малыша, но и дает возможность объединиться с близ­ким человеком на основе общего интереса, совместного дей­ствия, то есть способствует теплым эмоциональным отноше­ниям.

Читайте только те книги, которые нравятся Вам. Выбирайте для чтения подлинно художественные произведе­ния. Пусть ребенок видит, какое удовольствие доставляет чтение.

Еще до года малыш начинает слушать первые песенки, потешки, стихи, рассматривать в книжках картинки. В этот возрасте его больше интересуют интонации, ритмы, задава­емые стихами.

Познакомьте ребенка с русскими народными сказка­ми «Колобок», «Теремок», «Репка».

Постепенно внимание ребенка начинают привлекать со­бытия. Предложите малышу книги, иллюстрации в которых отражают содержание:

В. Сутеев «Сказках в картинках», «Кто сказал мяу?», «Капризная кошка» и др.

Читайте сказки и одновременно показывайте рисунки, привлекайте внимание к содержанию, меняя интонацию, читая как бы по ролям.

После прочтения сказок В. Сутеева переходите к рас­сказам Н. Носова «Затейники», «Живая шляпа» и др. Эти истории не только насыщены занимательными событиями, но включают интригующий, неожиданный (как в детекти­вах) сюжет.

Детям нравятся рассказы о ровесниках М. Зощенко, Б. Житкова, А. Раскина, В. Драгунского, Л. Пантелеева.

Стихи, сказки, рассказы не только формируют художе­ственный вкус, повышают культурный уровень, образован­ность ребенка, но и создают определенное видение мира. Не страшно, если что-то при чтении окажется непонятным. К.И. Чуковский писал: «Ребенок понимает по-своему, и даже, если он при этом ошибается, его впечатления на­столько ярки и образны, что нет необходимости их призем­лять» .

Во время чтения обратите внимание на следующие реко­мендации:

Отвечайте только на те вопросы, ко­торые по ходу сказки, рассказа, стихот­ворения малыш задает сам!

Читайте с выражением, меняйте ин­тонацию в зависимости от персонажа.

Чтобы ребенок не терял интереса к книге, упрощайте текст. Показывайте иллюстрации.

Поощряйте ребенка пересказать хотя бы небольшой отры­вок или дополнить ваш рассказ. Чтобы заинтриговать содер­жанием, делайте выразительную паузу, останавливайтесь на самом интересном месте, затем продолжайте чтение. Например:

«Тут на шум пришел врач из соседнего кабинета.

— В чем дело? А ну-ка, обезьянка, отпусти дерево! Но обезьянка дерево не отпускала. Врач попытался ее отце­пить — и сам прилип. Тут...»

(Э. Успенский «Про Веру и Анфису» )

Когда читаете ребенку, уберите из поля зрения игрушки и предметы, ко­торые отвлекают малыша. Постарай­тесь читать в тихом месте, и главное, не отвлекайтесь сами. Почувствовав, что книга для чтения выбрана неудачно (не интересна, не соответствует се­годняшнему настроению и т.п.), отложите ее.

Читайте ребенку даже тогда, когда он научится читать сам. У ребенка будет поддерживаться желание узнавать из книг новое, развиваться художественный вкус, он захочет активно и решительно действовать в неожиданных ситуаци­ях, научится сопереживать полюбившимся героям. Читай­те вслух всю жизнь! В дальнейшем эта потребность станет побуждать ребенка к чтению. Хорошо, если ежед­невное чтение вслух войдет в привыч­ку и станет традицией!

Детские книги должны находиться в доступном для ма­лыша месте.

Запишитесь в детскую библиотеку, предлагайте ребенку участвовать в выборе книг.

Считаем

Формирование математических представлений — это, вне всяких сомнений, средство умственного развития, сред­ство познания и восприятия окружающего мира.

Само по себе умение пересчитывать пальцы, предметы не дает ребенку представления о количестве чего-либо.

Для формирования этого представления ребенок должен в течение дня на бытовом уровне сталкиваться с тем, что от него требуют дать один, два, три предмета.

ЗАДАНИЯ

v Предложите ребенку поставить на стол одну чашку для себя, так как Вы уже пили чай, или, наоборот, две, если вы будете пить чай вместе, три ...

v Попросите малыша положить в вазочку еще столько же конфет (сушек, сухарей и т.п.), сколько уже лежит.

v Попросите малыша принести два карандаша, один гвоздь и т.п.

Выполнение этих заданий не только формирует мысли­тельные операции (сравнение, противопоставление, обобще­ние), но и подводит к представлению о количестве слогов в словах.

v Игра в магазин (с игрушечными или настоящими монетами) прекрасно учит простейшим арифметическим действиям! При возможности поручайте детям делать и ре­альные покупки.

Старшие дошкольники знают последовательность проис­шедших и происходящих событий, ориентированы в про­странстве и времени.

Ориентация в пространствепредполагает, что ребенок не только понимает, как расположены предметы по отношению друг к другу, но и использует в своей речи понятия: далекий

— близкий, верхний — нижний, выше — ниже, дальше — бли­же, правый — левый; справа — слева, вправо — влево, околорядом, вверху — внизу, впереди — сзади, вперед — назад, посередине, здесь, там, внутри, снаружи, один за другим; предлоги: над, под, за, перед, между.

задания

v Игра «Ищем клад».

Спрячьте что-нибудь интересное и предложите ребенку искать «клад». Ребенок должен, выполняя Вашу инструк­цию, поворачиваться направо, налево, заглядывать в верх­ний ящик, отыскивать предмет в дальнем углу и т.п. Дети, умеющие читать, выполняют написанную инструкцию.

v Знакомьте детей с дорожными знаками. Пролагайте маршрут.

Объясните, почему Пятачок и Винни-Пух не могли най­ти Слонопотама. (Они шли по своим следам, приняв их за сле­ды Слонопотама.)

Ориентировка во времени предполагает усвоение поня­тий: раньше, позже, в одно время, завтра, вчера, сегодня; умение называть времена и месяцы года, дни недели.

v Прочитайте и обсудите с ребенком литературные про­изведения:

Ю. Мориц «Что над чем?»

Б. Заходер «Мартышкин дом».

К. Ушинский «Четыре желания».

B. Даль « Старик-годовик ».

C. Маршак «Двенадцать месяцев».

Б. Заходер (из Я. Бжехвы) «Муха-чистюха».

Наши рекомендации