Рисуем, лепим, вырезаем, наклеиваем, конструируем
Во время этих занятий знакомьте детей с понятиями много — мало, большой — маленький, длинный — короткий, широкий — узкий, высокий — низкий и др. и с предлогами. Рисовать лучше всего гуашью большими кистями на цветной бумаге (можно на старых обоях). Так ребенок более полно отражает свое эмоциональное состояние.
Каждый рисунок постарайтесь превратить в рассказ.
Навыки самообслуживания и бытовые умения. Самостоятельность
Как правило, родители имеют разные представления о необходимости формировать навыки самообслуживания у детей. Одни считают крайне важным, чтобы ребенок как можно раньше научился все делать сам, другие уверены, что, когда надо будет — научится. В любом случае не надо смешивать бытовые умения и самостоятельность. Ведь самостоятельность — это умение принимать независимое от мнения посторонних решение.
При нормальном развитии не так уж существенно, когда ребенок, например, научится стелить постель. Но в условиях задержки развития обучение бытовым умениям — одно из направлений коррекционного воздействия, так как способствует:
♦ пониманию и выполнению инструкций;
♦ проявлению положительной оценки окружающих;
♦ повышению самооценки;
♦ улучшению общей и мелкой моторики.
Во время уборки не просто просите помочь, но и объясняйте, что вы делаете и для чего. Не страшно, если поначалу совок с мусором окажется на стуле, а стол будет вытираться полотенцем. Важно, что у ребенка появляется впечатление, что он участвует в каком-то взрослом деле!
Самостоятельные успешные действия приводят к первым самостоятельным выводам, а открываемый способ действий будет применяться в аналогичных обстоятельствах.
Имеёте в виду, что у детей могут быть свои представления о порядке. Скажем, ребёнок может считать, что разложенная посреди комнаты игрушечная дорога или постройка из конструктора, одеяло на столе (декорация сказочного домика) не нарушают порядок.
ЗАДАНИЯ
v Прочитайте и обсудите с ребёнком стихотворения:
ЛЕМЕЛЕ ХОЗЯЙНИЧАЕТ
Но долго пришлось С петухом воевать — Ему не хотелось Ложиться в кровать. |
Мама уходит, Спешит в магазин:
— Лемеле, ты
Остаешься один.
Мама сказала:
— Ты мне услужи:
Вымой тарелки,
Сестру уложи.
Дров наколоть
Не забудь, мой сынок,
Поймай петуха
И запри на замок.
Сестрёнка, тарелки, Петух и дрова… У Лемеле только Одна голова!
Схватил он сестрёнку И запер в сарай. Сказал он сестрёнке: - Ты здесь поиграй!
Дрова он усердно Помыл кипятком, Четыре тарелки Разбил молотком.
ЛЕМЛ И МЫШКА
Приходит как-то мать с работы, Ей Лемл навстречу: — Ой-ой-ой, Не знаешь, мама, ничего ты! — Мать испугалась: — Что с тобой?
— Попала мышь в кастрюльку с супом
И плавает...
— Дитя мое,
На этот раз ты не был глупым, Поймал и выбросил ее?
— Нет, — виновато Лемл вздохнул, —
Я к мышке кошку запихнул!
(Л. Квитко, пер. Е. Благининой)
v Отмечайте время формирования следующих навыков и умений:
♦ самостоятельно ест ложкой (какой рукой);
♦ пьет из чашки;
♦ застегивает — расстегивает пуговицы («липучки», кнопки);
♦ снимает — надевает носки, шнурует ботинки, завязывает бантик;
♦ моет и вытирает руки полотенцем, причесывается, чистит зубы;
♦ раздевается — одевается, различает верхнюю и нижнюю одежду, «лицо», «изнанку», «перед», «зад»;
♦ ест вилкой, режет хлеб ножом.
БЫТОВЫЕ УМЕНИЯ:
♦ после игры приводит комнату в порядок;
♦ втыкает вилку в розетку;
♦ знает назначение пылесоса, миксера.
Предоставляйте ребенку возможность выбора: Ты будешь пить чай или молоко? Тебе почитать или ты сейчас будешь играть? Умение сделать выбор формирует чувство ответственности. Особенно хорошо предлагать ребенку выбрать себе занятие, если Вы хотите его от чего-то отвлечь. Например, он хочет играть с конструктором, а Вы считаете, что пора идти на прогулку. Задайте вопрос: Ты хочешь в парк или на детскую площадку? Принимайте ответ ребенка, выраженный как речью, так и другими способами, не говорите вместо него.
Что читать детям
Начинайте читать как можно раньше. Это не только развивает малыша, но и дает возможность объединиться с близким человеком на основе общего интереса, совместного действия, то есть способствует теплым эмоциональным отношениям.
Читайте только те книги, которые нравятся Вам. Выбирайте для чтения подлинно художественные произведения. Пусть ребенок видит, какое удовольствие доставляет чтение.
Еще до года малыш начинает слушать первые песенки, потешки, стихи, рассматривать в книжках картинки. В этот возрасте его больше интересуют интонации, ритмы, задаваемые стихами.
Познакомьте ребенка с русскими народными сказками «Колобок», «Теремок», «Репка».
Постепенно внимание ребенка начинают привлекать события. Предложите малышу книги, иллюстрации в которых отражают содержание:
В. Сутеев «Сказках в картинках», «Кто сказал мяу?», «Капризная кошка» и др.
Читайте сказки и одновременно показывайте рисунки, привлекайте внимание к содержанию, меняя интонацию, читая как бы по ролям.
После прочтения сказок В. Сутеева переходите к рассказам Н. Носова «Затейники», «Живая шляпа» и др. Эти истории не только насыщены занимательными событиями, но включают интригующий, неожиданный (как в детективах) сюжет.
Детям нравятся рассказы о ровесниках М. Зощенко, Б. Житкова, А. Раскина, В. Драгунского, Л. Пантелеева.
Стихи, сказки, рассказы не только формируют художественный вкус, повышают культурный уровень, образованность ребенка, но и создают определенное видение мира. Не страшно, если что-то при чтении окажется непонятным. К.И. Чуковский писал: «Ребенок понимает по-своему, и даже, если он при этом ошибается, его впечатления настолько ярки и образны, что нет необходимости их приземлять» .
Во время чтения обратите внимание на следующие рекомендации:
Отвечайте только на те вопросы, которые по ходу сказки, рассказа, стихотворения малыш задает сам!
Читайте с выражением, меняйте интонацию в зависимости от персонажа.
Чтобы ребенок не терял интереса к книге, упрощайте текст. Показывайте иллюстрации.
Поощряйте ребенка пересказать хотя бы небольшой отрывок или дополнить ваш рассказ. Чтобы заинтриговать содержанием, делайте выразительную паузу, останавливайтесь на самом интересном месте, затем продолжайте чтение. Например:
«Тут на шум пришел врач из соседнего кабинета.
— В чем дело? А ну-ка, обезьянка, отпусти дерево! Но обезьянка дерево не отпускала. Врач попытался ее отцепить — и сам прилип. Тут...»
(Э. Успенский «Про Веру и Анфису» )
Когда читаете ребенку, уберите из поля зрения игрушки и предметы, которые отвлекают малыша. Постарайтесь читать в тихом месте, и главное, не отвлекайтесь сами. Почувствовав, что книга для чтения выбрана неудачно (не интересна, не соответствует сегодняшнему настроению и т.п.), отложите ее.
Читайте ребенку даже тогда, когда он научится читать сам. У ребенка будет поддерживаться желание узнавать из книг новое, развиваться художественный вкус, он захочет активно и решительно действовать в неожиданных ситуациях, научится сопереживать полюбившимся героям. Читайте вслух всю жизнь! В дальнейшем эта потребность станет побуждать ребенка к чтению. Хорошо, если ежедневное чтение вслух войдет в привычку и станет традицией!
Детские книги должны находиться в доступном для малыша месте.
Запишитесь в детскую библиотеку, предлагайте ребенку участвовать в выборе книг.
Считаем
Формирование математических представлений — это, вне всяких сомнений, средство умственного развития, средство познания и восприятия окружающего мира.
Само по себе умение пересчитывать пальцы, предметы не дает ребенку представления о количестве чего-либо.
Для формирования этого представления ребенок должен в течение дня на бытовом уровне сталкиваться с тем, что от него требуют дать один, два, три предмета.
ЗАДАНИЯ
v Предложите ребенку поставить на стол одну чашку для себя, так как Вы уже пили чай, или, наоборот, две, если вы будете пить чай вместе, три ...
v Попросите малыша положить в вазочку еще столько же конфет (сушек, сухарей и т.п.), сколько уже лежит.
v Попросите малыша принести два карандаша, один гвоздь и т.п.
Выполнение этих заданий не только формирует мыслительные операции (сравнение, противопоставление, обобщение), но и подводит к представлению о количестве слогов в словах.
v Игра в магазин (с игрушечными или настоящими монетами) прекрасно учит простейшим арифметическим действиям! При возможности поручайте детям делать и реальные покупки.
Старшие дошкольники знают последовательность происшедших и происходящих событий, ориентированы в пространстве и времени.
Ориентация в пространствепредполагает, что ребенок не только понимает, как расположены предметы по отношению друг к другу, но и использует в своей речи понятия: далекий
— близкий, верхний — нижний, выше — ниже, дальше — ближе, правый — левый; справа — слева, вправо — влево, околорядом, вверху — внизу, впереди — сзади, вперед — назад, посередине, здесь, там, внутри, снаружи, один за другим; предлоги: над, под, за, перед, между.
задания
v Игра «Ищем клад».
Спрячьте что-нибудь интересное и предложите ребенку искать «клад». Ребенок должен, выполняя Вашу инструкцию, поворачиваться направо, налево, заглядывать в верхний ящик, отыскивать предмет в дальнем углу и т.п. Дети, умеющие читать, выполняют написанную инструкцию.
v Знакомьте детей с дорожными знаками. Пролагайте маршрут.
Объясните, почему Пятачок и Винни-Пух не могли найти Слонопотама. (Они шли по своим следам, приняв их за следы Слонопотама.)
Ориентировка во времени предполагает усвоение понятий: раньше, позже, в одно время, завтра, вчера, сегодня; умение называть времена и месяцы года, дни недели.
v Прочитайте и обсудите с ребенком литературные произведения:
Ю. Мориц «Что над чем?»
Б. Заходер «Мартышкин дом».
К. Ушинский «Четыре желания».
B. Даль « Старик-годовик ».
C. Маршак «Двенадцать месяцев».
Б. Заходер (из Я. Бжехвы) «Муха-чистюха».