Вопрос должен быть честным

Адресат вопроса должен быть в состоянии ответить на него, исходя из соображений здравого смысла или пользуясь знаниями, полученными во время курса. Некорректно просить новичков, пришедших на про­грамму обучения бухгалтерскому учету, составить баланс, если овла­дение этой процедурой как раз и является их конечной целью.

Соразмеряйте сложность вопроса и возможность человека ответить на него.Задавайте вопрос так, чтобы он подходил адресату. Часть этой полити­ки — постоянная уверенность в том, что участники тренинга не чув­ствуют себя запутанными и всегда понимают, кому адресован вопрос. Вопросы иногда используются как метод контролирования некоторых членов группы. Хотя это приемлемый подход, его не следует применять так, чтобы человек чувствовал себя загнанным в угол.

Не используйте вопросы, требующие ответа «пятьдесят на пятьдесят.Задавайте вопросы, которые требуют обдумывания, а не просто угады­вания. Избегайте таких вопросов, как «на какую кнопку вы нажали бы — на синюю или на красную?»

Не задавайте неопределенных вопросов. Такие вопросы, как: «Назовите самую главную вещь, которую вы уви­дите в любом офисе?», слишком неопределенны или размыты, чтобы представлять хоть какую-нибудь ценность. Вопросы должны быть до­статочно точными, чтобы требовать именно тех знаний, которые необ­ходимы для правильного ответа.

Не стремитесь к публичным исповедям.Неэтично ждать от людей ответа на такие вопросы, как «случалось ли кому-нибудь из вас заболевать в результате переживания стресса?». Даже самые деликатные темы можно поднимать уместным йбразом при помощи более осторожных вопросов. Такие вопросы, как «Какие виды заболеваний могут быть связаны со стрессом?», «Кйкйе эффекты мо­жет иметь стресс?», часто приведут к более полным и откровенным от­ветам.

Не задавайте вопросов, похожих на школьные.Школьные вопросы — это такие вопросы, на которые их автор хочет услышать один общий ответ всей группы. Например: «Мы называем это...?», после чего выдерживается пауза, чтобы группа хором произ­несла ответ.

Не отвечайте на вопрос сами.Инструкторы очень часто считают, что они не получат от группы ожи­даемого ответа (или, еще хуже, вообще никакого ответа), вследствие чего сами отвечают на свой же вопрос. Не сдавайтесь так легко. Если участники не смогли отреагировать, это может означать, что они не поняли, о чем вы их спрашиваете, поэтому попробуйте сформулиро­вать вопрос по-другому.

Удостоверьтесь, что вопросы понятны:

— делайте их короткими;

— удостоверьтесь, что они этичны и задаются в соответствии с возмож­ностью участников ответить на них;

— исключите отгадывание;

— избегайте вопросов, требующих публичных откровений;

— удалите вопросы школьного типа;

— не отвечайте на свои вопросы самостоятельно

Ответы на вопросы и подготовка к ним

Во время взаимодей­ствия собеседникам необходимо не только точно и профессио­нально грамотно формулировать вопросы, но также компетент­но, корректно и уверенно отвечать на них. Вместе с тем нельзя обеспечить каждого педагога готовыми шаблонными вариантами ответов, так как никогда заранее не знаешь, о чем тебя могут спросить во время общения. Однако если человек готовится высту­пить с докладом, лекцией, некоторые прогнозы возможны.

Превентивная подготовка обычно включает в себя три этапа:

- предугадывание вопросов;

- достижение согласия относительно ответов;

- пересмотр фразеологии, при помощи которой будут правильно передаваться необходимые смысловые нюансы.

Большую помощь при подготовке к ответам дает их предугады­вание. Еще до начала выступления можно составить список воп­росов, которые могут задать слушатели. В литературе по проблеме имеются рекомендации, воспользовавшись которыми (например, на заседании кафедры или на педагогическом совете) можно при­обрести определенную степень уверенности при ответах на них. Как правило, они не привязаны к конкретному содержанию вы­ступления и поэтому могут быть заданы кому угодно.

Например:

Мы что, имеем дело с тенденцией?

Можно ли ожидать продолжения отрицательных результа­тов?

Какие меры были предприняты, чтобы предвидеть ситуа­цию?

Насколько быстро вы действовали?

Каковы результаты вашей работы?

Почему мы должны вам верить?

Однако одного предугадывания вопросов недостаточно для эффективных ответов на них. От того, как держится выступаю­щий в ходе своих ответов, зависит и то, как аудитория отнесется ко всему сказанному ранее. Это своего рода призма, сквозь кото­рую участники коммуникации оценивают результаты, сообщение, компетентность оратора.

В литературе описаны разнообразные руководства и даны крат­кие инструкции для ответов на вопросы, которые могут быть по­лезны любому педагогу.

Техника ответов на вопросы

1. На сложные проблемные вопросы отвечайте, если имеете продуманный вариант решения проблемы.

2. Если спрашивающий использует в своем вопросе негативные, некорректные слова или предложения, то не надо при ответе из повторять.

3. На провокационные вопросы лучше не отвечать или перевести разговор на самого спрашивающего или на характер вопроса.

4. Чем эмоциональнее вопрос, тем короче дожжен быть ответ.

5. Если спрашивающий переполнен эмоциями, тем спокойнее и хладнокровнее надо ему отвечать.

Наши рекомендации