Методические рекомендации по проведению семинарских занятий
Семинарские занятия - это одна из форм активизации учебного процесса, отработки студентами навыков самостоятельной исследовательской работы. Значение семинарских занятий велико, так как помимо теоретического освоения предмета отрабатывается умение анализировать и оценивать события, факты и ситуации.
Семинарские занятия дают наибольший эффект при вовлечении всей аудитории в дискуссию по каждому из обсуждаемых вопросов. Участие каждого студента помогает мобилизовать все имеющиеся у них знания, почувствовать свою причастность к решению обсуждаемых проблем; способствует развитию научного мышления; формирует навыки изложения собственной позиции, умение выступать перед аудиторией.
Преподаватель предварительно отдельно для каждой студенческой группы предлагает тематику докладов и выступлений. Доклады и выступления должны быть краткими, логически стройными, демонстрирующими применение теоретических знаний не только по данной дисциплине. Для доклада отводится время 5—7 минут.
Преподавателем в ходе семинара может проводиться выборочный контрольный опрос по приведенным вопросам. Ответ на вопрос должен быть лаконичным и конкретным.
Преподаватель в целях создания на семинарских занятиях атмосферы активного слушания и повышения эффективности коммуникации со студентами оценивает не только доклады и выступления, ответы на вопросы, но и вопросы, задаваемые студентами докладчику, а также дополнения студентов.
Цели и задачи проведения семинарского занятия:
1) Дидактические (педагогические) цели и задачи:
- углубить и закрепить знания, полученные на лекции
- сформировать у студентов теоретические знания по основным вопросам темы
- проверить и закрепить знания студентов, полученные в ходе самостоятельной подготовки
- организовать живое, творческое обсуждение учебного материала.
2) Воспитательные цели, задачи:
- укрепить убежденность студентов в важности и необходимости соблюдения норм действующего законодательства РФ.
- изучение индивидуальных особенностей студентов и оказание им помощи в овладении учебной программой.
3) Задачи развития познавательных способностей и умений учащихся (мышления, воли, памяти и т.д.):
- развитие у студентов способности анализировать, выделять главное, существенное: проконтролировать и дать рекомендации по наиболее эффективной самостоятельной работе над материалом занятия;
- развитие у студентов способностей сравнивать, обобщать, делать выводы: проводить анализ норм действующего трудового законодательства и материалов судебной практики;
- развитие у студентов самостоятельности мышления: использовать дискуссии, написание докладов и т.п.;
- развитие у студентов речи: сочетать фронтальные беседы с индивидуальным устным и письменным опросом, заслушивать самостоятельные доклады.
Методы проведения семинарского занятия:
1. Методы организации учебно-познавательной деятельности:
а) по способу передачи и восприятия информации:
- словесный (опрос, дискуссия.);
- наглядный (демонстрация схем, таблиц, плакатов, слайдов и т.д.);
- практический (решение задач, работа с тестами, составление правовых документов (напр. договоров) и т.д.);
б) по логике раскрытия материала:
- индуктивный (от частного к общему);
- дедуктивный (от общего к частному);
в) по способу усвоения учащимися материала:
- репродуктивный;
2. Методы и приемы стимулирования интереса к учению:
- учебная дискуссия;
- связь обучения с предстоящей практической деятельностью обучаемых;
- предъявление учебных требований и др.
3. Методы контроля за эффективностью обучения:
- метод устного, письменного контроля;
- метод индивидуального, группового и фронтального контроля.
Структура организации семинарского занятия студентов состоит из следующих элементов:
- диалоговый контакт преподавателя и студентов в форме «вопрос-ответ», направленный на оценку знаний студентов и восполнение обнаружившихся недостатков в понимании материала учебной дисциплины;
- письменное и устное решение задач;
Контроль качества знаний студентов осуществляется с использованием различных форм диалогового метода:
- в форме прямого контакта преподавателя с одним студентом: вопрос преподавателя - ответ студента;
- в форме дискуссии с группой: вопрос преподавателя - выяснение позиции нескольких студентов по данному вопросу.
- если в организации или у индивидуального предпринимателя один работник – может ли данный работник являться стороной коллективного трудового спора?
- в форме обратной связи: вопрос студента – ответ преподавателя;
- в форме акцентирования внимания студентов на верном решении задачи или в случае неверного решения всеми студентами из группы, дать разъяснение по решению задачи.
Такое разнообразие возможностей использования диалогового контакта делает общение студентов и преподавателя более интересным и информационно насыщенным, позволяет осуществить контроль качества знаний студентов в скрытой форме, не акцентируя внимание группы на его проверочной функции, и в то же время предоставляет преподавателю максимум необходимых данных о результатах обучения студентов.
Преподаватель проводит опрос студентов и при подведении итогов семинарского занятия дает оценку наиболее активным студентам из группы. Одновременно с положительной оценкой работы активно участвующих в диалоге студентов преподаватель отмечает пассивных членов студенческой группы, предоставляя им возможность лучше подготовиться к следующему занятию.