Психологическое провещение родителей в реализации ими воспитательной функции семьи.
В детстве закладывается основа личности человека и его судьбы. Исследования показывают, что современные родители, воспитывая детей, всё больше нуждаются в помощи специалистов. Консультации нужны не только родителям «трудных» детей, но и благополучным семьям. В настоящее время всё чаще встречаются дети эмоционально неустойчивые, с разными вариантами личностной акцентуацией: агрессивностью, лживостью, повышенной ранимостью, избыточной эмоциональной чувствительностью, застенчивостью и т.д.
Работа с родителями – одно из важнейших направлений работы педагога - психолога, нацеленного на сохранение психологического здоровья обучающихся. Анализ современной семьи показывает, что многие родители зачастую не в состоянии обеспечить благоприятные психологические условия, которые способствовали бы эффективной социализации ребёнка, что в свою очередь, приводит к обострению разного рода проблем. Многие проблемы, возникающие в процессе воспитания, часто становятся следствием отсутствия у родителей психолого-педагогической грамотности, недостаточной осознанности, а порой и стихийности воспитательных воздействий. В связи с этим, одной из основных задач в организации работы с родителями выступает повышение их психологической компетентности, под которой понимается совокупность таких личностных и коммуникативных свойств, которая позволяла бы достигать максимально качественных результатов в воспитании и развитии ребёнка.
Повышение психологической компетентности родителей с содержательной точки зрения можно разделить на несколько направлений, каждому из которых соответствуют различные формы работы:
1. Сообщение родителям важной информации, повышение их осведомленности в области возрастной и семейной психологии с целью повышения родительского просвещения о формировании здоровой личности, влиянии семейного воспитания на детей. Эта информация сопровождается рекомендациями, однако, основная задача этого направления – именно получение родителями новых знаний. Решению этой задачи способствуют лекции, семинары, консультации, практикумы, круглые столы. Родительские лектории можно проводить по возрастным группам, по интересам. Отобранный и предлагаемый нами в данном методическом пособии небольшой объем отражает наиболее актуальную информацию.
2. Предоставление родителям возможности обсуждения актуальных вопросов воспитания и обучения, создание пространства для рефлексии и обмена опытом. С целью повышения родительской компетентности необходимо проводить обсуждение в ходе специально организованного мероприятия в сопровождении педагога или психолога. Заинтересованность родителей вызывают круглые столы с приглашением различных специалистов (нарколога, инспектора полиции, специалистов-медиков и т.д.). При проведении таких мероприятий родители получают квалифицированную консультацию не только педагогов, которые в близком контакте с детьми, но и других специалистов.
3. Обеспечение родителям эмоционально позитивного опыта общения с ребенком, формирование навыков конструктивного взаимодействия с ним в реальном общении. Именно к этому направлению можно отнести интерактивные технологии (игры, тренинги).
Необходимо отметить, что однозначно правильной схемы выбора приоритетного направления или формы работы с родителями не существует. В различных школах могут стоять разные задачи и присутствовать разные ресурсы, поэтому при планировании работы важно учитывать анализ ситуации и имеющийся опыт.
На наш взгляд формами взаимодействия с родителями могут быть: анкетирование, консультации, беседы, лектории, дискуссии, практикумы, тематические психологические консультации и др.
Цель: повышение грамотности в сфере возрастной психологии, формирование нового отношения родителей к воспитанию детей, способное улучшить какое-то качество личности или его свойство, облегчить адаптацию ребёнка к учебному процессу на разных ступенях, если потребуется, смягчить сложные семейные условия.
Задачи:
· познакомить родителей учащихся с основными положениями, подходами, способами поддержки ребёнка;
· повысить психолого-педагогическую компетентность родителей с помощью системы мероприятий просветительского и консультационного характера;
· информировать о психологических особенностях детей разного возраста;
· научить лучше чувствовать и понимать своего ребёнка, дать ему возможность для личностного роста, открыто и честно строить с ним взаимоотношения, показать важность общения в семье;
· дать практические рекомендации родителям по вопросам профилактики школьной дезадаптации, о том, как формировать адекватную самооценку ребёнка, помочь своему ребёнку справляться с трудностями.
Развитие психологческой компетентности родителей может быть осуществлено в несколько этапов:
Ø 1 этап – подготовительный (диагностический),(примерный срок – 2 недели, в зависимости от количества участников).
Согласно принципу о единстве диагностики и коррекции, коррекционно-развивающей работе предшествует диагностическое исследование. Для экспресс- диагностики рекомендуется следующий комплекс методик (см. описание в Приложения 1, 2,3):
- Анкета для родителей;
- Выявление родительского отношения к детям («Опросник родительского отношения» А.Я.Варга, В.В.Столин).
- Методика диагностики «помех» (барьеров) в установлении эмоциональных контактов В.В.Бойко.
Ø 2 этап – основной этап,(срок этапа - до 3 месяцев (12 недель).
На этом этапе проводится практическая работа с родителями.
Формы и методы работы
1.Мини-лекция
2.Консультирование
3.Игра
4.Групповая дискуссия; анализ проблемных ситуаций
Психолого-педагогический лекторий нацелен также на улучшение детско-родительских отношений, когда имеет место непонимание родителями основных особенностей развития ребёнка, его потребностей и соответствующей им динамики отношений.
Задача индивидуального консультирования по частным проблемам – улучшение детско-родительских отношений путём оказания родителям помощи в определённой стратегии воспитания, которая должна учитывать индивидуально-психологические особенности ребёнка.
Групповое консультирование по частным проблемам заключается в активном обсуждении общих для членов группы конфликтных ситуаций, возникающих при общении с детьми.
Примечание: Контроль за динамикой коррекционно - развивающей работы с родителями необходимо осуществлять с помощью структурированного наблюдения.