Тема 9. СЕКСИЗМ И ЭТНИЗМ КАК ФАКТОРЫ ДИСКРИМИНАЦИИ ЧЕЛОВЕКА
Положение человека в системе общественных связей и групповых норм, ценностей и оценок – важнейший фактор, определяющий его жизненное пространство. Общественные отношения могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние, определяя поведение субъекта ценностями общества и традиционными культурными стереотипами. В этом отношении социализация и инкультурация (включение в культуру) субъекта в обществе вызывают к жизни систему общественных установок, определяющих социальное неравенство и дискриминацию на основе половых и этнических детерминант, называемых в научной литературе «сексизм» и «этноцентризм» («этнизм»).
9.1. Сексизм и антидискриминационная практика социальной работы
Сексизм (от лат. sexus – пол) – это институциональные и индивидуальные ориентации и установки по признаку пола, приводящие к дискриминации субъекта. Главными факторами дискриминации являются поло-ролевая социализация субъекта, поло-ролевые институциональные стереотипы.
Несмотря на то, что сексизм как система установок распространяется и на мужчин, и на женщин, дискриминации по признаку пола в общественной практике чаще подвергаются женщины.
Понятие «сексизм» появилось в зарубежной литературе в 60-е гг. XX в. В 70-х гг. в научных словарях это понятие фиксируется в качестве функционального термина, значение которого раскрывается как «предубеждение против женщин».
Социально-биологические детерминанты сексизма
Социально-биологические детерминанты сексизма связаны с объективными факторами в развитии человека. Гормоны, дифференциация мозговой активности, поведение − это те показатели, которые влияют в определенной мере на индивидуальные и групповые стереотипы в отношении полов. Половые отличия сопровождаются различиями в психосоматических реакциях, репродуктивности, а также в поведенческих стереотипах, формирующихся на протяжении жизнедеятельности индивида.
Половой диморфизм (анатомические различия) имеет свои автономные измерения:
1. Половая идентичность (способность к самоосознанию и самокатегоризации).
2. Поведение, определяемое полом.
3. Половые различия в познавательных, когнитивных процессах, обучаемости, специфических интеллектуальных способностях и т. д.
4. Сексуальные ориентации.
Однако социобиологические детерминанты, играя определенную роль в основаниях сексизма, тем не менее, не являются главными в этом явлении. Культура и общество являются более жесткими детерминантами в оформлении половой стратификации. Как писала М. Мид, «мужчины могут стряпать, ткать, одевать кукол или охотиться на колибри, но если такие занятия считаются мужскими, то все общество, и мужчины, и женщины признают их важными. Если то же самое делают женщины, такие занятия объявляются «менее существенными».
Сексизм и культура
В человеческой культуре исторически сложилась бинарная оппозиция «мужчина – женщина». Уже в древности сознанию многих народов свойственно противопоставление мужчины – женщине, причем женщина предстает чаще всего источником бед и несчастий, существом, более низкого, чем мужчина, уровня развития. В виде иллюстрации можно привести пословицы и поговорки разных народов. Например, русские – «Курица не птица – баба не человек», «Собака умней бабы: на хозяина не лает», «Волос долог – да ум короток»; осетинские – «Лучше один мужчина, чем сто женщин», «Женщина глупее коровы», «У женщины характер змеиный». Сходные высказывания можно найти у многих народов мира.
Однако основная фаза дискриминации женщин наступает в эпоху образования мировых религий. К этому времени женский труд утрачивает былое общественное значение, сохраняя только индивидуальный и семейно-групповой смысл. Маскулинные идеи пронизывают все религии, отводя женщине вторичное место. Так, на Моконском Соборе 585 г. даже возникла дискуссия, продолжавшаяся более ста лет, на которой обсуждалось, применимо ли к женщине слово «человек» (homo). Можно упомянуть и о древнерусской традиции, европейском Раннем средневековье, когда женщина являлась «предикатом» мужчины. Девицу до замужества обычно называли по имени отца, а после вступления в брак по имени мужа, по сути дела отказывая ей в индивидуальной социальной идентификации. Можно сказать, что идущая с древнейших времен «анималистическая традиция», когда женщину не идентифицируют как человека, а сравнивают с павлинами, змеями, волчицами, кошками, продолжается вплоть до XX в. в виде дискриминационных теорий пола.
В европейской истории можно наблюдать, что роль женщины в период активизации хозяйственной деятельности XV-XVII вв., во время промышленной революции значительно снижается, хотя увеличивается в системе домашнего хозяйствования. Хрестоматийным примером может служить образ Кабанихи из пьесы А. Н. Островского «Гроза», отражающий ту культурную среду, где дискриминация женщиной – женщины и женщиной – мужчины является нормой и общественным правом.
Общественные женские движения, начавшиеся в конце XVIII в., в XX в. в определенной степени изменили социальную и культурную картину традиционно «мужского мира». Феминизм как научное и общественно-политическое течение предложил свое видение не только проблемы равенства полов, но и существования различных моделей демократии, в том числе и на основе гендерных (от англ. gender – «род» в грамматике) подходов. Сегодня можно говорить о феминизме как об общественном течении и системном знании соответствующего направления. Данная идеология находит преломление и в теоретических концептах социальной работы, в частности – как проблема сексизма.
Дискриминация женщин как культурно-историческая проблема еще требует всестороннего исследования и научного осмысления. Попытка проследить динамику развития и оформления основных сексистских паттернов (от англ. pattern – образец, модель) представлена в таблице.
Таблица 1
Традиции | Западная цивилизация | Россия |
Языческая (дохристианская) традиция | Древняя Греция Архаическая эпоха Пренебрежительное отношение к женщине, отсутствие доступа к образованию, распоряжению имуществом Эллинистская эпоха Возрастает самостоятельное значение женщины в обществе, появляются условия для образования, приобретения профессий Древний Рим Эпоха Республики Женщина находится в зависимости от мужчины (отца, мужа). Участие в общественной жизни, получение образования Эпоха Империи Распоряжается имуществом, участвует в политической жизни общества, вступает в брак по собственной воле | Женщина не имеет самостоятельности, подчинена мужчине. Законен инфатицид в отношении женщин |
Средневековая (христианская) традиция | Оформление концепции «вторичности» женщины; моральные антиномии: благочестивый муж – нечестивая жена; «Богоматерь» – Вавилонская «блудница» | Снижение инфатицида. Моральные антиномии: женщина нарушительница социальных норм – женщина домоуправительница; расторжение брака женщиной |
Традиции эпохи Просвещения | «Женское» − противоположное «мужскому». Оформление маскулинной концепции. Мужчина – творец истории | Повиновение женщины родителям и мужу; брачная дискриминация матери - дочери; узаконение бракоразводных процессов |
Традиции XIX столетия | «Фалологоцентризм» – приоритет мужской культуры. Дуализм мира и общества как конфликт «мужского и женского». Концепции «неполноценности женской природы». Антисексистские концепции | «Природно-женское» как антитеза человеческому началу; концепция злой женственности; оформление концепций эмансипации |
Традиции XX столетия | Естественно-природный дуализм пола как основание для дискриминации женщин. Феминизм как теория множественности различий | Философия «равенства мужчины и женщины»; дискриминация по социальным, профессиональным, политическим ориентациям |
Сексизм и общество
В XX в. в общественной практике сексизм рассматривается как часть сложившейся социокультурной системы. Сексизм находит отражение, прежде всего в оплате труда, когда одинаковая работа и одинаковая ответственность за работу оплачивается неравно: труд женщины оплачивается ниже. Система неравной стоимости труда с особой остротой обнажила проблему женской профессиональной деятельности. На данную проблему имеется три точки зрения:
• ориентация на профессиональную деятельность (вплоть до отказа от семьи);
• ориентация на семью (вплоть до отказа от профессиональной деятельности);
• ориентация на сочетание профессиональной деятельности и семейных ценностей.
При этом в зависимости от экономической стратегии государства женщин либо призывают «на рынок труда», либо просят вернуться к «домашнему очагу», освободив рабочие места для мужчин.
Дискриминация женщины пронизывает общественное сознание очень глубинно. Как показывают зарубежные исследования, поло-ролевые стереотипы относительно мужчин и женщин, оцениваемых в одинаковых ситуациях, различны: к женщине предъявляются большие требования, и отношение к ней более критично. Так, поведение бизнесменов – мужчин и женщин – в сходных ситуациях получили такие характеристики:
Таблица 2
МУЖЧИНА | ЖЕНЩИНА |
Он активный | Она настойчивая |
Он безупречен в мелочах | Она придирчива |
Он несдержан, так как увлечен своей работой | Она агрессивна |
Он понизил свой трудовой тонус и т. д. | Она капризна и т. д. |
Предубежденность против женщин основывается на поло-ролевых стереотипах, которые приписывают женщинам, с одной стороны, эмоциональную и коммуникативную направленность, а, с другой стороны, ставят под сомнение их трудовую мотивацию, должностную ответственность и профессиональную компетенцию. О дискриминации по поло-ролевому стереотипу можно говорить и в тех случаях, когда женщина вынуждена совмещать работу домохозяйки с трудом на производстве или в учреждении. В Российской Федерации согласно отдельным исследованиям трудовая мотивация женщин, имеющих детей, связана с невозможностью прожить на зарплату мужа. Двойная занятость приводит к хронической усталости женщин, расстройству здоровья.
Можно упомянуть также и о том, что в средствах массовой информации и литературе женщинам, как правило, придается меньшая общественная ценность, чем мужчинам, хотя очевидно, что психологическая и социальная нагрузка женщины в жизни возрастает. Социальное окружение требует, чтобы она была при всех этих нагрузках молодой и привлекательной, сексапильной и современной, и это не может не приводить к психосоматическим расстройствам. В результате женщины более, чем мужчины, подвержены медикаментозной терапии.
Таким образом, сексизм можно рассматривать как определенную социетальную систему, при которой поло-ролевая социализация, поло-ролевые стереотипы могут являться факторами, негативно влияющими на жизненные стратегии субъекта, его мироощущение и мировосприятие.
На всех уровнях социальной работы при выстраивании интервенций учитывают факторы дискриминации по половым различиям.
Сексизм и социальная работа
Специфика феминистской практики социальной работы заключается в системе идеологических установок. Главная из них – устранение всех форм дискриминации клиента, изменение системы мировоззрения и ценностного отношения социальной среды его обитания. И если феминистская практика обычно связана с проблемой женщин-клиенток, то феминистская идеология рассматривается шире. Она направлена на все виды дискриминации – по этносу, возрасту, классовым различиям, сексуальной ориентации. Феминистская практика, или нонсексистская социальная работа, оформляется в 1960-1970 гг. Ее основу составляют практические методы психиатрии, психологические теории, специфические ценностные установки помощи женщинам. Эти подходы направлены на переформулирование сложившихся идей, осмысление места женщины в современном обществе, определение ее роли. Важнейшей темой в феминистской практике является личностная и политическая идентификация женщины. В этой связи проблемное поле нонсексистской социальной работы образуют такие темы, как женщина и карьера, женщина и ее взаимоотношения с мужчиной, эффективная работа и личностная идентификация.
Проблемы клиентов рассматриваются в контексте политической и социальной структур, выявляются негативные факторы общественной системы, влияющие на индивидуальный жизненный сценарий клиента. Социальная работа направлена на изменение внешней среды, где и формируются сексистские действия. Тем самым разрушаются дискриминационные стереотипы. Такие принципы феминистского вмешательства часто носят характер политических и социальных акций. Интервенции по отношению к клиенту направлены на приобретение социального и политического опыта индивидуально и в группах самопомощи, где конечная цель – осознание проблем, восстановление утраченных связей на основе приобретенного опыта. Таким образом, феминистский терапевтический подход тесно связан с идеей ресоциализации субъекта на основе изменения индивидуального и общественного сознания, внедрения концепции равенства полов и антидискриминационной политики.
Феминистская практика социальной работы с женщинами выработала определенную стратегию, которую можно представить в следующем виде:
Таблица 3
Принципы | Практика социальной работы |
Подготовка | Подготовка к встрече: оформление записей, необходимых для встречи; проверка фактов и исследований относительно женщин; подбор аргументов для формирования обоснованной позиции, позволяющей оспаривать различные сексистские положения |
Моделирование принципов | Сосредоточиться на том, как принимают в обществе женщину; использовать опыт женщин-клиенток; узнать, как их традиционно воспринимают; участие женщин в групповых взаимоотношениях; осмысление условий, обеспечивающих самостоятельность женщин, и зависимость их от мужчин. При взаимоотношениях избегать сексистской лексики |
Соответствие (релевантность) метода | Проанализировать теории, критикующие женщин; избегать стереотипизации и сексуализации женского поведения; избегать жаргона относительно притеснения. Стремиться к успеху даже в ограниченных масштабах; использовать группы, чтобы подчеркнуть общедоступность опыта и продемонстрировать доминирование обоих полов |
Клиентура и агентство | Формировать установку на то, что агентство не в состоянии оказать всестороннюю помощь клиенту, поощрять инициативу самопомощи, политическую и социальную активность |
Расширение практики | Формирование кодекса феминистской практики, в которой агентство выступает как основа для групповой тренинговой работы |
9.2. Этноцентризм и проблемы поддержки нуждающихся
Под этноцентризмом понимается такая система взглядов, согласно которой ценности, культура, образ жизни, традиции одной этнической группы являются основным критерием для восприятия и оценки других этнических общностей. Этнические группы в процессе своего этногенеза выработали механизмы экономической, культурной и социально-психологической самозащиты. Однако групповая этническая идентификация может формировать механизмы дискриминации по принципу: «мы и они». Предубеждение и абсолютизация социокультурной идентичности одной этнической группой над другой вызывают к жизни, согласно концепции Р. Мертона, определенные стереотипы поведения людей. Он выделяет следующие четыре типа:
1. Беспристрастный недискриминатор – человек, не причиняющий ущерба лицам других этнических групп. В основе такого поведения лежат гуманистические принципы, общественные идеалы и ценности.
2. Беспристрастный дискриминатор – человек, не понесший ущерба состороны других этнических групп, но проявляющий дискриминацию по отношению к другим группам, так как ему социально и материально выгодно так поступать.
3. Потерпевший недискриминатор – человек, понесший ущерб от других этнических групп и испытывающий враждебность по отношению к ним, однако признающий закон, социальные нормы и ценности, что не позволяет ему распространять на них агрессию.
4. Потерпевший дискриминатор – человек, понесший ущерб от других этнических групп и не верящий в идеалы свободы и равенства; последовательно осуществляет дискриминацию других этнических групп.
На основании данной типологии, в зависимости от складывающихся жизненных ситуаций, была разработана следующая схема влияния ситуации на проявление дискриминационного поведения субъекта.
Ситуативный фактор
A | B | C | D | |
Беспристрастный недискриминатор | Дискриминация мало вероятна | |||
Беспристрастный дискриминатор | Прогноз невозможен | |||
Потерпевший недискриминатор | ||||
Потерпевший дискриминатор | Дискриминация вероятна |
Ситуация А: сильное недискриминационное социальное давление Ситуация В: слабое недискриминационное социальное давление Ситуация C: слабое дискриминационное социальное давление Ситуация D: сильное дискриминационное социальное давление |
В большинстве стран мира дискриминация де-юре запрещена. Однако фактически существует большой спектр неформальных норм и социальных установок, приводящих к дискриминации тех или иных групп, что, в свою очередь, вызывает у них чувство тревоги, агрессии, фрустрации.
Основные причины этнической дискриминации и притеснения
В мировой истории неоднократно складывались такие ситуации, когда господствующий этнос доминирует над другим этносом. В мировой истории известны примеры расизма и апартеида, даже приводившие к исчезновению народов. Общеизвестны угнетение черных американцев, дискриминация индейских племен, колонизация европейскими странами стран «третьего мира», и т. д. Причины этнической дискриминации связаны со следующими основными факторами: моделями энкультурации и социализации, усвоенными субъектами в процессе социогенеза; предрассудками и агрессией; этническими проекциями; традиционализмом, конкуренцией и эксплуатацией на рынке труда.
Модели инкультурации
Человек в процессе инкультурации усваивает определенные культурные стереотипы. Можно говорить об определенной организации психики человека, когда воспитанный в определенном этносе субъект неадекватно воспринимает незнакомые индивидуальные и групповые поведенческие и социокультурные проявления. Л. Н. Гумилев приводит исторические примеры этнокультурной апперцепции, вызывавшие предубежденность к обычаям и традициям у различных этносов: «Древний афинянин, побывав в Оливии, с негодованием рассказывал, что скифы не имеют домов, а во время своих праздников напиваются до бесчувствия. Скифы же, наблюдая вакханалии греков, чувствовали такое омерзение, что однажды, увидев своего царя, гостившего в Оливии, в венке и с тирсом в руках в составе ликующих эллинов, убили его. Иудеи ненавидели римлян за то, что те ели свинину, а римляне считали противоестественным обычай обрезания. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам...»[1].
Модели социализации
Индивид в процессе вхождения в общество усваивает определенные нормы поведения, осваивает систему коммуникаций, познает систему общественных связей и отношений. Важную роль в процессе социализации играют этнические модели социального обучения, особую роль в формировании этнической идентичности играет семья. Как показывает практика социальной работы, культурная принадлежность клиента является фактором различных видов социального давления. Сравнение моделей социализации в ирландских и английских семьях, представленных в таблице 4, наглядно показывает различие их типов.
Таблица 4
Ирландские родительские наставления | Английские родительские наставления | |
Жизненные ожидания | Люди изначально греховны, жизнь задается судьбой. Либо вы любимчик фортуны, либо нет − ничего изменить вы не в силах | Добро и зло зависят от личного выбора. Вы отвечаете за свою судьбу. Живи по закону и трудись в этом залог успеха |
Отношение к семье | Семья − ваш исток и ваша сила. Семья − ваша индивидуальность и ваш долг. Без семьи вы одиноки и беспомощны | Вы личность сильная и самодостаточная. Оставь свой дом, чтобы устроить свою судьбу, создай свою новую семью. Ваша жизнь − в ваших руках |
Роли полов | Женщины морально превосходят мужчин. Мужчины обычно подвержены всевозможным слабостям. Мать - основа семьи | Женщины − хрупкие создания и нуждаются в защите. Отец − глава семьи |
Отношение к женитьбе | Женитьба необходима, и ты связан ею на всю жизнь. Если у тебя в семье есть проблемы − это твой крест и надо нести его | Женитьба − социальный контракт. Обе стороны ответственны за согласие в семье. Если одна из сторон ведет себя недопустимо, развод возможен |
Этническая агрессия и предрассудки
Зарубежные исследования в области этнической агрессии условно можно сгруппировать вокруг двух основных предположений:
1. Люди более агрессивны по отношению к другой этнической группе, отличающейся от своей группы.
2. Люди с расовыми предрассудками будут вести себя более агрессивно к представителям других этнических групп, чем к представителям своей этнической группы.
Однако экспериментальные данные показывают, что ситуационные факторы, такие, как анонимность и раздражение, играют более значимую роль в проявлениях этнической агрессии.
Люди имеют большую склонность к дискриминации, когда они оскорблены и ощущают угрозу и/или свободны от общественного осуждения. Независимо от расы, люди, имеющие предрассудки в отношении других этнических групп, более агрессивны, чем люди без предрассудков.
Этнические проекции
Этнические проекции в плане дискриминации связаны с культурным шоком и с индивидуальными проекциями. Культурный шок часто связан с миграций, когда этнические группы добровольно либо по принуждению меняют свою среду обитания. Так, в результате этнических конфликтов 1988-1989 гг. из Азербайджана в Армению и из Армении в Азербайджан переселилось свыше 420 тыс. человек. При этнических конфликтах в Узбекистане страну покинуло 9 тыс. русскоязычного населения, а из Азербайджана мигрировало более 10 тыс. Культурный шок как последствие миграции связан с новым для мигранта разнообразием «вербальных и невербальных символов», которые дезориентируют его в повседневной жизни, приводят к стрессовым ситуациям. При такой ситуации наблюдается «чувство беспомощности, стремление к контактам с представителями собственной культуры, уже долго проживающей в новой культуре, страх быть обманутым или оскорбленным, общее снижение настроения и т. д.». Таким образом, явления, сопровождающие культурный шок, могут провоцировать негативные установки для возникновения агрессии.
В основе индивидуальных проекций нередко лежит феномен «негативных качеств личности». Некоторые люди имеют негативные качества, от которых они подсознательно хотели бы избавиться. До конца их не осознавая, а потому и не имея возможности и упорства это сделать, они «проецируют» эти свои качества на чужие этнические группы, освобождаясь, таким образом, от отрицательных эмоций в отношении себя и направляя их вовне.
Традиционализм
Этническая самоидентификация может сопровождаться и определенными групповыми установками, когда дискриминация другой, не «своей» группы позволяет снимать ощущение «неуверенности или подчиненного положения». Повышение групповой самооценки в таких случаях осуществляется на основе принципа «ты лучше, чем они». Такая позиция выражается в оценке «чужой» культуры на основе традиционных для данной культуры символов, ценностей и стереотипов.
Согласно исследованиям Ашмора и Дельбока, в современном западном обществе этническая предубежденность претерпела изменения, однако она не исчезла и обрела новые формы:
• Расизм низших слоев общества – «ощущение расовой угрозы», основанное на страхе потерять доминирующее положение этнического большинства.
• «Символический расизм жителей пригородов» – положительное отношение к интеграции этнического меньшинства, но сопротивление продвижению его представителей в социальной иерархии.
• «Антирасизм по расчету» – система взглядов представителей высших слоев общества, которые готовы оказывать протекцию людям иной расы, если это повышает их оценку в глазах окружающих.
Конкуренция на рынке труда
• Конкуренция на рынке труда предъявляет определенные требования к работающим людям. Социокультурные теории рассматривают дискриминацию как последствие этой конкуренции, когда этническое большинство стремиться сохранить свое общественное влияние и упрочить свои экономические позиции. Именно экономические отношения определяют существование различных форм эксплуатации, использующих расистские настроения.
Социальная работа и этноцентризм
Практика социальной работы с этночувствительными группами клиентов предполагает наличие определенных знаний у социального работника, таких, как знание культуры клиента, особенности социальных ценностей и ориентации, стереотипы поведения и специфику взаимоотношений в различных референтных группах. В процессе взаимодействия с этночувствительными клиентами социальный работник должен придерживаться следующих принципов:
• осуществлять поддержку на основе понимания социокультурного своеобразия клиента;
• оказывать помощь клиентам без предубеждений по отношению к ним;
• планировать совместно с клиентами решение их проблем;
• сотрудники социального агентства, работающие с этническими меньшинствами, должны иметь соответствующую квалификацию;
• представителям этнических меньшинств должны быть предоставлены
возможности для специального профессионального обучения.
Особенность этих принципов заключается в том, что антидискриминационная практика направлена не только на формирование отношений с клиентом, но и на предотвращение институциональной дискриминации.
Практика социальной работы в этнически гомогенной среде базируется на «концепции двойного подхода». В основе этой концепции лежит предположение, что клиенты взаимодействуют в двух системах. Первая − доминантная система, являющаяся источником власти, доходов и средством контроля; вторая − этнокультурное окружение, представленное семьей и общиной. При работе с клиентом необходимо учитывать влияние данного окружения на жизненный сценарий клиента.
В зарубежной практике социальной работы с этническими группами широко используется концепция Барбары Соломон, иногда называемая стратегией полномочий.
Стратегия полномочий
В основе этой стратегии лежит устранение негативных влияний и отрицательных оценок, которые обычно имеет этническое меньшинство. По мнению Б. Соломон, этнические меньшинства страдают не столько от материальной недостаточности, сколько от невозможности использовать механизм власти. Стратегия полномочий предполагает не только равное и эффективное обслуживание всех клиентов, но и активизацию самопомощи, снятие институциональных отрицательных оценок клиента.
Б. Соломон считает, что развитие человека проходит три уровня:
• уровень семьи, где формируется доверие и социальная компетентность субъекта;
• уровень формирования навыков социальной компетентности на основе взаимодействия с социальными институтами;
• уровень принятия и выполнения необходимых социальных ролей.
Отсюда выстраиваются главные цели стратегии полномочий:
• обнаружение реальных проблем клиента;
• предоставление социальным работником специфических знаний для использования клиентом в решении своих проблем (причем социальный работник и клиент выступают как партнеры);
•использование структур власти для изменения ситуации клиента.
Эта модель относится не только к уровню власти, но и к уровню семьи. Отсюда возникает ряд специфических требований к роли и компетенции социального работника. В практике взаимодействия с этночувствительными группами социальный работник выступает в следующих основных ролях: как консультант, который предоставляет модели решения клиентом возникших трудностей, способы улучшения самочувствия клиента; как тренер-учитель, обучающий клиента умениям решений задач.
Специфика ролей требует от социального работника нонрасистской практики специфических умений, среди которых:
• способность предоставлять альтернативные объяснения любого поведения, помогать находить правильные и отклонять ложные;
• способность находить альтернативные программы, подходящие клиенту;
• способность проявлять сочувствие, интерес, сердечность к клиенту, несмотря на наличие у него этнических стереотипов;
• способность понимать истинные чувства окружающих, даже если они выражаются в непривычной форме.