Типологические особенности и успешность выполнения различных умственных действий
В процессе учебной деятельности учащиеся выполняют самые разнообразные действия, которые предъявляют к ним столь же различающиеся требования. Успешность выполнения действий по-разному связана с типологическими особенностями свойств нервной системы. Об этом свидетельствуют данные, полученные во многих исследованиях М.Р. Щукина, В. А. Суздалевой, С.А. Изюмовой и пр.
Так, лицам с инертностью нервных процессов присуще более медленное усвоение информации, при обучении они чаще требуют повторить инструктаж. Однако, проигрывая в быстроте инертные как показано в ряде работ, могут работать точнее, выполнять задание тщательнее.
Быстрота ассоциативных и мыслительных процессов связана с лабильностью и подвижностью нервной системы. Смысловая переработка формации лучше осуществляется лицами с высокой лабильностью, слабой нервной системой и преобладанием второй сигнальной системы по И.П. Павлову: лица со слабой нервной системой воспроизводят больше смысловых единиц текста и их связей, т. е. более полно вникают в смысл текста.
По данным М.К. Акимовой, «слабые» лучше справляются с решением логических задач.
Запечатление информации эффективнее происходит у лиц с сильной нервной системой, инертностью нервных процессов преобладанием первой сигнальной системы над второй.
Быстрота решения невербальных умственных задач больше у лиц с сильной нервной системой. У них же выше пространственное прогнозирование.
Среди одаренных учащихся математиков более высокие интеллектуальные показатели имеют лица с сильной нервной системой. Авторы объясняют это спокойствием, флегматичностью, рациональностью и реалистичностью этих учащихся.
Учащиеся со слабой нервной системой, которая чаще всего сопровождается и высоким нейротизмом, в жестких условиях обучения проигрывают лицам с сильной нервной системой.
Учащиеся с высокой лабильностью нервной системы тратят меньше времени на выполнение заданий, но в то же время успешность выполнения этих заданий достоверно не отличается от таковой учащихся с инертностью нервной системы, если время решения задач не ограничивается.
Большое влияние на успешность учебной деятельности могут оказывать состояния, возникающие у учащихся на уроках. Одним из них может быть состояние монотонии, являющееся следствием однообразной работы и связанное с возникновением скуки, ослаблением внимания и активности. По общему уровню успешности интеллектуально-сенсорной монотонной деятельности «слабые» опережают лиц с сильной нервной системой. Эти данные в какой-то степени объясняют тот факт, что при решении простых задач лица со слабой нервной системой имеют лучшие результаты, чем лица с сильной нервной системой.
Ситуации, не вызывающие сильного напряжения, повышают продуктивность внимания у лиц со слабой нервной системой, в результате чего типологические различия по успешности между «сильными» и «слабыми» нивелируются. При большом напряжении у лиц с сильной нервной системой продуктивность внимания повышается, а у лиц со слабой нервной системой - снижается. Ситуация угрозы вызывает увеличение ошибок у тех и других, но в большей степени - у лиц со слабой нервной системой.
При проявлении учащимися интереса к заданию, различия в продуктивности внимания между лицами с разной силой нервной системы исчезали.
При сильной мотивации перцептивные и мнемические функции больше проявляются у лиц со слабой нервной системой, а конструктивные задачи лучше решают лица с сильной нервной системой.
Очевидным становится факт, что успешность учебной деятельности может определяться типологическими особенностями двумя путями: через влияние на умственные способности (выступая в них в качестве задатков) и через влияние на возникновение тех или иных психических состояний при существующих методиках обучения, при тех или иных воздействиях учителя на учащихся.
М.К. Акимова и В.Т. Козлова выделили ситуации, при которых возникают трудности у учащихся со слабой и инертной нервной системой (учащиеся с сильной и лабильной нервной системой в этих ситуациях имеют преимущество).
Для учащихся со слабой нервной системой:
1) длительная напряженная работа (как на уроке, так и дома); учащиеся быстро устают, начинают допускать ошибки, медленнее усваивают материал;
2) ответственная, требующая нервно-психического напряжёния, самостоятельная, контрольная или экзаменационная работа, в особенности при ограниченном времени;
3) ситуация, когда учитель в высоком темпе задает вопросы и требует на них немедленного ответа;
4) работа в условиях, когда учитель задает неожиданный вопрос и требует на него устного ответа; для этих учащихся более благоприятна ситуация письменного ответа, а не устного;
5) работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно;
6) работа в ситуации, требующей отвлечения (на реплики учителя, вопрос другого учащегося)
7) работа в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного работы на другой (например, когда учитель во время объяснения одновременно ведет опрос учащихся по прошлому материалу, привлекает разнообразный материал — карты, слайды, учебник, заставляет делать записи в тетради, отмечать на карте, следить по учебнику и т.д.);
8) работа в шумной неспокойной обстановке;
9) работа после резкого замечания, сделанного учителем, после ссоры с товарищем ит.д.;
10) работа у вспыльчивого, несдержанного педагога;
11) ситуация, когда на уроке требуется усвоить большой по объему и разнообразный по содержанию материал.
Для учащихся с инертностью нервной системы:
1) когда учитель предлагает классу задания, разнообразные по содержанию и по способам решения;
2) когда учитель подает материал в достаточно высоком темпе и не ясна последовательность вопросов, обращенных к классу;
3) когда время работы ограничено, и невыполнение ее в срок грозит плохой отметкой;
4) когда требуется частое отвлечение (на реплики учителя и т. д.);
5) когда учитель задает неожиданный вопрос и требует быстрого ответа;
6) когда необходимо быстрое переключение внимания с одного вида работы на другой;
7) когда оценивается успешность освоения материала на первых этапах его заучивания;
8) когда требуется выполнять задания на сообразительность при высоком темпе работы.
Существующая система проведения уроков и опроса учащихся, в основном, ориентирована на учащихся с сильной и лабильной нервной системой. Объяснить это можно, с одной стороны, обилием учебного материала, вследствие чего учитель вынужден все время «гнать программу», а с другой - тем, что учитель в силу своей профессиональной подготовленности, сам становится как бы «сильным» и «лабильным», даже если таковым в действительности не является. Отсюда он может подсознательно задавать высокий темп работы. Поэтому все обучение в школе - это своеобразное соревнование на время выполнения учебных заданий (Е.П. Ильин).