Студентов 4 курса филологического факультета

ИНФОРМАЦИЯ

О МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

СТУДЕНТОВ 4 КУРСА ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

(1 марта – 28 марта 2017 г.)

Основная цель практики — приобретение и осознание студентами опыта педагогической деятельности при выполнении основных функций учителя русского языка и классного руководителя.

Назначение практики студентов заключается в подготовке к основным видам профессиональной деятельности, реализации приобретенных профессиональных знаний, навыков, умений и профессиональной адаптации.

Перед студентами во время педагогической практики стоят следующие задачи:

· познакомиться со структурой и содержанием образовательного процесса в школе, с особенностями работы учителей русского языка и литературы, классного руководителя, администрации школы;

· освоить педагогические формы образовательного взаимодействия с учениками, научиться самостоятельно и творчески применять задания и способы деятельности, которые осваивались при изучении специальных и психолого-педагогических дисциплин;

· научиться планировать, проводить и анализировать различные виды учебных и внеурочных занятий, использовать наиболее эффективные методы обучения, воспитания и развития;

· приобрести начальный опыт ведения научно-методической работы, опытно-экспериментальных форм педагогической деятельности;

· ознакомиться с опытом учителей, опробовать наиболее эффективные из применяемых ими приемов и методов обучения;

· получить навыки индивидуальной работы с учащимися и их родителями.

Практику в образовательном учреждении следует организовать таким образом, чтобы студенты имели возможность реального педагогического взаимодействия с учениками и освоения школьной действительности с позиции педагога. В частности, распределять студентов желательно в 5-7 классы (поскольку часов русского языка в них больше, чем в 8-11 классах), причем строго по одному студенту на класс.

Первые дни педагогической практики носят ознакомительный характер. Каждый студент посещает уроки учителей по всем предметам в закрепленном классе. Во время посещения занятий важно изучить особенности поведения учащихся, запомнить их имена, расположение учеников за партами в классе, чтобы уверенно обращаться к ним во время своих уроков. Присутствуя на уроках, студент осмысливает и берет на вооружение наиболее эффективные формы и методы работы учителя.

В течение первой недели составляется и согласуется с учителем и классным руководителем индивидуальный календарный план студента на весь период практики. В конце первой недели студенты приступают к активной педагогической деятельности в качестве учителя русского языка.

Подготовка к самостоятельному проведению студентом уроков включает:

1) консультацию с учителем-предметником и вузовским методистом (при необходимости) по предстоящим урокам, уточнение их тематики и сроков проведения;

2) изучение действующей образовательной программы, используемых учебников, учебных и методических пособий; знакомство с рабочими программами;

3) определение роли и места предстоящего урока в изучаемой теме, его связей с предыдущими и последующими занятиями; выяснение смысла урока, зачем и для чего ученикам и учителю необходимо его проведение; формулировка целей и задач урока с учетом особенностей класса;

4) отбор минимального содержания учебного материала для урока, выбор формы его проведения, основных видов деятельности учеников, которые им будут предложены.

5) выбор наиболее эффективных методов обучения, способствующих активной образовательной деятельности учащихся; определение форм и способов организации познавательной деятельности;

6) отбор и подготовку раздаточного демонстрационного материала, таблиц, моделей;

7) разработку структуры и плана занятия; составление конспекта урока; утверждение конспекта урока до его проведения учителем или методистом.

8) обсуждение (анализ) проведенного урока.

Студенты участвуют во всех мероприятиях, проводимых в образовательном учреждении и в своих классах.

Методическая практика включает:

1) учебную работу по предмету: темы, цели и сроки проведения уроков русского языка (не менее 10 уроков за весь период практики);

2) внеурочную работу по предмету «русский язык»: проведение мероприятий, изготовление наглядных пособий, газет и т.п.;

3) воспитательную работу в классе, индивидуальные формы занятий с учениками;

4) научно-методическую работу студентов, результаты которой следует представить в следующих документах:

а) рабочая программа по русскому языку на период прохождения практики (заверенная подписью учителя и печатью школы); три конспекта уроков: два конспекта традиционных уроков и один конспект нетрадиционного урока (или один конспект внеклассного мероприятия по предмету) также заверенные подписью учителя и печатью школы – представляется руководителю педпрактикой доценту кафедры русского языка А.А. Кудрявцевой;

б) анализ своего урока с точки зрения его личностно-развивающего потенциала (см. приложение 1); описание и анализ смоделированной на своем уроке личностно-ориентированной ситуации успеха для одного ученика (см. приложение 2); самоанализ практики (см. приложение 3) – представляется руководителю по воспитательной работе доценту кафедры педагогики Е.В. Сергеевой;

в) текст размышлений на тему «Конструктивное взаимодействие с учащимися в условиях образовательного учреждения», а также материалы самостоятельной работы студента в период практики (портфолио), анализ которых является основой для написания текста размышлений на заданную тему – представляется руководителю по психологии доценту кафедры психологии И.В. Жулановой;

г) отчет о результатах педпрактики на бланке – заполняется студентом, учителем русского языка, классным руководителем, руководящими педпрактикой преподавателями;

д) выступление на итоговой конференции по педпрактике, на которой студенты отчитываются о проделанной работе, высказывают свои пожелания представителям вуза и школ, рассказывают о том, чему они научились за время практики.

Наши рекомендации