Общая характеристика модуля
1.1. Цель модуля: формирование готовности магистрантов к научно-исследовательской деятельности в образовании.
1.2. Задачи модуля:
- подготовка к организации и проведению мониторинговых исследований, разработка и реализация исследовательских и научно-практических проектов, анализ, обобщение и представление результатов собственной профессиональной деятельности;
- формирование способности к организации и участию в междисциплинарных психолого-педагогических исследованиях, разработках и мероприятиях;
- изучение, анализ и обобщение результатов отечественных и зарубежных научных исследований в области педагогики и психологии образования с целью определения проблем исследования;
- освоение и использование современных информационных и компьютерных методов психолого-педагогического исследования, с использованием современных средств обработки результатов, баз данных и знаний (сетевых, интернет-технологий);
проектирование и реализация научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ, исследовательских и социальных проектов в сфере образования, культуры, социальной защиты, здравоохранения;
анализ и обобщение результатов исследовательских, развивающих, педагогических и иных социальных проектов в психолого-педагогической области.
1.3. Общая трудоемкость модуля - 11 зачетных единиц.
2. Планируемые результаты освоения модуля:
Компетенции обучающегося как совокупный ожидаемый результат обучения по завершению освоения модуля:
способен изучать объекты и процессы с точки зрения анализа социоэкономических и культурно-исторических условий их происхождения (ОК-1);
владеет методологией культурно-исторического и деятельностного подходов (ОК-2);
владеет практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ОК-3);
способен принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре (ОК-4);
способен выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности (ОК-5);
способен к самосовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельности (ОК-7);
способен использовать инновационные технологии в практической деятельности (ОК-8);
способен проявлять инициативу и принимать адекватные и ответственные решения в проблемных ситуациях, в том числе в ситуациях риска (ОК-9);
способен выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных (ОК-11).
использует научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеет современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2);
владеет современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-6).
Трудовое действие | Наименование компетенции ФГОС ВО, необходимой для выполнения трудового действия | Планируемые результаты освоения модуля |
Обобщенная трудовая функция – 3.1 Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных учреждениях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ | ||
Трудовая функция – 3.1.1Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ | ||
Разработка и реализация личностной и метапредметной составляющей мониторинга результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленных федеральными государственными образовательными стандартами | способен изучать объекты и процессы с точки зрения анализа социоэкономических и культурно-исторических условий их происхождения (ОК-1); | Знает и понимает: - основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук; - способы решения профессиональных проблем на основе представлений об их социоэкономической и культурно-исторической обусловленности Умеет: - применять методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; - выявлять и анализировать объекты и процессы с точки зрения социоэкономических и культурно-исторических условий их происхождения Владеет (навыками и/или опытом деятельности): - способностью целесообразно и своевременно использовать методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; навыками оценивания социально-значимых проблем и процессов применительно к своей деятельности на основе представлений об их социоэкономической и культурно-исторической обусловленности |
владеет методологией культурно-исторического и деятельностного подходов (ОК-2); | Знает: понятийный аппарат и методологию культурно-исторического и деятельностного подходов Умеет: проектировать научно-исследовательскую и образовательную деятельность с ориентацией на методологию культурно-исторического и деятельностного подходов Владеет: методологией культурно-исторического и деятельностного подходов | |
Способен выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных (ОК-11) | Знает:сущность и методологию научного познания, методы анализа данных Умеет: различать и выделять ключевые методологические подходы и принципы в контексте научного исследования по психологии и педагогике, проводить сравнительный анализ данных Владеет: методами, приемами и способами выделения существенных связей и отношений, проведения сравнительного анализа данных | |
Использует научно обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеет современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2) | Знает особенности организации деятельности психолого-педагогического направления и проведения диагностического исследования в образовательной среде, методы обработки и интерпретации данных Умеет проектировать исследование и применять научно обоснованные методы сбора, обработки данных и их интерпретации в условиях психолого-педагогической деятельности Владеет навыками проектирования диагностического исследования и современными методами психолого-педагогической диагностики | |
Владеет современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-6) | Знает и понимает: - основные тенденции развития современного образования, структуру иметоды исследовательской работы в области образования; - специфику комплексного подхода, принципы организации научного исследования способы достижения и построения научного знания; - технологии проектной деятельности в гуманитарной сфере Умеет: - выявлять научные проблемы в области образования,осуществлять поиск и сбор информации для их решения; - использовать современными технологии проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода Владеет (навыками и/или опытом деятельности): - опытом проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода; основными методами эмпирического исследования,способностью анализировать, обобщать и систематизировать существующий опыт, статистически обрабатывать результаты исследования, ставить новые исследовательские задачи | |
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) | владеет практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ОК-3); | Знает: критерии научности информации, поисковые системы, компьютерные средства Умеет: отбирать научную информацию по запросу и в соответствие с исследовательскими задачами; пользоваться поисковыми системами; Владеет: методами сбора и анализа данных с использованием современных компьютерных средств; руководствуется критериями научности при поиске и отборе научной и профессиональной информации |
способен принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре (ОК-4); | Знает: основные требования к публичному выступлению и его алгоритм; требования к научным текстам, статьям Умеет: планировать свое выступление перед аудиторией; выступать перед коллегами по намеченному плану; участвовать в обсуждении ответов своих товарищей; осуществлять мыслительную деятельность, анализировать научный текст; планировать и выполнять работы по созданию научных текстов Владеет: способностью оценивать достоинства и недостатки своего выступления в соответствии с поставленной целью; обладает способностью самостоятельно получать информацию из научно-методических источников, создавать научные тексты | |
Способен к самосовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельности (ОК-7) | Знает: закономерности профессиогенеза; феноменологию и сущностные характеристики профессиональной деятельности; Умеет: адекватно оценивать и анализировать собственную профессиональную деятельность, находя в ней объективные достоинства и недостатки, планировать и реализовывать программы саморазвития Владеет: методами организации и планирования профессиональной деятельности, самосовершенствования и саморазвития | |
Обобщенная трудовая функция – 3.1. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования | ||
Трудовая функция – 3.1.3 Развивающая деятельность | ||
Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка | Способен выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных (ОК-11) | Знает:сущность и методологию научного познания, методы анализа данных Умеет: различать и выделять ключевые методологические подходы и принципы в контексте научного исследования по психологии и педагогике, проводить сравнительный анализ данных Владеет: методами, приемами и способами выделения существенных связей и отношений, проведения сравнительного анализа данных |
Способен выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности (ОК-5) | Знает: сущность и закономерности социального взаимодействия, основные принципы толерантности Умеет организовать профессиональное общение и взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности Владеет: методами организации и регуляции общения и взаимодействия в образовательном процессе | |
Способен использовать инновационные технологии в практической деятельности (ОК-8) | Знает: особенности современных технологий обучения и воспитания; Умеет: применять инновационные технологии в научной работе и учебно-воспитательном процессе Владеет: методами и приемами использования инновационных технологий в научной работе и учебно-воспитательном процессе | |
Способен выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных (ОК-11) | Знает:сущность и методологию научного познания, методы анализа данных Умеет: различать и выделять ключевые методологические подходы и принципы в контексте научного исследования по психологии и педагогике, проводить сравнительный анализ данных Владеет: методами, приемами и способами выделения существенных связей и отношений, проведения сравнительного анализа данных | |
Использует научно обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеет современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2) | Знает особенности организации деятельности психолого-педагогического направления и проведения диагностического исследования в образовательной среде, методы обработки и интерпретации данных Умеет проектировать исследование и применять научно обоснованные методы сбора, обработки данных и их интерпретации в условиях психолого-педагогической деятельности Владеет навыками проектирования диагностического исследования и современными методами психолого-педагогической диагностики | |
Владеет современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-6) | Знает и понимает: - основные тенденции развития современного образования, структуру иметоды исследовательской работы в области образования; - специфику комплексного подхода, принципы организации научного исследования способы достижения и построения научного знания; - технологии проектной деятельности в гуманитарной сфере Умеет: - выявлять научные проблемы в области образования,осуществлять поиск и сбор информации для их решения; - использовать современными технологии проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода Владеет (навыками и/или опытом деятельности): - опытом проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода; основными методами эмпирического исследования,способностью анализировать, обобщать и систематизировать существующий опыт, статистически обрабатывать результаты исследования, ставить новые исследовательские задачи |
2. Структура модуля: