Научный руководитель д.м.н., проф. Богданова Г.Н.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ЖЕНЩИН 30-35 ЛЕТ

С ВЕГЕТОСОСУДИСТОЙ ДИСТОНИЕЙ ПО ГИПЕРТОНИЧЕСКОМУ ТИПУ В ТРЕНИРУЮЩЕМ ПЕРИОДЕ

Гизитдинова Д.Р., АФК-41 БИФК

Научный руководитель д.м.н., проф. Богданова Г.Н.

Вегетососудистая дистония является одной из распространенных нозологических форм сердечнососудистой патологии, встречаемость которой составляет 30% взрослого населения. По статистике вегетососудистой дистонией чаще всего страдают женщины [4].

Реабилитация пациентов с вегетососудистой дистонией является актуальной проблемой. Особого внимания заслуживает реабилитация пациентов, ее усовершенствование позволяет значительно повысить ее эффективность [1].

Цель работы: изучить эффективность усовершенствованной методики ЛГ у пациенток 30-35 лет с вегетососудистой дистонией на санаторном этапе реабилитации.

Гипотеза: предполагалось, что применение занятий на беговой дорожке «Беговая дорожка WNQ F1-7000F» в сочетании с фитбол-гимнастикой у пациенток 30-35 лет с вегетососудистой дистонией в восстановительном периоде позволит повысить эффективность реабилитационных мероприятий, что выразится в повышении функциональных возможностей сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем и общей работоспособности.

Задачи исследования:

1. Проанализировать функциональное состояние женщин 35-40 лет с вегето-сосудистой дистонией по гипертоническому типу в тренирующем периоде по данным научно-исследовательской литературы.

2. Усовершенствовать методику лечебной физической культуры для женщин 35-40 лет с вегето-сосудистой дистонией по гипертоническому типу в тренирующем периоде.

3. Экспериментально проверить эффективность усовершенствованной методики лечебной физической культуры у женщин 35-40 лет с вегето-сосудистой дистонией по гипертоническому типу в тренирующем периоде.

Сравнительный педагогический эксперимент проводился в санатории «Зеленая роща». Контрольную группу (КГ) составили пациентки (n=10), у которых лечебная физическая культура проводилась по методике С.Н Попова [3]. Пациенты экспериментальной группы (ЭГ, n=10) занимались по усовершенствованной методике лечебной гимнастики, с включением в основную часть занятия тренировки на тренажере «Беговая дорожка полупрофессиональная WNQ F1-7000F» в сочетании с упражнениями на фитболе.

Урок лечебной физической культуры в экспериментальной группе предполагал проведение вводной, основной и заключительной частей.

Вводная часть – отводилось 30% от общего времени занятия (15 минут). Задачи вводного раздела: активация функционального состояния сердечнососудистой, дыхательной систем и подготовка организма к предстоящей нагрузке. Использовались ОРУ и ДУ в соотношении 1:1. В этой части выполнялись ходьба с различными вариантами, общеразвивающие упражнения для мышц шеи, пояса верхних конечностей, ног (стопа, голень) и дыхательные упражнения, способствующие активизации деятельности нервной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем из и. п. стоя. Темп средний и быстрый, количество повторов 6-8 раз.

В основной части применялись упражнения на фитболе и занятия на тренажере «Беговая дорожка полупрофессиональная WNQ F1-7000F».

Занятия на тренажере тренируют выносливость и вызывают утомление, поэтому упражнения на развитие координации (фитбол-гимнастика), проводились в начале основной части занятия [4].

Фитбол-гимнастика.

– 1 – неделя: время тренировки – 8 мин. Проводились упражнения в и.п. сидя на мяче (махи руками, наклоны вправо, влево). В и. п. лёжа на мяче – прогибание с вытянутыми руками. В и. п. стоя – наклоны с мячом в руках. Количество повторов 10-12 раз, в сочетании с дыхательными упражнениями.

– 2 – неделя: время тренировки – 8 мин, проводились упражнения в тех же и. п. , количество повторов 10-12 раз, с усложнением упражнений в и. п. сидя на мяче за счет уменьшения площади опоры (опора на одну ногу). Дыхательные упражнения проводились в и. п. сидя на мяче.

– 3 – неделя: время тренировки – 5 мин, проводились упражнения в тех же и.п., количество повторов 10-12 раз. Усложнение упражнений в и. п. сидя на мяче за счет наклонов головы в стороны во время выполнения упражнений. Дыхательные упражнения проводились в и. п. сидя на мяче.

– 4 – неделя: время тренировки – 5 мин, проводились упражнения в тех же и.п. Усложнение упражнений в и. п. сидя на мяче за счет изменения положения на «одна нога на мяче», количество повторов 10-12 раз. Дыхательные упражнения проводились в и. п. сидя на мяче.

Распределение нагрузки во время занятий на тренажере:

– 1 – неделя: время тренировки – 15 мин, ЧСС от 111 до 114 уд./мин. (60% от максимальной ЧСС). Ходьба 8 минут. Ходьба с уклоном 3-6°, 5 минут. Бег (уклон 0°) 2 минуты.

– 2 – неделя: время тренировки – 15 мин, ЧСС от 120 до 123 уд./мин. (65% от максимальной ЧСС). Ходьба 8 минут. Ходьба с уклоном 5-8°, 5 минут. Бег (уклон 0°) 2 минуты.

– 3 – неделя: время тренировки – 20 мин, ЧСС от 130 до 133 уд./мин. (70% от максимальной ЧСС). Ходьба 8 минут. Ходьба с уклоном 5-8°, 7 мин. Бег (уклон 0°) 2 минуты.

– 4 – неделя: время тренировки – 20 мин, ЧСС от 130 до 133 уд./мин.

(70% от максимальной ЧСС). Ходьба 8 минут. Ходьба с уклоном 5-8°, 5 мин. Бег (уклон 0°) 4 минуты,

Заключительная часть – отводилось 20% от общего времени (10 минут). Проводились упражнения на растягивание в сочетании с упражнениями на дыхание, ДУ:СУ в соотношении 1:1. Задача заключительной части: постепенное снижение физической нагрузки и восстановление пульса до исходного состояния. Применялись дыхательные упражнения и упражнения на растягивание в и. п. сидя на полу.

Пациентки как контрольной, так и экспериментальной групп находились под наблюдением в течение 4 недель. Занятия ЛФК проводились 3 раза в неделю продолжительностью 40-45 минут.

Сравнительный анализ различных методик лечебной гимнастики пациентов контрольной и экспериментальной групп проводился с использованием проб Руфье, Ромберга, Штанге, Генчи, клиностатической, ортостатической. Измерялись частота сердечных сокращений, частота дыхательных движений, систолическое и диастолическое артериальное давление [2,5].

Анализ результатов проведенного исследования показал, что все изучаемые показатели, как в контрольной, так и в экспериментальной группах в начале курса реабилитации достоверных различий между собой не имеют, что говорит об однородности сравниваемых групп и возможности дальнейшего проведения нашего исследования.

К концу курса реабилитации изучаемые показатели у пациентов экспериментальной группы достоверно отличаются от таковых в контрольной группе.

Таблица 1

Восстановление функциональных возможностей пациентов

контрольной и экспериментальной групп

в процессе реабилитации (X±δ)

Показатели Группы Исходные данные В конце реабилитации Норма
ЧСС, уд./мин КГ 80,4 ± 3,2 74,4±4,0 60-74 уд./мин
ЭГ 78,4 ± 3,2 66,2±4,0
p - p<0,05
Систолическое АД, мм рт. ст. КГ 128,6 ±5,0 121,6±5,0 110-120 мм рт. ст.
ЭГ 130,0 ±3,2 112,0±5,0
p - p<0,05
Диастолическое АД мм рт. ст. КГ 86,0±6,5 79,5±3,2 70-80 мм рт. ст.  
ЭГ 87,5±4,9 68,6±6,4
p - p<0,05
ЧДД, дв./мин КГ 20,3 ±1,6 19,4±1,6 16-20 дв./мин
ЭГ 20,0±2,3 17,2±1,6
p - p<0,05
Проба Штанге, с КГ 30,3±3,2 34,4±6,2 50-60 с
ЭГ 29,7±2,9 44,5±1,6
p - p<0,05
Проба Генчи, с КГ 19,1±1,9 22,2±1,6 25-30 с
ЭГ 18,1±2,3 25,9±1,9
p - p<0,05
Ортостатическая проба, уд./мин КГ 14,9±2,9 13,9±1,3 12-18 уд./мин
ЭГ 15,1±2,9 11,6±1,3
p - p<0,05
Клиностатическая проба, уд./мин КГ 8,8±1,1 9,6±1,6 4-12 уд./мин
ЭГ 8,9±1,3 6,4±1,0
p - p<0,05
Индекс Руфье КГ 9,4±1,4 8,4±1,6 0,1-5 балл  
ЭГ 10,2±1,4 6,3±1,3
p - p<0,05
Проба Ромберга КГ 10,7±2,6 12,6±2,3 15 с
ЭГ 9,2±1,3 15,9±1,3
p - p<0,05

Примечание: p – достоверность различий между исходными показателями и показателями в конце реабилитации;

КГ – контрольная группа;

ЭГ – экспериментальная группа.

Выводы. Анализ результатов проведенного исследования показал, что использование тренировок на тренажере «Беговая дорожка полупрофессиональная WNQ F1-7000F» в сочетании с упражнениями на фитболе в экспериментальной группе достоверно улучшает все изучаемые показатели: частоту сердечных сокращений на 12,4 %, систолическое артериальное давление на 8,6 %, диастолическое артериальное давление на 15,9 %, частоту дыхательных движений на 12,8 %, пробу Штанге на 29,3 %, пробу Генчи на 16,6 %, ортостатическую пробу на 19,8 %, клиностатическую пробу на 50,0 %, индекс Руфье на 33,3 %, пробу Ромберга на 26,2 % по сравнению с контрольной группой.

1. Амосова Е. Н. Нейроциркуляторная дистония: Клиническая кардиология. [Текст]. К.: Здоровье, 2002. 981 с.

2. Белая Н.А. Лечебная физкультура и массаж: учебно-методическое пособие для медицинских работников [Текст]. М.: Советский спорт, 2004. 272 с.

3. Лечебная физическая культура: учебник/ С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасеева и др. [Текст]. М.: Академия, 2006. 416 с.

4. Вегето-сосудистая дистония [Электронный ресурс]: URL:http:// www.neuroplus.ru/bolezni/vegetososudistaya-distoniya/vegeto-sosudistaya-distoniya.html (дата обращения 25.11.14)

5. Проба Руфье для оценки физической работоспособности. [Электронный ресурс]: URL: http://lady-fit.org/fitnes/proba-rufe-dlya-ocenki-fizicheskoj-rabotosposobnosti (дата обращения 24.12.14)

Наши рекомендации