Научный руководитель д.м.н., проф. Богданова Г.Н.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ЖЕНЩИН 30-35 ЛЕТ
С ВЕГЕТОСОСУДИСТОЙ ДИСТОНИЕЙ ПО ГИПЕРТОНИЧЕСКОМУ ТИПУ В ТРЕНИРУЮЩЕМ ПЕРИОДЕ
Гизитдинова Д.Р., АФК-41 БИФК
Научный руководитель д.м.н., проф. Богданова Г.Н.
Вегетососудистая дистония является одной из распространенных нозологических форм сердечнососудистой патологии, встречаемость которой составляет 30% взрослого населения. По статистике вегетососудистой дистонией чаще всего страдают женщины [4].
Реабилитация пациентов с вегетососудистой дистонией является актуальной проблемой. Особого внимания заслуживает реабилитация пациентов, ее усовершенствование позволяет значительно повысить ее эффективность [1].
Цель работы: изучить эффективность усовершенствованной методики ЛГ у пациенток 30-35 лет с вегетососудистой дистонией на санаторном этапе реабилитации.
Гипотеза: предполагалось, что применение занятий на беговой дорожке «Беговая дорожка WNQ F1-7000F» в сочетании с фитбол-гимнастикой у пациенток 30-35 лет с вегетососудистой дистонией в восстановительном периоде позволит повысить эффективность реабилитационных мероприятий, что выразится в повышении функциональных возможностей сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем и общей работоспособности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать функциональное состояние женщин 35-40 лет с вегето-сосудистой дистонией по гипертоническому типу в тренирующем периоде по данным научно-исследовательской литературы.
2. Усовершенствовать методику лечебной физической культуры для женщин 35-40 лет с вегето-сосудистой дистонией по гипертоническому типу в тренирующем периоде.
3. Экспериментально проверить эффективность усовершенствованной методики лечебной физической культуры у женщин 35-40 лет с вегето-сосудистой дистонией по гипертоническому типу в тренирующем периоде.
Сравнительный педагогический эксперимент проводился в санатории «Зеленая роща». Контрольную группу (КГ) составили пациентки (n=10), у которых лечебная физическая культура проводилась по методике С.Н Попова [3]. Пациенты экспериментальной группы (ЭГ, n=10) занимались по усовершенствованной методике лечебной гимнастики, с включением в основную часть занятия тренировки на тренажере «Беговая дорожка полупрофессиональная WNQ F1-7000F» в сочетании с упражнениями на фитболе.
Урок лечебной физической культуры в экспериментальной группе предполагал проведение вводной, основной и заключительной частей.
Вводная часть – отводилось 30% от общего времени занятия (15 минут). Задачи вводного раздела: активация функционального состояния сердечнососудистой, дыхательной систем и подготовка организма к предстоящей нагрузке. Использовались ОРУ и ДУ в соотношении 1:1. В этой части выполнялись ходьба с различными вариантами, общеразвивающие упражнения для мышц шеи, пояса верхних конечностей, ног (стопа, голень) и дыхательные упражнения, способствующие активизации деятельности нервной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем из и. п. стоя. Темп средний и быстрый, количество повторов 6-8 раз.
В основной части применялись упражнения на фитболе и занятия на тренажере «Беговая дорожка полупрофессиональная WNQ F1-7000F».
Занятия на тренажере тренируют выносливость и вызывают утомление, поэтому упражнения на развитие координации (фитбол-гимнастика), проводились в начале основной части занятия [4].
Фитбол-гимнастика.
– 1 – неделя: время тренировки – 8 мин. Проводились упражнения в и.п. сидя на мяче (махи руками, наклоны вправо, влево). В и. п. лёжа на мяче – прогибание с вытянутыми руками. В и. п. стоя – наклоны с мячом в руках. Количество повторов 10-12 раз, в сочетании с дыхательными упражнениями.
– 2 – неделя: время тренировки – 8 мин, проводились упражнения в тех же и. п. , количество повторов 10-12 раз, с усложнением упражнений в и. п. сидя на мяче за счет уменьшения площади опоры (опора на одну ногу). Дыхательные упражнения проводились в и. п. сидя на мяче.
– 3 – неделя: время тренировки – 5 мин, проводились упражнения в тех же и.п., количество повторов 10-12 раз. Усложнение упражнений в и. п. сидя на мяче за счет наклонов головы в стороны во время выполнения упражнений. Дыхательные упражнения проводились в и. п. сидя на мяче.
– 4 – неделя: время тренировки – 5 мин, проводились упражнения в тех же и.п. Усложнение упражнений в и. п. сидя на мяче за счет изменения положения на «одна нога на мяче», количество повторов 10-12 раз. Дыхательные упражнения проводились в и. п. сидя на мяче.
Распределение нагрузки во время занятий на тренажере:
– 1 – неделя: время тренировки – 15 мин, ЧСС от 111 до 114 уд./мин. (60% от максимальной ЧСС). Ходьба 8 минут. Ходьба с уклоном 3-6°, 5 минут. Бег (уклон 0°) 2 минуты.
– 2 – неделя: время тренировки – 15 мин, ЧСС от 120 до 123 уд./мин. (65% от максимальной ЧСС). Ходьба 8 минут. Ходьба с уклоном 5-8°, 5 минут. Бег (уклон 0°) 2 минуты.
– 3 – неделя: время тренировки – 20 мин, ЧСС от 130 до 133 уд./мин. (70% от максимальной ЧСС). Ходьба 8 минут. Ходьба с уклоном 5-8°, 7 мин. Бег (уклон 0°) 2 минуты.
– 4 – неделя: время тренировки – 20 мин, ЧСС от 130 до 133 уд./мин.
(70% от максимальной ЧСС). Ходьба 8 минут. Ходьба с уклоном 5-8°, 5 мин. Бег (уклон 0°) 4 минуты,
Заключительная часть – отводилось 20% от общего времени (10 минут). Проводились упражнения на растягивание в сочетании с упражнениями на дыхание, ДУ:СУ в соотношении 1:1. Задача заключительной части: постепенное снижение физической нагрузки и восстановление пульса до исходного состояния. Применялись дыхательные упражнения и упражнения на растягивание в и. п. сидя на полу.
Пациентки как контрольной, так и экспериментальной групп находились под наблюдением в течение 4 недель. Занятия ЛФК проводились 3 раза в неделю продолжительностью 40-45 минут.
Сравнительный анализ различных методик лечебной гимнастики пациентов контрольной и экспериментальной групп проводился с использованием проб Руфье, Ромберга, Штанге, Генчи, клиностатической, ортостатической. Измерялись частота сердечных сокращений, частота дыхательных движений, систолическое и диастолическое артериальное давление [2,5].
Анализ результатов проведенного исследования показал, что все изучаемые показатели, как в контрольной, так и в экспериментальной группах в начале курса реабилитации достоверных различий между собой не имеют, что говорит об однородности сравниваемых групп и возможности дальнейшего проведения нашего исследования.
К концу курса реабилитации изучаемые показатели у пациентов экспериментальной группы достоверно отличаются от таковых в контрольной группе.
Таблица 1
Восстановление функциональных возможностей пациентов
контрольной и экспериментальной групп
в процессе реабилитации (X±δ)
Показатели | Группы | Исходные данные | В конце реабилитации | Норма |
ЧСС, уд./мин | КГ | 80,4 ± 3,2 | 74,4±4,0 | 60-74 уд./мин |
ЭГ | 78,4 ± 3,2 | 66,2±4,0 | ||
p | - | p<0,05 | ||
Систолическое АД, мм рт. ст. | КГ | 128,6 ±5,0 | 121,6±5,0 | 110-120 мм рт. ст. |
ЭГ | 130,0 ±3,2 | 112,0±5,0 | ||
p | - | p<0,05 | ||
Диастолическое АД мм рт. ст. | КГ | 86,0±6,5 | 79,5±3,2 | 70-80 мм рт. ст. |
ЭГ | 87,5±4,9 | 68,6±6,4 | ||
p | - | p<0,05 | ||
ЧДД, дв./мин | КГ | 20,3 ±1,6 | 19,4±1,6 | 16-20 дв./мин |
ЭГ | 20,0±2,3 | 17,2±1,6 | ||
p | - | p<0,05 | ||
Проба Штанге, с | КГ | 30,3±3,2 | 34,4±6,2 | 50-60 с |
ЭГ | 29,7±2,9 | 44,5±1,6 | ||
p | - | p<0,05 | ||
Проба Генчи, с | КГ | 19,1±1,9 | 22,2±1,6 | 25-30 с |
ЭГ | 18,1±2,3 | 25,9±1,9 | ||
p | - | p<0,05 | ||
Ортостатическая проба, уд./мин | КГ | 14,9±2,9 | 13,9±1,3 | 12-18 уд./мин |
ЭГ | 15,1±2,9 | 11,6±1,3 | ||
p | - | p<0,05 | ||
Клиностатическая проба, уд./мин | КГ | 8,8±1,1 | 9,6±1,6 | 4-12 уд./мин |
ЭГ | 8,9±1,3 | 6,4±1,0 | ||
p | - | p<0,05 | ||
Индекс Руфье | КГ | 9,4±1,4 | 8,4±1,6 | 0,1-5 балл |
ЭГ | 10,2±1,4 | 6,3±1,3 | ||
p | - | p<0,05 | ||
Проба Ромберга | КГ | 10,7±2,6 | 12,6±2,3 | 15 с |
ЭГ | 9,2±1,3 | 15,9±1,3 | ||
p | - | p<0,05 |
Примечание: p – достоверность различий между исходными показателями и показателями в конце реабилитации;
КГ – контрольная группа;
ЭГ – экспериментальная группа.
Выводы. Анализ результатов проведенного исследования показал, что использование тренировок на тренажере «Беговая дорожка полупрофессиональная WNQ F1-7000F» в сочетании с упражнениями на фитболе в экспериментальной группе достоверно улучшает все изучаемые показатели: частоту сердечных сокращений на 12,4 %, систолическое артериальное давление на 8,6 %, диастолическое артериальное давление на 15,9 %, частоту дыхательных движений на 12,8 %, пробу Штанге на 29,3 %, пробу Генчи на 16,6 %, ортостатическую пробу на 19,8 %, клиностатическую пробу на 50,0 %, индекс Руфье на 33,3 %, пробу Ромберга на 26,2 % по сравнению с контрольной группой.
1. Амосова Е. Н. Нейроциркуляторная дистония: Клиническая кардиология. [Текст]. К.: Здоровье, 2002. 981 с.
2. Белая Н.А. Лечебная физкультура и массаж: учебно-методическое пособие для медицинских работников [Текст]. М.: Советский спорт, 2004. 272 с.
3. Лечебная физическая культура: учебник/ С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасеева и др. [Текст]. М.: Академия, 2006. 416 с.
4. Вегето-сосудистая дистония [Электронный ресурс]: URL:http:// www.neuroplus.ru/bolezni/vegetososudistaya-distoniya/vegeto-sosudistaya-distoniya.html (дата обращения 25.11.14)
5. Проба Руфье для оценки физической работоспособности. [Электронный ресурс]: URL: http://lady-fit.org/fitnes/proba-rufe-dlya-ocenki-fizicheskoj-rabotosposobnosti (дата обращения 24.12.14)