Контрольные задания по теме 1
Занятие 1.
Развитие личности как педагогическая проблема
Основные понятия:
Человек – биосоциальное существо, обладающее речью, сознанием, высшими психическими функциями (мышлением, памятью ...), способное создавать орудия труда, пользоваться ими в процессе общественного труда.
Индивид– биологический организм, носитель общих наследственных свойств биологического вида.
Конкретный человек со всеми присущими ему особенностями.
Личность – это социальная характеристика человека, указывающая на те качества, которые формируются под влиянием общественных отношений и общения с другими людьми.
Личность – социальный облик человека как субъекта общественных отношений и действий, отражающий совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе.
Индивидуальность – конкретный человек с присущими только ему психофизиологическими свойствами; особенная, непохожая на других личность в полноте духовных и физических свойств.
Наследственность – врожденные и унаследованные предрасположения. База развития.
Среда – реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека.
Социализация - процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта.
Воспитание – это сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями. (И.Ф. Харламов)
Активность личности – поведение личности, воспроизводящее или изменяющее условия жизнедеятельности и развивающее ее собственную организационную структуру и психику.
Развитие – процесс внутреннего изменения человека, обеспечивающий реализацию его жизненного потенциала и назначение.
Развитие – процесс диалектического перехода количественных изменений в качественные преобразования физических, интеллектуальных и духовных характеристик личности.
Самоактуализация – максимальная реализация своих собственных возможностей.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие человека как личности и индивидуальности. Структура личности – одна из детерминант целей и содержания образования личности.
2. Основные факторы развития личности. Отечественные и зарубежные психологические концепции о роли воспитания в развитии и становлении личности (культурно-историческая теория, психоанализ, теория поведения, гуманистическая теория).
3. Особенности воспитания школьников разного возраста.
Темы рефератов:
1. Культурно-историческая теория развития личности Л.С.Выготского и задачи педагога.
2. Теория психосоциального развития Э.Эриксона и задачи педагога.
3. Теория развития личности (по выбору: психоанализ, теория поведения, гуманистическая теория) и задачи педагога.
Обязательная литература
1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах (конспект-пособие). М., 1997. — С.20-23.
2. Подласый И.П. Педагогика. М.: Владос, 2003. С. 72-97, 100-125, 145-158.
или
3. Харламов И.Ф. Педагогика. Мн., 2000. С. 66-88, 111-130.
Дополнительная литература
1. Бадмаев Б.И. Психология в работе учителя. В 2-х кн. М.: Владос, 2000. Т. 1. С. 13-20.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб, 2000. С. 170-183, 201-208
3. Годфруа Ж.. Что такое психология. Т.2.- М., 1992.- С. 29-45. (ксерокс)
4. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. М.:Владос, 2001. – С. 143, 147,149, 150, 263, 265.
5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996.—С. 182-197.
6. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М., 1996. (ксерокс)
7. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов. М.: Владос, 2002. С. 21-22, 50-80, 102-114.
8.Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1996. — С. 92-102.
9. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С-Пб: Питер, 2000.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ПО ТЕМЕ 1
1. Почему для науки педагогики важно определить, что такое личность?
2. Какие факторы влияют на развитие личности и чем различается их влияние?
3. Какие точки зрения на развитие личности (концепции) существуют в психологии и педагогике?
4. Что такое зона актуального развития и зона ближайшего развития личности? Как они связаны?
5. Какие возрастные периоды можно выделить в развитии личности? Имеют ли они жесткие рамки?
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ 1
1. Заполните пропуски:
«… рождаются, … становятся, … отстаивают (доказывают) в течение жизни» (А.А.Асмолов, А.В.Петровский).
Слова для справок: человек, индивид, личность, индивидуальность.
2. Изобразите графически взаимодействие основных факторов развития личности:
С
А наследственность В
3. Покажите стрелками направление процесса воспитания личности в теории Л.С.Выготского:
4. Выделите то высказывание, которое отражает вашу точку зрения, и докажите ее:
а) «От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах»
(Вольтер, 1694–1778гг., Франция);
б) «Воспитание может все» (К.А.Гельвеций, 1715–1771гг., Франция);
в) «Воспитание сможет сделать многое, но оно не безгранично»
(В.Г.Белинский, 1811–1848гг., Россия).
5. Проанализируйте, что играет для вас решающую роль в достижении высоких результатов в учебе, и поясните вашу точку зрения:
а) хорошие природные данные; д) интерес к учебному предмету;
б) благоприятные материальные е) собственное упорство и
условия; трудолюбие;
в) семейное воспитание; ж) личность преподавателя;
г) поддержка и помощь друзей; з) другое____________________
В чем вы видите педагогический смысл русской пословицы «Человек – кузнец своего счастья»? Приведите примеры аналогичных народных изречений в вашем родном языке и прокомментируйте их.