Наглядные методы в обучении природоведению
В настоящее время в учебном процессе широко используются наглядные методы обучения. Они развиваются и совершенствуются в связи с тем, что особое место в преподавании занимает дидактический принцип наглядности. - Известно, что наглядные средства применяются в учебном процессе с различными дидактическими целями: как средство обучения, как методические приемы, усиливающие познавательные возможности словесных методов, как образец для осмысления задач предстоящей практической работы.
Наглядные методы обучения тогда jbjmojhjjtot ф_щкцщо, ие-„
тода, когда учащиеся в процессе рассмотрения, наблюдения я воспр*иятйя" предметов, объектов или процессов при помощи органов чувств получают определенную информацию о них, осмысливают путем, сравнения и нахождения общих и отличительных признаков, и на этой основе формируются определенные знания, а затем при дальнейшей мыслительной их переработке воспроизводится усвоенное словом (рассказом), показом и объяснением.
Наглядные методы обучения характеризуются тем, что в
процессе их применения используются наглядные пособия с целью
получения новых знаний. Так, источником знаний при приме
нении наглядных методов служит объединенная определенны
ми дидактическими целями система динамических и статиче
ских образов, сопровождаемых дикторским текстом при ис
пользовании учебных фильмов и информационным текстом
(надписями) в диафильмах и диапозитивах. На многих уроках
природоведения демонстрируются натуральные объекты, раз
нообразные картины и таблицы, а также другие изобразитель
ные динамические и статические наглядные средства. Учащие
ся самостоятельно или по заданию, определенному учителем,
осмысливают и анализируют демонстрируемые наглядные по
собия, а затем делают выводы. В каждом случае при приме
нении наглядных методов предусматривается развитие актив
ности в. восприятии и осмыслении, поэтому перед учащимися ста
вятся конкретные познавательные задания. В них указывается,
как наблюдать, что рассматривать, что следует выявито и что
усвоить.
Для успешного применения наглядных методов необходимы следующие условия: добиваться, чтобы предмет (объект) или процесс рассматривался целенаправленно, выявлялись его главные черты и особенности.
Наблюдение и распознавание может быть фронтальное, групповое или индивидуальное.
На уроках природоведения очень широко применяется демонстрация натуральных объектов. Она позволяет не только создать конкретные представления о размерах, форме и других признаках объекта, но значительно оживить и активизировать процесс усвоения. При рассмотрении живых растений и животных, а также гербария, чучел птиц и млекопитающих учащиеся знакомятся с отдельными представителями животного мира, их практическим значением и охраной. Готовясь к уроку, учитель не только тщательно отбирает объекты, но и продумывает способы их демонстрации. Главное требование при этом — рассмотрение основных черт и признаков изучаемого объекта всеми' учащимися. С этой целью объекты ставят на специальную подставку, установленную на демонстрационном столе, создают специальный фон освещения. В обычных условиях это мо-
жет быть лампа бра или такого же типа светильник. Небольшие объекты учитель проносит по рядам.
В процессе наблюдения учащиеся должны внимательно рассмотреть объект, например чучело, определить форму тела, окраску шерсти или оперения, размеры и т. д. Последовательность наблюдения определяется заранее подготовленным заданием. Задание может быть устным, записано на доске или специальных карточках. В нем указывается, как рассматривать объект, на чтб обратить внимание, с чем сравнить, какие признаки выявить и т. д. Перед демонстрацией определяется время для изучения объекта. При изучении демонстрируемого натурального объекта рекомендуется сравнить его с рисунком в учебнике, с таблицей или другими изобразительными наглядными пособиями и на этой основе подготовить ответ по заданию. В процессе демонстрации учащимся рекомендуется пользоваться учебником и находить текстовую информацию, характеризующую признаки объекта.
Например, в III классе при изучении темы «Животные леса зимой» на уроке используются чучела млекопитающих. Перед объяснительным рассказом учащиеся рассматривают чучело зайца и сравнивают его с картиной, рисунком в учебнике, находят в соответствии с заданием признаки внешнего строения и приспособления к определенным условиям жизни и т. д. После проводится беседа, уточняются отдельные моменты, характеризующие Признаки рассматриваемых животных. Таким образом, основная информация о внешнем строении, месте обитания и приспособления к условиям жизни объекта получена в процессе его рассмотрения.
По природоведению многие опыты проводятся демонстрационно. Учащиеся наблюдают за ходом опыта или воспринимают только его результаты. Учитывая, что явления и процессы в живых организмах протекают постепенно, большинство обязательных учебных опытов рекомендуется проводить во внеурочное время. Для этого учащихся следует тщательно готовить: определить конкретные задачи, сформулировать тему и цель опыта, определить последовательность проведения наблюдений, оформить результаты. Следует соблюдать педагогические требования к.демонстрации опытов. Перед демонстрацией" необходимо Определить задачу опыта или создать проблемную ситуацию.^ Таким образом можно сосредоточить внимание учащихся на" восприятии и осмыслении того, что будет демонстрироваться.
В ходе проведения опыта); внимание школьников активизируется с помощью вопросов для осмысления наблюдаемого?] Например, на уроке в IV классе при изучении темы «Круговорот воды в природе» создается проблемная ситуация. Учитель ставит перед учащимися познавательную задачу: «В пасмурную погоду появляются тучи, а затем идет дождь, выливается боль-
шое количество воды. Куда же исчезает вода? Можно ли это объяснить школьным опытом?»
Опыты подготовлены на демонстрационном столе. Учитель насыпает в химический стакан песок толщиной до 3 см и доливает воду на уровне песка. Сверху на стакан ставит выпа-ривательную чашку, в которую помещает смесь снега (2/з) и соли (Уз), и просит учащихся объяснить, почему в опыте используется снег и соль. А затем ставит стакан на металлическую сетку и подогревает на спиртовке. Учащимся предлагается пронаблюдать, что появляется на стенках стакана. Дети отмечают, что в стакане — густой туман. Проделывая опыт, учитель предлагает учащимся объяснить, почему, когда стенки стакана нагреваются, туман постепенно рассеивается. Далее при наблюдении учащиеся отмечают, что в верхней части стакана остается небольшой слой тумана. Учитель ставит вопрос: почему туман остался только в верхней части стакана? После демонстрации опыта учащиеся делают сообщения о ходе опыта и объясняют, почему появился туман, куда исчез туман и т. д. Затем учитель создает следующую проблемную ситуацию: учащиеся по карте рассматривают озеро Байкал — самое глубокое в мире. В него впадает около тысячи рек и речушек, а вытекает одна Ангара. Чем же объяснить, что уровень воды в Байкале почти никогда не меняется? Для объяснения используют
результаты опыта.
Первичные знания учащиеся получили в процессе наблюдения, восприятия и осмысления результатов опыта. Учитель комментирует ответы школьников, глубже раскрывает содержание опытов, приводит примеры явлений, происходящих в природе (образование облаков, появление пасмурной погоды). Схематическим рисунком показывает, как вода из одного состояния переходит в другое, что из воды, испарившейся с поверхности рек, озер, морей, верхних слоев почвы, на большой высоте образуются тучи, выпадает дождь и т. д.
Изобразительные наглядные пособия разнообразны и используются на каждом уроке природоведения с различными дидактическими целями.
На уроках применяются объемные наглядные пособия:: торс и скелет человека, отдельные модели внутренних органов, муляжи, приборы.
При изучении на уроке в IV классе темы «Скелет и осанка» демонстрируется скелет человека. Перед рассмотрением его учащимся дается следующее задание: найдите отделы скелета (голову, туловище, конечности). Сравните с отделами своего тела. Выясните, какие кости соединены подвижно, какие соединены неподвижно. Подумайте, как изменяется скелет при неправильной осанке.
Учебные фильмы имеют ряд преимуществ по сравнению с другими изобразительными наглядными средствами, поэтому их
ill
демонстрация используется как метод обучения. Просмотр фильма дает учащимся разнообразную и насыщенную информацию, которая воспринимается в динамике одновременно зрительными и слуховыми органами чувств, и на основе, этого осу-. ществляется восприятие объектов и процессов. Продолжительность одной части учебного фильма 8—12 мин, а информации при этом дается в 3—5 раз больше по сравнению с другими методами. Поэтому применение фильмов интенсифицирует учебный процесс.
Фильм обеспечивает усвоение в динамике целых процессов или явлений, происходящих в живых организмах.
Демонстрация учебных фильмов и диафильмов выполняет функции методов в том случае, если соблюдаются соответствующие требования: содержание фильмов должно быть связано с темой и целями урока; до урока фильм просматривается учителем и делается анализ его содержания; заранее составляется задание для учащихся.
Следует также продумать место учебного фильма в уроке; в плане урока определить время, отводимое на его демонстрацию. До демонстрации фильма или диафильма перед учащимися ставится познавательная, задача и дается конкретное задание. В задании следует указать, на что обратить особое внимание при просмотре и осмыслении информации фильма.
В отдельных случаях учитель может познакомить учащихся с натуральными объектами или их изображениями до просмотра фильма, Провести беседу и выяснить их знания.
После просмотра можно провести беседу по вопросам, инди
видуальную проверку усвоенных знаний. • _
При подведении итогов показа фильма учитель может использовать не только экранную информацию, но и знания, полученные при изучении демонстрационных объектов. Такая работа позволяет выявить взаимосвязи в объектах, явлениях и процессах, что особенно важно для формирования научно-материалистического миропонимания, для развития познавательной активности и мыслительной деятельности школьников.
По природоведению можно использовать фильмы и кинофрагменты: «Погода и ее изменения», «Перелетные птицы», «Приметы осени», «Зима», «Зимний труд в городе и деревне», «Как звери весну встречают», «Весна пришла!», «Ориентирование на местности», «Форма поверхности Земли», «Круговорот воды в природе», «План, карта и компас», «Равнины и горы», «Гигиена школьника» и др.
Часто используют диафильмы: «Враги и друзья леса, поля,
сада, огорода», «Дикие животные», «Домашние животные в
разные времена года», «Труд колхозников в разные времена
года», «Организм человека и охрана его, здоровья», «Измене
ния в жизни растений в разные времена года», «Разнообразие
природы нашей Родины» и мн. др.
Методика демонстрации учебных фильмов разнообразна. Так, например/при необходимости сосредоточения внимания на отдельных эпизодах учитель может выключить дикторский текст, задержать кадры и прокомментировать их сам.
При изучении в ИГ классе темы «Зимние изменения в природе» на уроке «Неживая природа зимой» демонстрируется фильм «Зима». Перед просмотром фильма ставится познавательная задача: зима — это не только снег и понижение температуры. Зимой также происходят и другие изменения в неживой и живой природе. Просмотрите фильм и назовите самые характерные признаки зимы.
Вопросы для целенаправленного просмотра фильма Можно
предложить следующие:
1. Как изменилась продолжительность дня и ночи зимой?
2. Почему зимой осадки выпадают в виде снега?
3. Как изменились деревья зимой?
4. Какое значение имеет снег для травянистых растений? ;
После просмотра фильма проводится беседа по вопросам, в
процессе которой последовательно раскрываются признаки зимы. Если фильму предшествовала беседа или рассказ учителя, то после просмотра фильма можно поставить перед учащимися один обобщающий вопрос.
Диафильмы также используются при изучении и обобщении нового материала, при закреплении изученного.
С целью повышения мыслительной деятельности и развития познавательной активности школьников при демонстрации диафильма учитель может закрыть надписи под кадрами и дать задание учащимся осмыслить их. Это позволяет также восстановить в памяти полученные ранее знания.
Широкое применение экранно-звуковых методов обучения обеспечивается при помощи разнообразных технических средств: кинопроектора, кадропроектора, фильмоскопа, кодоскопа, магнитофона и др.