Земельный участок, примерный состав и площади элементов основных зон.
6.1. Земельный участок - обязательный элемент общеобразовательного учреждения. Предназначен для учебно-воспитательного процесса, физкультурно-спортивных занятий, оздоровительной работы и отдыха учащихся как во время учебных занятий и перемен, так и во внеучебное время.
6.2. Земельный участок общеобразовательного учреждения представляет собой систему открытых площадок, разделенных по видам деятельности и возрастной принадлежности, на которых размещается оборудование, сооружения, малые архитектурные формы и озеленение с учетом функциональных и планировочных требований к каждой отдельной зоне и во взаимосвязи с окружающей селитебной территорией.
6.3. Как здание общеобразовательного учреждения, так и его участок, подчинены общей организационно-педагогической структуре, основанной на принципах возрастной дифференциации учащихся и разделения помещений и открытых площадок по видом деятельности с учетом педагогического режима и гигиенических требований. Возрастная дифференциация учащихся обусловлена психофизиологическими различиями между детьми разных возрастных групп.
6.4. В соответствии с МГСН 4.06-96 на земельных участках общеобразовательных учреждений рекомендуется предусматривать следующие основные зоны:
- физкультурно-спортивную (Ф-С);
- отдыха (О);
- учебно-опытную (У-О);
- хозяйственную (Х).
Кроме того, в структуру участка входят озеленение и, собственно, площадь застройки здания.
6.5. Площади основных зон земельных участков общеобразовательных школ, лицеев и гимназий следует принимать соответствии с табл. 8.
6.6. Состав и площади зон рассчитаны исходя из вместимости общеобразовательных учреждений, числа параллелей классов, соотношения потоков возрастных групп учащихся (1, 2 - 4, 5 - 9 и 10 - 11 классы), учебного и внеучебного времени проведения занятий и отдыха, интенсивности использования отдельных площадок, специфики видов занятий.
6.7. Для обеспечения максимальной эффективности использования земельных участков общеобразовательных учреждений рекомендуется: физкультурно-спортивную зону размещать вблизиблока общешкольных помещений; учебно-опытную приближать к хозяйственной, имеющей непосредственную связь с помещениями столовой; площадки отдыха, дифференцированные с учетом возрастных особенностей учащихся, максимально приближать к соответствующим учебным блоком.
Таблица 8.
ПРИМЕРНЫЙ СОСТАВ И ПЛОЩАДИ ЗОН ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Инд | Наименование зоны и рекомендуемый состав | Площадь м2 при количестве параллельных классов число классов | |||||
начальная школа | основная школа | средняя полная школа, гимназия, лицей | |||||
1 | 1 | 1 | 2 | 3 | 2±2 22+22 | ||
Ф-С | Физкультурно-спортивная | ||||||
в том числе: | |||||||
- школьный стадион (круговая беговая дорожка 250 м, совмещенная с прямой беговой дорожкой 110 м, комбинированное поле для футбола 60´28 и ручного мяча и двумя секторами для прыжков в высоту и длину); | |||||||
- площадка для спортивных игр (волейбольная 162 м2, баскетбольная 364 м2); | 526 162+364 | 1052 324+728 | 1214 486+728 | 1376 648+728 | |||
- площадка для гимнастики 1 - 4 классов; | |||||||
- площадка для гимнастики 5 - 11 классов; | |||||||
- площадка комбинированная для спортивных игр, метания мяча и прыжков в высоту и длину. | |||||||
О | Отдыха | ||||||
в том числе: | |||||||
- для подвижных игр 1 классов; | |||||||
- для подвижных игр 2 - 4 классов; | |||||||
- для подвижных игр 5 - 9 классов; | |||||||
- для тихого отдыха 5 - 9 классов. | |||||||
Суммарная площадь по зонам Ф-С и О | 1322 842+480 | 5924 5444+480 | 6311 5606+705 | 7542 6132+1410 | 9869 7754+2115 | 10736 7916+2820 | |
У-О | Учебно-опытная | ||||||
в том числе: | |||||||
- отдел начальных классов; | |||||||
- отдел полевых и овощных культур; | |||||||
- отдел плодового сада и питомника; | |||||||
- отдел цветочно-декоративных растений; | |||||||
- теплица (с зооуголком); | |||||||
- зоолого-животноводческий отдел; | |||||||
- отдел коллекции растений. | |||||||
X | Хозяйственная. |
Примечания: 1. Состав и площади элементов зон участков школ с уменьшенной наполняемостью классов определяются заданием на проектирование.
2. Отдел цветочно-декоративных растений учебно-опытной зоны допускается распределять в зоне озеленения.
3. По местным условиям допускается перераспределение площадей элементов зон земельного участка школы, кроме физкультурно-спортивной зоны и зоны отдыха.
4. Состав и площади зон земельных участков гимназий и лицеев определяется заданием на проектирование. Возможно также ориентация на показатели данной таблицы за исключением требований к начальной школе.
6.8. Состав физкультурно-спортивной зоны определяется в соответствии с требованиями Комплексной программы по физическому воспитанию учащихся 1-11 классов общеобразовательных школ (1985 г.). Физкультурно-спортивнуо зону следует распределять по возрастной принадлежности и в зависимости от видов занятий.
6.9. Для среднего и старшего возрастов учащихся (с 5 по 11 классы) в физкультурно-спортивной зоне рекомендуется выделять: школьный стадион, площадки для спортивных игр (волейбол, баскетбол) и площадку для гимнастики, площадку комбинированную для спортивных игр, метания мяча и прыжков в высоту и длину. Для учащихся младшего возраста (с 1 по 4 классы) - площадку для гимнастики.
6.10. В крупных учебных заведениях, рассчитанной на увеличенное число параллелей старших классов, допускается соответственно увеличивать число плоскостных спортплощадок и корректировать беговую дорожку.
6.11. При уменьшении общей площади земельных участков без изменения должны сохраняться размеры легкоатлетического ядра, спортивных площадок и площадок для подвижных игр.
6.12. Зону отдыха рекомендуется формировать из площадок, предназначенных для проведения отдыха и оздоровительной работы в учебное (во время перемен) и внеучебное время (для групп и классов продленного и полного дня). В зависимости от возрастных особенностей учащихся она может делиться на площадки:
- для подвижных игр 1 классов (6 - 7 лет), 2 - 4 классов (7 - 9 лет), 5 - 9 классов (10 - 14 лет);
- для спокойного отдыха 5 - 9 классов (10 - 14 лет).
Для учащихся 9 - 11 классов место для проведения активного отдыха во время перемен рекомендуется предусматривать в спортивной зоне.
6.13. Размеры и планировка площадок для подвижных игр должны обеспечивать размещение на них различного по назначению и габаритам оборудования, способствующего правильному физическому развитию и осанке, а также снятию гиподинамической нагрузки.
Площадки зоны отдыха для 1 и 2 - 4 классов предназначаются для подвижных игр, их площадь рассчитывается исходя из 100 % охвата учащихся этих возрастных групп.
Зону отдыха для учащихся 5 - 9 классов следует подразделять на площадку для подвижных игр, исходя из 50% охвата учащихся данной возрастной группы, и на площадку для спокойного отдыха для остальной части учащихся.
6.14. Зону отдыха "О" целесообразно разрабатывать в кооперации с зоной "Ф-С" с целью экономии территории и решения задач универсализации оборудования участка, при котором площадь зоны отдыха можно было бы использовать для физкультурных мероприятий, а спортивную для отдыха.
6.15. Учебно-опытная зона предназначена для изучения процессов жизни растений, выполнения работ по агротехнике и привития практических навыков по метеорологии, ботанике; биологии. Территорию для учебно-опытной зоны рекомендуется подбирать ровную, хорошо инсолируемую (в течении 5 ч. в сутки), защищенную от господствующих ветров. Подпочвенная вода должна находиться не ближе 2 м от поверхности грунта.
6.16. Состав и площади учебно-опытной зоны для различных типов общеобразовательных учреждений определены с учетом их назначения, а площади - в зависимости от вместимости здания. Так, для неполных средних и средних общеобразовательных учреждений на одну и две параллели учащихся общая площадь данной зоны принята по максимальным показателям, а для средних общеобразовательных учреждений на 3 и 2+2 параллели классов по минимальным. Элементы учебно-опытной зоны рекомендуется принимать в соответствии с таблицей 8.
6.17. В условиях дефицита территории допускается сокращать учебно-опытную зону, при условии обязательного сооружения парников, теплицы и устройства специального павильона для коллекционно-селекционной работы, до величины обеспечивающей потребности учебного процесса и, наоборот, для школ с биолого-экологическим уклоном допускается расширять номенклатуру закрытых сооружений (парники, теплицы, оранжереи, сооружения для хранения малогабаритной сельскохозяйственной техники и т.п.).
6.18. Хозяйственная зона предназначается для размещения сарая для хранения оборудования и инвентаря (разрешается размещать в подвальном или цокольном этаже здания), гаража для автомашин, мусоросборников и навеса для инвентаря. Навес дляинвентаря допускается делать пристроенным к сараю. Кроме того, по местным условиям, в хозяйственной зоне допускается размещение овощехранилища.
6.19. Хозяйственную зону следует отделять от остальных зон защитной полосой зеленых насаждений. К сараю должен быть обеспечен подъезд грузовых машин, а также должна быть предусмотрена площадка для их разворота. Въезд в хозяйственную зону рекомендуется предусматривать самостоятельным с улицы или внутриквартального проема, изолированно от входа учащихся на участок.
6.20. Для школ с техническим уклоном на земельном участке допускается размещать плоскостные сооружения технического назначения.
6.21. Озеленение участка является средством, обеспечивающим санитарно-гигиенические требования: защиту от перегрева, ветра и шума, а также запыленности и загазованности воздуха. Кроме того, оно является одним из ограничителей отдельных элементов при планировке участка.
Озеленение имеет значение при условии эксплуатации школьных помещений и открытых площадок в летнее время. Зеленые насаждения снижают температуру воздуха на 1,5 - 2 градуса С, интенсивность солнечной радиации на 50 %, скорость ветра - до 60 %, загрязнение воздуха - на 25 - 40 %, относительную влажность воздуха - на 7 - 12 %.
Площадь озеленения должна составлять не менее 40 % общей площади участка общеобразовательного учреждения.
В площадь озеленения должны включаться площади зеленых насаждений, учебно-опытной зоны, физкультурно-спортивной и зоны отдыха, а также газонов, защитных полос и изгородей из кустарников вокруг участков.
6.22. Участок общеобразовательного учреждения рекомендуется изолировать от окружающей застройки живой изгородью или рядовой посадкой деревьев.
Деревья следует располагать на участке так, чтобы площадки могли хорошо проветриваться. Солнце должно освещать не менее 40% территории физкультурных площадок и площадок отдыха и полностью территорию учебно-опытной зоны.
6.23. Все элементы участка рекомендуется связывать сетью дорожек, проходов и проездов. Подъезд к хозяйственной зоне и пожарный объезд вокруг здания рекомендуется проектировать шириной 3,5 м. Дорожки, ведущие к зданию от основного входа на участок, рекомендуется проектировать шириной не менее 3,5 м и без препятствий по ходу движения для быстрого и удобного входа учащихся в здание. Остальные дорожки и проходы могут быть меньшей ширины и рассчитываться для удобного использования их отдельными группами и классами учащихся.
6.24. Участок должен быть обустроен малыми архитектурными формами, освещен; иметь мощеные покрытия и травяной газон, и гармонировать с архитектурой здания.
Среднюю горизонтальную освещенность следует принимать по СНиП 23-05-95 табл. 13.
6.25. При размещении зданий на затесненных участках допускается проектировать эксплуатируемые кровли, "вывешивать" отдельные части здания над уровнем 1-го этажа для устройства площадок отдыха и т.п.
С эксплуатируемой кровли следует предусматривать не менее двух эвакуационных выходов. Покрытие кровли и утеплитель должны быть несгораемыми.
Площадки, размещаемые на эксплуатируемой кровле, должны иметь ограждение высотой не менее 1,6 м без горизонтальных членений. Расстояние в свету между вертикальными элементами ограждения должно быть не более 0,1 м.
6.26. В зоне главного входа рекомендуется предусматривать мощеную площадку для сбора учащихся и проведения ритуальных мероприятий.