Глава 2. Двигательная активность
Глен Доман придает большое значение двигательной активности и ее влиянию на интеллектуальное созревание в процессе развития ребенка.
Эволюция двигательной активности осуществляется в течение нескольких этапов. Стимулирование этого процесса состоит в том, чтобы побуждать младенца переходить от одного этапа к другому. Важно помнить, что неоценимую помощь оказывает плавание. Если с малышом занимаются плаванием продолжительное время и, главное, регулярно, то оно приносит ребенку радость, придает ему смелость, повышает его сопротивляемость заболеваниям, развивает чувство равновесия. У малыша возникает ощущение легкости своего тела, что делает его более подвижным. Наконец, плавание увеличивает объем легких (то есть снабжение организма кислородом, улучшающим в свою очередь работу мозга). Учить ребенка плавать нужно с самого его рождения (см. главу "Плавание").
Контрольный возраст для этапов двигательной активности неодинаков: он определяется различиями в развитии детей, воспитываемых с опережением, и детей, воспитываемых с некоторым (по нашему мнению) отставанием. Средняя величина расположена посередине.
При рождении
При рождении ребенок способен двигать руками и ногами, но не может перемещаться. Следующий этап состоит в ползании, то есть в передвижении на животе. Вот несколько упражнений, чтобы преодолеть этот рубеж.
Кроватка должна быть достаточно большой, чтобы малыш мог там свободно поворачиваться и во сне, и после пробуждения. Доман рекомендует сделать самодельную кроватку.
Основная идея - кроватка должна быть такой, чтобы малыш чувствовал каждое свое движение. Соедините три доски так, чтобы получился желоб шириной около 40 см, высотой 15 см и длиной не менее 120 см. Оббейте его дно мягкой тканью толщиной 3 см, а сверху - клеенкой. Ребенок должен спать в теплой комнате, легко одетым. При каждом движении он обязательно соприкасается с боковыми стенками и при этом познает, для чего же служат те мелкие движения, которые он совершает инстинктивно. Для активных младенцев нужно предусмотреть упор на другом конце кроватки.
Положение на животе. В течение дня приучайте младенца лежать на большом матраце или просто на полу. Положение на животе предпочтительно как для сна, так и для бодрствования на ковре в окружении своих визуальных стимуляторов (яркие игрушки, кусочки ткани, различные предметы). Положение на спине позволяет малышу исследовать свои руки и развивает хватательный рефлекс, но лучше класть ребенка на спину лишь тогда, когда вы хотите с ним поиграть.
Наклонная плоскость. Это гладкая доска (150*100 см), один конец которой на высоту 20 см приподнят от пола. Посадите ребенка на высокий край доски и дайте ему съехать вниз. Упражнение делается под наблюдением взрослого.
Гимнастика:
- скрестите ручки малыша на груди, и слегка потяните за них. Повторите упражнение, но теперь та рука, которая находилась снизу, должна быть сверху;
- сделайте то же самое упражнение, но для ног;
- затем скрестите, скажем, левую руку и правую ногу так, чтобы при этом рука была снизу, а нога сверху;
- пощекочите ребенка и опрокиньте (сначала тихонько, потом все сильнее и сильнее), это укрепляет мускулатуру;
- положите младенца на плечо и покружитесь вместе с ним; держите малыша крепко на руках и заставьте его "поплавать" в воздухе;
- положите младенца животом на большой резиновый шар и, крепко держа его, двигайте шар во всех направлениях, следя за тем, чтобы малыш не ударился обо что-нибудь затылком. Желательно надеть на него специальный пенопластовый воротник, обшитый тканью. Это предотвратит удар.