Управление социальное в широком смысле
- органически присущее общественной системе явление, обеспечивающее сохранение ее целостности, качественной специфики, воспроизводство и развитие.
Управление социальное в узком смысле
- представляет собой осознанное, систематическое, специально организованное воздействие на общество по упорядочению и совершенствованию его социально-деятельностной структуры в процессе выработки и достижения цели.
Управляемость
- степень отклонения итогов от плановых показателей.
Уровень образованности
- определяется достигнутым уровнем реализации общих целей школьного образования. Можно выделить следующие уровни образованности, которые могут быть достигнуты в школьном образовании: элементарная грамотность, функциональная грамотность, общекультурная компетентность, допрофессиональная компетентность, методологическая компетентность.
Уровень элементарной грамотности
- характеризуется способностью решать проблемы учебной деятельности на основе овладения общеучебными умениями и навыками.
Уровень функциональной грамотности
- характеризуется способностью решать проблемы учебной деятельности (на основе овладения познавательными умениями), стандартные жизненные проблемы (на основе усвоения правил и алгоритмов), проблемы ориентации в системе ценностей (на основе усвоения знаний о ценностях), проблемы подготовки к профессиональному образованию (на основе усвоения опорных знаний и умений, а также знаний о системе профессионального образования, правилах приема в профессиональные учебные заведения и особенностях обучения в них).
Уровень общекультурной компетентности
- означает способность решать познавательные проблемы, стандартные жизненные проблемы, проблемы подготовки к профессиональному образованию, аксиологические проблемы на основе самостоятельного определения критериев оценки конкретных ситуаций и критериев выбора источников информации. Культурный человек, интересующийся какой-то проблемой, не станет тратить свое время на чтение случайно попавшейся книги, а использует либо лучшее из имеющихся учебных пособий, либо фундаментальную работу. Общекультурная компетентность проявляется в использовании культурных эталонов как критериев оценки.
Условия образовательного процесса:
· тип и вид образовательного учреждения;
· профессиональный уровень педагогических кадров;
· особенности контингента учащихся;
· учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;
· нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса;
· материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
· финансовое обеспечение образовательного процесса.
Учебный курс
- целостная структурная дидактическая единица образовательного процесса и содержания образования, соответствующая одной из образовательных областей или её части.
Учебная программа
- документ, отражающий целевые установки и содержательную основу учебного курса по предмету, логику построения курса, принципы выбора технологии обучения и методов контроля достигнутого уровня образованности.
Учебный план образовательного учреждения
- документ, разрабатываемый и утверждаемый образовательным учреждением (организацией). Учебный план реализует нормативы федерального и регионального базисных планов и включает содержание образования, отражающее специфику данного образовательного учреждения (организации) в пределах его компетенции. Он является основой для осуществления учебно-воспитательного процесса в данном образовательном учреждении (организации). В учебном плане любого общеобразовательного учебного заведения представлены три основных вида учебных занятий: обязательные занятия, составляющие ядро общего среднего образования; обязательные занятия по выбору учащихся; факультативные занятия.