Раздел 4. Обучение и развитие личности.
Раздел 1 . Введение в педагогическую профессию
1. Возникновение и становление профессии педагога.
2. Особенности и функции педагогической профессии, её своеобразие.
3. Проблемы современного общества и педагог. Перспективы развития профессии педагога в 21 веке.
4. Сущность и структура педагогической деятельности, её основные виды.
5. Педагогические способности, их характеристика.
6. Профессионально-обусловленные требования к личности педагога. Теоретическая и практическая готовность педагога к педагогической деятельности.
7. Профессиональная компетентность педагога, ее структура. Готовность педагога к инновационной деятельности
8. Педагогическое мастерство: сущность, структура, функции.
9. Педагогическая техника, её составляющие.
Раздел 2. Теоретико-методологические основы педагогики
10. Воспитание как общая и вечная категория общественной жизни. Социальная функция воспитания, историческая изменчивость и преемственность воспитания.
11. Педагогика как наука о воспитании и образовании личности и как область гуманитарного антропологического и философского знания.
12. Возникновение и этапы становления педагогической науки.
13. Связь педагогики с другими науками.
14. Объект, предмет и функции педагогики. Состав и система педагогических наук.
15. Основные категории педагогики, их характеристика.
16. Основные тенденции развития современной педагогики и образования.
17. Понятие о системе образования, её зависимость от социально-политических и других факторов. Принципы системы образования в РФ.
18. История развития и структура современной системы образования в РФ.
19. Типы образовательных организаций в РФ. Альтернативные и авторские типы.
20. Современные зарубежные образовательные системы. Характеристика одной из них (по выбору).
21. Понятие о цели воспитания. Цель воспитания как отражение потребностей общества и потребностей личности. Иерархия целей воспитания.
22. Понятие о целостном педагогическом процессе, его компонентах. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса.
Раздел 3. Социализация и воспитание
23. Развитие личности как педагогическая проблема. Формы, стимулы, источники развития личности. Факторы развития: наследственность, среда, воспитание.
24. Сущность социализации, ее стадии.
25. Возрастная периодизация, её характеристика. Акселерация. Возрастные особенности детей различных возрастных групп и воспитание.
26. Индивидуальные особенности детей и воспитание. Роль самовоспитания в развитие личности.
27. Сущность процесса воспитания, его виды. Противоречия и движущие силы воспитания.
28. Современные концепции развития личности (прагматизм, экзистенциализм, неотомизм, позитивизм).
29. Цель и задачи гуманистического воспитания.
30. Сущность личности в гуманистической концепции воспитания. Основные принципы гуманистического воспитания.
31. Понятие о базовой культуре личности. Цель, задачи, содержание и результат воспитания.
32. Характеристика форм и методов воспитания.
33. Семья как институт воспитания, развития и социализации личности. Типы семей и семейных отношений. Задачи семейного воспитания.
34. Понятие коллектива. Коллектив как объект и субъект воспитания. Этапы развития коллектива.
Раздел 4. Обучение и развитие личности.
35. Обучение, его сущность, структура, функции. Виды обучения.
36. Характеристика современных дидактических принципов.
37.Сущность содержания образования, его элементы. Основные документы, определяющие содержание образования.
38. Понятие о методах обучения, их классификация и характеристика.
39. Формы организации обучения, их характеристика.
40. Классно-урочная система. Типы и структура уроков.
41. Требования к современному уроку. Другие формы организации обучения.
42. Понятие о педагогической технологии. Классификации педагогических технологий.