Раздел 4. Обучение и развитие личности.

Раздел 1 . Введение в педагогическую профессию

1. Возникновение и становление профессии педагога.

2. Особенности и функции педагогической профессии, её своеобразие.

3. Проблемы современного общества и педагог. Перспективы развития профессии педагога в 21 веке.

4. Сущность и структура педагогической деятельности, её основные виды.

5. Педагогические способности, их характеристика.

6. Профессионально-обусловленные требования к личности педагога. Теоретическая и практическая готовность педагога к педагогической деятельности.

7. Профессиональная компетентность педагога, ее структура. Готовность педагога к инновационной деятельности

8. Педагогическое мастерство: сущность, структура, функции.

9. Педагогическая техника, её составляющие.

Раздел 2. Теоретико-методологические основы педагогики

10. Воспитание как общая и вечная категория общественной жизни. Социальная функция воспитания, историческая изменчивость и преемственность воспитания.

11. Педагогика как наука о воспитании и образовании личности и как область гуманитарного антропологического и философского знания.

12. Возникновение и этапы становления педагогической науки.

13. Связь педагогики с другими науками.

14. Объект, предмет и функции педагогики. Состав и система педагогических наук.

15. Основные категории педагогики, их характеристика.

16. Основные тенденции развития современной педагогики и образования.

17. Понятие о системе образования, её зависимость от социально-политических и других факторов. Принципы системы образования в РФ.

18. История развития и структура современной системы образования в РФ.

19. Типы образовательных организаций в РФ. Альтернативные и авторские типы.

20. Современные зарубежные образовательные системы. Характеристика одной из них (по выбору).

21. Понятие о цели воспитания. Цель воспитания как отражение потребностей общества и потребностей личности. Иерархия целей воспитания.

22. Понятие о целостном педагогическом процессе, его компонентах. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса.

Раздел 3. Социализация и воспитание

23. Развитие личности как педагогическая проблема. Формы, стимулы, источники развития личности. Факторы развития: наследственность, среда, воспитание.

24. Сущность социализации, ее стадии.

25. Возрастная периодизация, её характеристика. Акселерация. Возрастные особенности детей различных возрастных групп и воспитание.

26. Индивидуальные особенности детей и воспитание. Роль самовоспитания в развитие личности.

27. Сущность процесса воспитания, его виды. Противоречия и движущие силы воспитания.

28. Современные концепции развития личности (прагматизм, экзистенциализм, неотомизм, позитивизм).

29. Цель и задачи гуманистического воспитания.

30. Сущность личности в гуманистической концепции воспитания. Основные принципы гуманистического воспитания.

31. Понятие о базовой культуре личности. Цель, задачи, содержание и результат воспитания.

32. Характеристика форм и методов воспитания.

33. Семья как институт воспитания, развития и социализации личности. Типы семей и семейных отношений. Задачи семейного воспитания.

34. Понятие коллектива. Коллектив как объект и субъект воспитания. Этапы развития коллектива.

Раздел 4. Обучение и развитие личности.

35. Обучение, его сущность, структура, функции. Виды обучения.

36. Характеристика современных дидактических принципов.

37.Сущность содержания образования, его элементы. Основные документы, определяющие содержание образования.

38. Понятие о методах обучения, их классификация и характеристика.

39. Формы организации обучения, их характеристика.

40. Классно-урочная система. Типы и структура уроков.

41. Требования к современному уроку. Другие формы организации обучения.

42. Понятие о педагогической технологии. Классификации педагогических технологий.

Наши рекомендации