Реализация программы на городском уровне.
Характеристика проблемы.
1.1 Московская семья в городских условиях жизни.
Жизнь современной московской семьи происходит в крупнейшем мегаполисе. Что бы ни происходило в городе, стране или мире, семья на все чутко реагирует изменениями либо в уровне жизни, либо в эмоциональной стабильности, либо в воспитательной дееспособности. Период произошедших в обществе изменений в последние два десятилетия способствовал возникновению дефицита позитивных эмоциональных связей в детско-родительском общении, что привело к снижению воспитательных возможностей современной семьи. Московская семья, оказавшись сегодня в эпицентре многих кризисных процессов общества, нуждается в особом внимании со стороны различных социальных институтов, призванных формировать новые подходы к интеграции с семьей в воспитании детей.
1.2. Анализ состояния проблемы в теории и практике дошкольного образования.
Сотрудничество педагогов с родителями в течение многих десятилетий развивалось по пути поиска разнообразных форм пропаганды педагогических знаний. В результате происходил механический перенос содержания и методов общественного воспитания детей в практику семейного воспитания. Данные исследований указывают на то, что длительное удерживание фокуса внимания на функции просвещения постепенно все заметнее отставало от стремительных изменений в состоянии самого института семьи. Эмоционально-чувственный аспект детско-родительских отношений и сегодня остается мало востребованным в содержании и методах сотрудничества. Кроме того, проблема заключается еще и в том, что дошкольное воспитание в России – это личный выбор и гражданская ответственность именно родителей ребенка. Все выше сказанное делает актуальным разработку и внедрение программы «Московская семья – компетентные родители» на различных уровнях управления дошкольным образованием, а также в деятельности каждого ДОУ.
1.3 Современный взгляд на понятие «компетентное родительство».
Нынешнему поколению родителей требуется более глубокая психолого-педагогическая компетентность в вопросах воспитания.
Составляющие компетентного родительства:
-смысловая (возможность увидеть в своей жизни новые смыслы и пересмотреть прежние);
-духовная (осознанное принятие ценности детства);
-этологическая (необходимость сохранения и культивирования эволюционных функций родительского поведения, гарантирующих безопасное и деятельное вхождение ребенка в человеческий мир).
Качество родительской компетентности:
-способность взрослого находить в любой ситуации общения совместный язык контакта с ребенком;
-осознанное (рефлексивное) родительство, которое способствует нравственному и эмоциональному благополучию ребенка.
Цели программы.
2.1. Объединение ресурсов для комплексного обеспечения разносторонней поддержки социокультурного и воспитательного потенциала московской семьи на всех стадиях ее формирования и жизнедеятельности;
2.2. Актуализация в общественном сознании потребности в осознании самоценности дошкольного периода детства как базиса всей последующей жизни человека.
Задачи программы.
3.1. Совершенствовать систему психолого-педагогической поддержки важнейших социальных функций семьи.
3.2. Внедрить эффективные технологии сотрудничества с родителями в практику партнерства.
3.3. Способствовать повышению потенциала взаимного доверия, поиску способов его наращивания в условиях изменившегося контекста современной жизни.
3.4. Повысить эффективность профилактики и предупреждения семейного неблагополучия детей.
3.5. Обеспечить сопровождение данной работы на разных уровнях.
3.6. Совершенствовать систему подготовки и повышения квалификации педагогических кадров по вопросам использования эффективных технологий сотрудничества с семьей.
Ожидаемые результаты.
4.1. Повышение чувства ответственности московских родителей за благополучное полноценное развитие и воспитание своих детей.
4.2. Гармонизация детско-родительских отношений.
4.3. Понижение риска реальных и потенциальных факторов семейного неблагополучия и применения насильственных методов воспитания.
4.4. Обновление информационно-справочной службы для родителей.
4.5. Повышение профессиональной компетентности руководящих и педагогических кадров в общении с родителями.
4.6. Максимальное сокращение социальной изоляции семей, воспитывающих детей в домашних условиях.
Реализация программы на городском уровне.
5.1. Организационно-управленческая и консультативная поддержка реализации программы.
Поддержка программы осуществляется через взаимодействие Департамента образования г. Москвы, МИОО, Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца посредством:
-проведения координационно-методических совещаний с окружными управлениями образования, НМЦ (планирование и осуществление деятельности в рамках программы);
-проведения «круглых столов» для руководящих и педагогических кадров (обсуждение хода и результатов реализации программы);
-организации консультативной поддержки хода реализации программы с использованием специалистов МИОО, Центра «Дошкольное детство», ДОУ – городских и окружных экспериментальных площадок.
Осуществляется взаимодействие с ВУЗами, учреждениями дополнительного образования, службой неотложной психологической помощи, Департаментами здравоохранения, культуры, социальной и молодежной политике, общественными ассоциациями и благотворительными фондами, издательствами, Центральным телевидением.
5.2. Комплектование научно-методической библиотеки к реализации программы.
Научно-методический комплект включает уже изданные пособия авторами данной программы, дополнительно планируется расширить издание материалов с грифом «Московская семья – компетентные родители".