Откровение, свидетельство, призыв, повествование

Содержание

Введение

Тема:Филологический анализ современной церковной проповеди (на материале протоиерея Артемия Владимирова «В чем состоит внутреннее освящение христианина. Проповедь на праздник Сретения Господня, за Всенощной 14 февраля 1996 года»

Актуальностьобращения к исследованию языка православной проповеди обусловлена необходимостью: комплексного осмысления содержания и формы этого традиционного церковного типа языка с учетом лингвистических критериев; уточнение места православной проповеди в типологии жанров в рамках церковно-религиозного стиля русского литературного языка; выявление языковых ресурсов и определение индивидуальных типов речевой проповеднической культуры начала XXI в.

Объектом исследования в данной работе является язык современной православной проповеди.

Предмет исследования –жанрово-стилистическая специфика проповеди в ее структурно-содержательном, лингвистическом и художественном аспектах.

Цель работы – выявить лингвистические черты, характерные для православной проповеди указанного периода в их соотношении со стилистикой и нормативностью русского литературного языка.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1) Сопоставить существующие в лингвистической и конфессиональной литературе определения проповеди и сформулировать рабочее определение проповеди как жанра церковно-религиозного стиля современного русского литературного языка; обобщить данные по типологии православной проповеди;

2) Охарактеризовать содержательно-композиционную специфику жанра (структура текста);

3) Рассмотреть особенности функционирования в проповеди ряда текстовых стилистических категорий;

4) Выявить специфические жанровые черты православной проповеди на лексическом, синтаксическом, языковых уровнях.

Материалом исследования является текст современной проповеди « В чем состоит внутреннее освящение христианина. Проповедь на праздник Сретения Господня, за Всенощной 14 февраля 1996 года» - произведение протоиерея Артемия Владимирова.

Глава 1. Проповедь как современный жанр церковно-религиозного стилядобавить об ученых

Церковно-религиозный стиль -функциональная разновидность современного русского литературного языка, обслуживающая сферу церковно-религиозной общественной деятельности и соотносящаяся с религиозной формой общественного сознания.

В доперестроечное время (1917–1980-е гг.) эта область функционирования рус. языка, в силу известных экстралингвистических причин, была практически закрыта для филолога-исследователя, следствием чего явилось отсутствие указания на Церковно - религиозный стиль в литературе по стилистике, а также распространенное мнение, что данная сфера обслуживается не современным русским, а церковнославянским языком. В настоящее время сфера церковно-религиозной общественной деятельности раздвигает свои границы. Коммуникация в этой сфере включает, с одной стороны, произнесение различных канонических богослужебных текстов, воспроизведение молитв и песнопений, где действительно представлен церковнославянский язык, а с другой стороны – выступления священнослужителей перед массовой аудиторией по радио, на митингах, по телевидению, в Государственной Думе, во время обряда освящения школ, больниц, офисов и т.д., осуществляемые не на церковнославянском, а на современном русском литературном языке, который и предстает в этом случае в виде особого функционального стиля – церковно-религиозного (в другой терминологии – религиозного, религиозно-проповеднического или религиозно-культового; термин церковно-религиозный предпочтительнее, т.к.указывает одновременно и на сферу общественной деятельности, в которой он функционирует, и на религиозную форму общественного сознания, и на церковных деятелей как авторов соответствующих текстов, но не ограничивает его реализацию лишь жанром проповеди). Таким образом, сфера церковно-религиозной общественной деятельности оказывается сферой двуязычия.

Но если церковнославянский язык подробно изучен и описан, то изучение Церковно-религиозной стиля современного русского литературного языка только начинается; имеются описания жанров церковно-религиозного послания и храмовой проповеди; предстоит изучить жанры напутственного слова, надгробного слова и др. слов, речь священнослужителей в официальной обстановке, – т.е. все жанры и формы речи, в которых находит своё воплощение Церковно-религиозный стиль.

Проповедь

Проповедь – это публичная речь, произносимая проповедником в Храме. В этом она сближается с речью ораторской, которая имеет своей целью не только сообщить сведения, но еще и убедить, возбудить слушателей, вызвать ответное действие – их реакцию. «Проповедь,- говорит известный русский гомилет профессор В. Певницкий, - как частная речь, не обнимает всего Евангелия о спасении и о средствах его приобретения, но всегда, какого бы предмета она ни касалась, она имеет или должна иметь непосредственную связь с этим главным и средоточным пунктом христианского учения. Утеряв связь с ним, она перестаёт быть проповедью христианскою».( 28. Конспект по гомиолетике для 3-го класса МДС. Загорск.,1970)

Слово «проповедь» первоначально входило в состав той части русского языка, которая обслуживает религиозную сферу человеческой деятельности. И, хотя в дальнейшем этот термин стал употребляться и в других областях (например: политическая проповедь, гуманистская, философская и т. д.), лингвистический анализ проводится на основе религиозных текстов, в частности — библейских.

При сравнении текстов Библии на греческом и русском языках видно, что словом проповедь и однокоренными ему глаголами, обозначаются разные по форме и содержанию слова. Таким образом смысл слов проповедь, проповедовать, проповедать и т. п. меняется в зависимости от контекста. Без связи с окружающим текстом, точное значение данного термина определить не представляется возможным. Слово «проповедь» встречается чаще в Новом Завете (в основном в «Деяниях» и «Посланиях»), чем в Ветхом.

Ниже дан перечень греческих слов из Библии, которые были переведены на русский язык термином «проповедь», а также его производными. Наиболее употребительными являются слова из первых трёх групп. Остальные встречаются значительно реже (почти единично).

Провозглашение (керигма)

Греч. Κήρυγμα — объявление, провозглашение, призыв, проповедь — новозаветный термин. В греческом переводе Ветхого Завета он почти не встречается. Он близок по смыслу к понятию греч. εὐαγγέλιον — в буквальном значении «благая весть».

Этимологически слово керигма восходит к глаголу κηρύσσω ( κηρύττω), который означает быть глашатаем, извещать, созывать или приказывать через глашатая, публично проповедовать, учить чему-то важному. В Септуагинте глашатай керигмы понимался обычно как светское лицо, вестник царской воли (напр.Прит.1:21), хотя, там встречаются и исключения (Ион.1:2; Ион.3:2,4, Мих.2:11).

В Новом Завете керигма есть не просто изложение истин веры, а один из аспектов сотериологического процесса, совершаемого через харизматических посланников Слова. В их лице действует Дух Христов, ставя человека перед тайной спасения и выбором пути. Обычное человеческое слово не может породить веры, но керигматическая проповедь обладает особой силой, которая способна преобразить душу. На этой сверхчеловеческой силе керигмы зиждется и авторитет проповедующего. Он есть «соработник у Бога». Апостольская керигма, какой мы ее находим в Деяниях и Посланиях, отличается выразительной краткостью. Она сконцентрирована вокруг центрального благовестия христианства: смерти и Воскресения Господа, которые даруют человеку примирение с Богом (Мар.3:14,Деян.8:5,Деян.9:20,Деян.15:21,Деян.28:31,1Кор.2:4,1Кор.15:14). Керигма Церкви в любой ее форме — будь то харизматическая проповедь о спасении или евангельский рассказ — христоцентрична по своей природе.

Сообщение, возвещение

Часто встречаются и в Ветхом, и в Новом Заветах производные от глагола αγγέλλω — извещать, сообщать с разными приставками. Это глаголы αναγγέλλω — возвещать, объявлять (Ис.48:20, Деян.20:20); καταγγέλλω— пересказывать, поведать (Деян.4:2,Деян.15:36,Деян.16:21,Деян.17:3, Деян.17:23,1Кор.9:14); απαγγέλλω— сообщить, доносить, свидетельствовать, рассказывать, излагать, переводить(Пс.18:2, Деян.26:20); ευαγγέλλω — сообщать радостную весть, благовествовать (Деян.8:25, Деян.14:21).

Откровение, свидетельство, призыв, повествование

Реже встречается глагол παρρησιάζομαι — говорить всенародно, говорить прямодушно, произошедший от παρρησία — откровенная речь, прямота, дерзновение, смелость (Деян.9:27,28, Деян.19:8).

Глагол διαμαρτυρέω — дать свидетельские показания встречается единично (Деян.20:24), впрочем, как и следующие: Διηγέομαι — рассказывать, описывать, повествовать, поведать(Пс.18:2) и Καλέω — звать, призывать, созывать (Ис.61:2). Православная гомилетика рассматривает, кроме так называемой омилии (изъяснение текстов Священного Писания), следующие виды проповеди:

Проповедь-сообщение

Цель информационной речи — помочь познать что-то и усвоить, или сообщить о чем-то необходимом для человека. Задача проповедника-информатора—найти и пробудить в слушателе скрытые, дремлющие интересы, которые вытекают из стремления человека к познанию. Первый тип проповеди, часто встречающийся в Библии — это проповедь-сообщение (весть). Она появляется в книгах Ветхого завета и остается в употреблении в Новом. Такая проповедь по своей форме сходна с рекламой. Различие их в том, что реклама ставит своей целью презентовать кому-то информацию об объектах и событиях, принадлежащих к области материальной культуры, а проповедник «рекламирует» продукты духовной культуры. Здесь можно выделить два типа речей — пророческие и учительные. Между собой эти два вида проповеди различаются «авторством» послания. Пророк всегда говорит от другого лица, а учитель, как правило, делится своими знаниями и опытом.

Проповедь-пророчество (профития)

Еврейское слово нави — пророк, означает не только предсказателя будущего. Точная его этимология не установлена, но общий смысл термина может быть передан как «призванный посланник» (похоже на аккадское набу — призывать). В греческом языке слово наби переводится как προφήτης — тот, кто говорит от другого лица, вестник, комментатор (отсюда и термин «профетизм», означающий пророческое движение в целом и его доктрину). В Библии слово προφήτης переводится на русский язык чаще как пророчество, а не как «проповедь». Но вестник профитии имеет сходство с глашатаем керигмы. Поэтому профитию можно рассматривать как вид проповеди.

Проповедь-поучение (дидаскалия)

Дидаскалия также, как и профития, является калькой с греческого. Слово διδάσκω означает — учить, обучать, поучать, наставлять. Также, как и προφήτης, διδάσκω не переводится как «проповедь». Традиция учительства берет свое начало в дохристианские времена. Основателей крупнейших религий называли учителями, а их преемников — проповедниками. Это говорит о родстве этих понятий. Таким образом наставничество можно рассматривать как ещё один вид проповеди. В послании к Титу (2:15) Апостол так определяет виды учительства: «Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя». Говорить — значит просто излагать положительное учение Церкви о правилах христианской жизни и деятельности; увещевать — значит убеждать, настоятельно требовать исполнения обязанностей, осуществления учения; обличать — означает указывать нарушение правил и укорять за это, со всякой властью, не унижая своего авторитета, а напротив во имя этого авторитета, и сохраняя своё достоинство. Проповедь-увещевание уже приобретает свойства агитации и относится, скорее, к следующему виду речей.

Наши рекомендации