Рекомендуемая структура статьи
1. Аннотация, ключевые слова
2. Введение
3. Основная часть(методика исследования, полученные результаты и их объяснение),
4. Выводы (заключение)
5. Список литературы
Аннотация
Аннотация выполняет функцию расширенного названия статьи и повествует о содержании работы, являясь по сути сжатой характеристикой статьи. Аннотация должна быть краткой, но при этом содержательной. Рекомендуемый размер аннотации — не более 500 символов, т.е. 4-5 предложений. В аннотации кратко освещается научная проблема, цели и основные авторские выводы в сокращенной форме. Также в аннотации отражается научная новизна статьи.
Аннотация должна быть написана простым, понятным языком, короткими предложениями, в безличной форме (рассмотрены, раскрыты, измерены, установлено и т. д.).
Аннотация выполняет две основные задачи:
• она помогает читателю сориентироваться в огромном объеме информации, где далеко не все представляет для него интерес; на основе аннотации потенциальный читатель решает, стоит ли читать саму статью;
• служит для поиска информации в автоматизированных поисковых системах. Аннотация показывает, что, по мнению автора, наиболее ценно и применимо в выполненной им работе. Плохо написанная аннотация может испортить впечатление от хорошей статьи.
Ключевые слова — своего рода поисковый ключ к статье. Библиографические базы данных обеспечивают поиск по ключевым словам. Ключевые слова могут отражать основные положения, результаты, термины. Они должны представлять определенную ценность для выражения содержания статьи и для ее поиска. В качестве ключевых слов могут выступать как отдельные слова, так и словосочетания. Обычно достаточно подобрать 5–10 ключевых слов.
Введение
Цельювведения является доведение до читателя основных задач, которые ставил перед собой автор статьи.
Во введении должна быть обоснована актуальность рассматриваемого вопроса (что Вы рассматриваете и зачем?) и новизна работы, если позволяет объем статьи можно конкретизировать цель и задачи исследований, а также следует привести известные способы решения вопроса и их недостатки.
Актуальность темы – степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса). Это способность ее результатов быть применимыми для решения достаточно значимых научно-практических задач.
Новизна – это то, что отличает результат данной работы от результатов других авторов.
Цели и задачи исследования. Важно, чтобы при выборе темы четко осознавать те цели и задачи, которые автор ставит перед своей работой. Работа должна содержать определенную идею, ключевую мысль, которой, собственно говоря, и посвящается само исследование. Формулировка цели исследования - следующий элемент работы. Для того чтобы успешно и с минимальными затратами времени справиться с формулировкой цели, нужно ответить себе на вопрос: “что ты хочешь создать в итоге организуемого исследования?” Этим итогом могут быть: новая методика, классификация, новая программа или учебный план, алгоритм, структура, новый вариант известной технологии, методическая разработка и т.д. Очевидно, что цель любой работы, как правило, начинается с глаголов:
• выяснить...
• выявить...
• сформировать...
• обосновать...
• проверить...
• определить...
• создать...
• построить…
Задачи – это, как правило, конкретизированные или более частные цели, решение которых направлено на достижение основной (главной) цели исследования.
Введение должно в себя включать:
· определение научной гипотезы;
· содержание необходимой вводно информации;
· подробное объяснение причин, по которым были начаты исследования;
· критическую оценку производимых ранее в данной области работ;
· раскрытие уровня актуальности данной темы;
· четкий план изложения материала.
При работе над введением следует применять методики оценки целей. Кратко их содержание можно выразить так:
· насколько четко сформулирована основная цель исследования;
· имеются ли явные противоречия в материалах исследования?
· насколько полно была использована тематическая литература;
· полнота выражения актуальности темы;
· является ли ваше исследование новаторским, или повторяет подобные работы других авторов.
2.3.3. Основная часть включает само исследование, его результаты, практические рекомендации.
В этом разделе необходимо подробно изложить процесс исследования, научные факты и открытия, на которые опирался или же которые опровергал автор. Здесь же нужно указать ссылки на использованные источники. Обязательно должна быть подчеркнута научная новизна предлагаемых идей. Можно привести примеры практической апробации полученных результатов.
От самостоятельного исследователя требуется умение:
- выбрать задачу для исследования;
- пользоваться имеющимися средствами для проведения исследования или создавать свои, новые средства;
- разобраться в полученных результатах и понять, что нового и полезного дало исследование.
Важнейшим элементом работы над статьей является представление результатов исследования и их объяснение. Возможно представление результатов в наглядной форме: в виде таблиц, графиков, диаграмм.
2.3.4. Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы. В заключении, как правило, автор исследования суммирует результаты осмысления темы, выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из его работы, подчеркивает их практическую значимость, а также определяет основные направления для дальнейшего исследования в этой области знаний.
Заключение нельзя отождествлять с аннотацией, у них разные функции. Заключение должно показывать, что получено, а аннотация — что сделано. Заключение должно иметь характер тезисов.
Любая научная статья, в которой предлагаются новые методы, идеи или приводится аналитический обзор, должна завершаться выводами автора: что позволяет понять, чего можно добиться, используя описанную идею. Обязательно нужно пояснить экономический эффект, другими словами, на какие из экономических показателей повлияет применение методов, изложенных в статье: повысит ли это прибыльность, вызовет ли рост доходов или сокращение расходов и т.д.
2.3.5 Литература - это перечень книг, журналов, статей с указанием основных данных.
Последовательность формирования списка может быть различной:
• по алфавиту фамилий авторов или названий документов;
• в порядке цитирования;
• по значимости документов (нормативные акты, документальные источники, монографии, статьи, другая литература);
• по хронологии издания документов и т.п.
Для статей формирование библиографического списка целесообразно осуществлять в порядке цитирования
Основные элементы библиографического описания приводятся в следующей последовательности: фамилия автора и его инициалы, название книги без кавычек, место издания, название издательства, год издания, номер (номера) страницы.
Примеры библиографического описания источника:
1. Коньков, А.А. Руководство по организации научно-исследовательской работы студентов. Учебное пособие /А.А. Коньков. – М.: МИИ ВТ, 2015. – 48 с.
2. Вербицкий, А.А. О структуре и содержании диссертационных исследований / А.А. Вербицкий // Педагогика. – 2014. – № 3. – С. 71-78.
3. Левин Б. Статья о том, как писать научные статьи [Электронный ресурс] // ПОИСК - газета научного сообщества. URL: http://www.youngscience.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=514&Itemid=51.
При составлении списка некорректным считается ссылаться:
- на работы только одного-двух авторов (например, себя или шефа);
- на слишком малое число работ;
- только на очень старые работы;
- на работы, которые автор ни разу не видел или вообще ни на что не ссылаться.