Обобщающий рассказ педагога по картине «Птичий двор». 9 страница

Оборудование.Большой лоскут ткани зеленого цвета, контейнер для картинок, карточки с изображениями обуви желтого и зеленого цветов, коврограф, плоскостное изображение девочки, зеленого сарафанчика, куста сирени с зелеными листьями, двух кленов с зелеными листьями, кустика зеленой травы, зеленого кузнечика, яблони с зелеными яблоками, кустика с зелеными помидорами, кустика с зеленым перцем; игрушки для сопровождения артикуля­ционной гимнастики; предметная картинка с изображением ло­шадки; корзина с муляжами овощей и фруктов; зеленый и желтый игрушечные грузовики; магнитофон, кассета с записью спокойной инструментальной музыки, кассета с записью голосов птиц.

Предварительная работа.Знакомство с зеленым цветом, проведение упражнений на узнавание и соотнесение основных цветов: «Подбери помпоны к шапкам», «Собери рукавички», «Найди носочки»; упражнения на умение различать желтый и зеленый цвета. Повторение упражнения «Дождик».

Ход занятия

1. Организационный момент.[Формирование эмоционального положительного фона занятия. Закрепление навыка различения (зеленого и желтого цветов.]

Логопед встречает детей в дверях кабинета с контейнером в руках и здоровается с детьми.

Логопед. Сегодня мы с вами отправимся в «Зеленую сказку». В нее можно попасть только тогда, когда каждый из вас выберет картинку с нарисованной на ней обувью зеленого цвета. Но помните по одной картинке и пройдите на ковер.

Дети выбирают по картинке, проходят на ковер, садятся и кладут перед собой картинки.

Логопед. Садитесь поудобнее и расскажите, что нарисовано на ваших картинках. Обязательно говорите, какого цвета обувь на вашей картинке.

1-й ребенок. Зеленые туфли.

2-й ребенок. Зеленые сапожки.

3-й ребенок. Зеленые тапки.

4-й ребенок. Зеленые ботинки.

Логопед. Очень хорошо. Вы выполнили задание, а значит, мы можем отправляться в «Зеленую сказку».

2. Рассказывание логопедом «Зеленой сказки».[Развитие рече­вого слуха, зрительного внимания.]

Логопед включает запись пения птиц для создания фона восприятия сказки. Запись звучит 1—2 минуты. Затем педагог выключает ее и выразительно рассказывает сказку, иллюстрируя ее на коврографе с помощью плоскостных изображений. Таким образом, на коврографе составляется сюжетная картинка: девочка в зеленом сарафанчике в центре коврографа, у ее ног кустик травы с кузнечиком, слева от нее кусты сирени и яблоня с зелеными яблоками, а справа два клена, на заднем плане кустики с зелеными помидорами и перцем.

Логопед. Летом наша знакомая девочка Аришка отдыхала на даче и каждый день отправлялась в новое путешествие. Сегодня я расскажу вам о том, как она побывала в «Зеленой сказке», и мы вместе с Аришкой тоже отправимся в сказку, вспомним о лете, хотя на улице уже давно осень, дует холодный ветер и идет дождь.

Зеленая сказка

Утром Аришка проснулась и увидела, что комната вся зеленая. Под окном комнаты росли кусты сирени, солнышко светило сквозь ее зеленые листья и окрашивало все в зеленый цвет.

Аришка надела зеленый сарафанчик и выбежала на крылечко. Ей показалось, что она попала в зеленую сказку. Двор был покрыт шелковой зеленой травой, под окнами дома шелестели зелеными листьями кусты сирени, вдоль забора качались на ветру зеленые клены.

Вдруг Аришка услышала, что в траве у крыльца кто-то прострекотал:

— Доброе утро!

Аришка присела и увидела на тонкой зеленой травинке зеленого кузнечика.

— Здравствуй, кузнечик! Почему сегодня все такое зеленое?. —спросила она.

— Просто наступило лето,— ответил кузнечик.

— А лето — зеленое время года? — недоверчиво спросила девочка.

— Конечно, зеленое. Посмотри на яблоню. Видишь, яблоки на ней зеленые. Загляни в теплицу. Там на кустиках висят зеленые помидоры и зеленый перец,— уверенно сказал кузнечик.

— Да, я вижу, что лето — зеленое время года, — сказала Аришка.

И как раз в то время мама позвала ее завтракать.

Логопед накрывает коврограф зеленой тканью, чтобы дети не отвлекались при выполнении следующих заданий.

3. Общая артикуляционная гимнастика.[Совершенствование артикуляторной моторики.]

Логопед приглашает детей к зеркалу, предлагает правильно сесть и выполнить необходимые упражнения из общей артикуляционной гимнастики. Каждое упражнение выполняется 3—4раза. Логопед следит за тем, чтобы дети вовремя сглатывали слюну и отдыхали после выполнения каждого упражнения. Для зрительной опоры используются игрушки.

Логопед. Рядом с Аришкиной дачей был пруд. Вода в пруду казалась совершенно зеленой. Давайте представим, что наше зер­кало — это зеленый пруд. Будем делать упражнения и смотреть в пруд, чтобы увидеть, как у нас получается.

4. Подвижное упражнение «Дождик».(Повторение, см. с. 16.) [Координация речи с движением, развитие общей моторики, чувства ритма, совершенствование умения выполнять прыжки на носках.]

Логопед предлагает детям выйти на ковер и встать в круг.

Логопед. Летом часто идет теплый дождик. Давайте представим, что такой дождик начался в нашей сказке.

Дети выполняют движения и произносят текст вместе с лого­педом.

5. Беседа по «Зеленой сказке».[Развитие диалогической речи. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.]

Логопед приглашает детей за стол, снимает ткань с коврографа. Задавая вопросы, привлекает внимание детей к тем изображениям, о которых идет речь. Для этого можно использовать указку или кисть руки.

Логопед. Как называется сказка, которую я вам рассказала?

Дети. «Зеленая сказка».

Логопед. Почему? Как вы думаете?

Дети. В сказке все было зеленое.

Логопед. Назовите, что было зеленым.

Дети. Зеленые листья, зеленые клены, зеленая трава, зеле­ный сарафанчик, зеленые яблоки, зеленые помидоры, зеленый перец.

Логопед. Кого встретила Аришка в этой сказке?

Дети. Зеленого кузнечика.

Логопед. О чем она спросила кузнечика?

Дети. Почему все вокруг зеленое.

Логопед. Что ответил кузнечик?

Дети. Просто наступило лето.

Логопед. И что решили Аришка с кузнечиком?

Дети. Лето — зеленое время года.

Логопед. Я думаю, что кузнечик и нас с вами убедил. Лето — зеленое время года. А еще летом люди загорают на теплом солнышке. Давайте мы пойдем на коврик и представим, что пришли на пляж загорать. (Накрывает коврограф зеленой тканью.)

6. Релаксация.[Регуляция мышечного тонуса.]

Дети проходят на ковер, ложатся на спину. Логопед включает запись спокойной инструментальной музыки.

Логопед. Ложитесь поудобнее. Представьте, что ваше тело стало таким легким, как крылышки зеленого кузнечика. Закройте глаза, послушайте музыку, которая звучит в зеленой сказке, позагорайте, а я почитаю вам стихи.

Дети лежат расслабившись и закрыв глаза.

Логопед. В зеленом, зеленом, зеленом лесу

Зеленый листок, как флажок, я несу.

Зеленая шишка под елкой лежит,

Зеленая музыка где-то звучит,

Зеленый кузнечик в зеленой стране

Играет зеленую песенку мне.

Откройте глаза. Потянитесь лежа. Медленно садитесь. Потянитесь сидя. Медленно вставайте. Потянитесь на носочках.

Дети выполняют действия, о которых говорит логопед.

7. Игра «Разноцветные грузовики».[Закрепление умения различать предметы желтого и зеленого цветов. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже).]

Логопед предлагает детям сесть на ковер и ставит перед ними корзину с овощами и фруктами.

Логопед. Посмотрите, что еще есть в нашей зеленой летней сказке.

Дети. Овощи и фрукты.

Логопед. Какие они?

Дети. Зеленые и желтые.

Логопед вывозит на ковер зеленый и желтый грузовики.

Логопед. Сейчас мы с вами поиграем. Вы должны выбрать и положить зеленые овощи и фрукты в зеленый грузовик, а желтые — в желтый грузовик.

Дети берут муляжи из корзинки и раскладывают по грузовикам. Логопед стимулирует их к комментированию действий.

Логопед. Что ты положил в желтый грузовик, Ванюша?

Ваня. Желтый банан.

Логопед. А что Настя положила в зеленый грузовик?

Настя. Зеленое яблоко.

Таким образом организуется диалог с каждым ребенком.

Логопед. Молодцы! Вы отлично выполнили мое задание. Какие овощи и фрукты лежат в желтой машине?

Дети. Желтые овощи и фрукты.

Логопед. А в зеленой машине?

Дети. Зеленые овощи и фрукты.

8. Окончание занятия.[Развитие артикуляционной и общей моторики, творческого воображения. Оценка работы детей.]

Логопед убирает грузовик и корзину, помещает на наборное полотно картинку с изображением лошадок.

Логопед. Вставайте. Нам пора возвращаться из зеленой сказки в детский сад. Видите, на зеленой полянке пасутся лошадки. Давайте сядем на лошадок и поскачем в детский сад.

Логопед показывает детям, как нужно идти по кругу, высоко поднимая колени, щелкая языком, широко открывая рот. Дети выполняют упражнение вслед за логопедом.

Занятие 3

Коррекционно-образовательные цели.Расширение и конкретизация представлений об обуви, ее назначении, деталях, из которых она состоит. Формирование навыка различения одежды и обуви. Обучение составлению предложения из трех слов с опорой на картинку. Совершенствование грамматического строя речи (образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Коррекционно-развивающие цели.Развитие фонематического слуха, диалогической речи, артикуляционной, тонкой и общей моторики, мышления, зрительного внимания.

Коррекционно-воспитательные цели.Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.

Оборудование.Тетрадь № 1 по числу детей, контейнер с цветными карандашами, предметные картинки с изображениями обуви и одежды, сюжетные картинки, кольцеброс, предметные картинки с изображениями, названия которых начинаются со звуков [а], [у], игрушечные утка и аист, наклейки.

Предварительная работа.Рассказывание воспитателем сказки Ш. Перро «Кот в сапогах».

Ход занятия

1. Организационный момент.[Развитие мышления. Различение одежды и обуви.]

Логопед приглашает детей в кабинет. Дети здороваются и проходят к столу, на котором лежат маленькие предметные картинки с изображением обуви и одежды.

Логопед. Посмотрите на свои картинки. Сначала сядут те дети, на картинках у которых нарисована обувь. Потом сядут те дети, на картинках у которых нарисована одежда.

Дети рассматривают картинки. Узнавшие изображение обуви показывают картинку и садятся. Затем садятся дети, у которых оказались картинки с одеждой.

2. Упражнение «У меня и у куклы».[Совершенствование грамматического строя речи (образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).]

Логопед помещает на наборное полотно пару предметных картинок с изображениями девочки и куклы.

Логопед. Кого вы видите на картинках?

Дети. Девочку и куклу.

Логопед. Сравните их по размеру.

Дети. Девочка большая, а кукла маленькая.

Логопед. Обратите внимание на обувь девочки и куклы.

1-й ребенок. У девочки обувь большая.

2-й ребенок. У куклы обувь маленькая.

Логопед. Послушайте, как я назову обувь куклы, чтобы было понятно, что она маленькая: у девочки сапоги, а у куклы сапожки. А теперь я буду выставлять пары картинок, а вы будете называть обувь девочки и куклы. Называйте обувь куклы так, чтобы было понятно, что она маленькая.

Логопед выставляет предметные картинки с изображениями одинаковой обуви (но разной величины) снизу под картинками с девочкой и куклой.

1-й ребенок. У девочки туфли. У куклы туфельки.

2-й ребенок. У девочки тапки. У куклы тапочки.

3-й ребенок. У девочки кроссовки. У куклы кроссовочки.

4-й ребенок. У девочки ботинки. У куклы ботиночки.

Логопед. Молодцы! Похлопайте себе!

3. Работа в тетради№1. [Развитие тонкой моторики.]

Логопед убирает пары картинок, раздает детям тетради и помогает им открыть их на нужном месте (с. 15), а на стол ставит контейнер с карандашами.

Логопед. Посмотрите на картинку в тетради. Что вы видите?

Дети. Сапоги.

Логопед. Как вы думаете, чьи они? Кто их потерял?

Дети. Кот в сапогах.

Логопед. Сейчас вы обведете сапоги по точкам простым карандашом, а потом раскрасите их цветными карандашами. Посмотрите, вот это отвороты. Раскрасьте их одним цветом, а сами сапоги другим. Ремешки на сапогах тоже можно сделать другого цвета. А веселого мышонка раскрасьте простым карандашом, чтобы он стал серым.

Дети выполняют задание, логопед оказывает им необходимую помощь, помогает подобрать карандаши для раскрашивания, следит за посадкой и постановкой руки. А потом оценивает работу детей и раздает наклейки.

4. Игра «Что прибавилось?»[Развитие зрительного внимания. Уточнение и расширение словаря по теме «Обувь».]

Логопед хвалит детей за работу, выполненную в тетради, убирает тетради и карандаши, расставляет на наборном полотне три предметных картинки с изображениями обуви.

Логопед. А теперь я хочу узнать, внимательные ли вы дети. Что вы видите на картинках?

Дети. Это обувь.

Логопед. Назовите, что это.

Дети. Тапки, туфли, сапожки.

Логопед. Сейчас вы закроете глаза, я добавлю одну картинку, вы откроете глаза и скажете, что прибавилось. Закрывайте глаза.

Дети закрывают глаза, а логопед выставляет на наборное по­лотно еще одну картинку.

Логопед. Откройте глаза. Посмотрите и скажите, что прибавилось?

Дети. Валенки.

Игра проводится столько раз, сколько необходимо для того, чтобы ответил каждый ребенок.

5. Общая артикуляционная гимнастика.[Развитие артикуляционной моторики.]

Логопед приглашает детей к зеркалу, предлагает правильно сесть и выполнить несколько отработанных упражнений из общей

артикуляционной гимнастики. Каждое упражнение выполняется 3—4 раза. Логопед следит за тем, чтобы дети вовремя сглатывали слюну и отдыхали после выполнения каждого упражнения.

6. Упражнение «Кто самый меткий?»[Развитие ловкости.]

Логопед приглашает детей выйти на коврик и ставит перед ними новый детский резиновый сапожок и коробку с теннисными шариками. Расстояние от детей до сапожка должно быть около 1 метра.

Логопед. Что это?

Дети. Это сапожок и шарики.

Логопед. Они нужны мне, чтобы проверить, какие вы лов­кие. Сейчас вы будете бросать шарики в сапожок. Возьмите по два шарика. Постройтесь друг за другом. Будете бросать по оче­реди.

7. Дыхательная гимнастика. Упражнение2. (Повторение, см. с. 122.) [Диафрагмальное дыхание стоя. Воспитание диафрагмального дыхания.]

8. Игра «Помоги аисту и утке».[Развитие фонематического слуха, умения дифференцировать звуки [а]—[у] в начале слова.]

Логопед просит детей пройти за столик, на котором стоят игрушечные аист и утка и разложены предметные картинки с изображениями, названия которых начинаются со звуков [а] и [у] (астра, азбука, арка, арфа, улей, удочка, улица, ушки).

Логопед. А теперь аист и утка просят вас помочь им. Сна­чала назовите картинки, которые они принесли.

Дети. Астра, азбука, арка, улей, удочка, улица, ушки, арфа.

Логопед. Теперь разложите картинки так, чтобы аисту достались картинки на звук [а], а утке на звук [у].

Дети раскладывают картинки, комментируя свои действия.

Логопед. Молодцы! Аист и утка благодарят вас за помощь!

9. Составление предложений из трех слов по сюжетным картинкам.[Развитие связной речи.]

Логопед помещает на наборное полотно сюжетную картинку, на которой нарисована девочка, надевающая сапоги.

Логопед. Кто это?

Дети. Это девочка.

Логопед. Что она делает?

Дети. Надевает сапоги.

Логопед. А теперь повторите весь ответ. Начните его со слова «девочка».

Дети. Девочка надевает сапоги.

Аналогично работа проводится еще по трем картинкам. Так составляются предложения: Мальчик снимает ботинки. Девочка завязывает шнурки. Мальчик моет сапоги.

10. Окончание занятия.[Оценка работы детей.]

Логопед предлагает детям вспомнить, что они делали на занятии, что им особенно понравилось. Можно предложить детям оценить работу друг друга.

Занятие 4

Коррекционно-образовательные цели.Расширение и конкретизация представлений об обуви. Закрепление навыков различения одежды и обуви, а также основных цветов. Обучение составлению рассказа-описания из двух предложений по образцу. Совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов).

Коррекционно-развивающие цели.Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Развитие диалогической речи, артикуляционной и тонкой моторики, зрительного внимания, подражательности.

Коррекционно-воспитательные цели.Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.

Оборудование.Предметные картинки с изображениями обуви и одежды, картинка с изображением грузовика, гимнастические палки, магнитная доска, красные магнитные кружки.

Предварительная работа.Разучивание пальчиковой гимнастики «Сколько обуви у нас...», диалога «Был сапожник?»

Ход занятия

1. Организационный момент.[Закрепление умения различать одежду и обувь разных цветов.]

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает детям встать около стульчиков. На столе перед каждым ребенком лежит предметная картинка.

Логопед. Посмотрите внимательно на картинки. Сначала могут сесть дети, у которых на картинках красные одежда и обувь.

Дети садятся.

Логопед. Теперь сядет тот, у кого на картинке зеленая обувь.

Ребенок садится.

Логопед. И наконец, можно сесть тому, у кого на картинке желтая обувь.

Ребенок садится.

Логопед. Молодцы! А теперь расскажите, что у вас на картинках.

1-й ребенок. Красные туфли.

2-й ребенок. Красная куртка.

3-й ребенок. Зеленые сапоги.

4-й ребенок. Желтые ботинки.

Логопед. Что из этих предметов — не обувь?

Дети. Куртка.

Логопед. Верно!

2. Игра «Что привез грузовик?»[Обучение составлению расска­за-описания по образцу.]

Логопед помещает на наборное полотно картинку с изображением грузовика. В кузове грузовика закреплены предметные картинки с изображениями обуви.

Логопед. Посмотрите, что привез нам грузовик?

Дети. Обувь.

Логопед. Выберите себе по паре обуви и попробуйте рассказать о ней. Сначала скажите, как называется обувь, потом назовите, какая она. Послушайте, как это сделаю я. Это тапочки. Они голубые, красивые, мягкие.

1-й ребенок. Это туфли. Они желтые, красивые.

2-й ребенок. Это кроссовки. Они синие, удобные.

3-й ребенок. Это сапожки. Они зеленые, резиновые.

4-й ребенок. Это валенки. Они белые, теплые. Логопед. Отлично! Похлопайте себе!

3. Упражнение «Волшебные звуки».[Формирование навыков звукового анализа и синтеза.]

Логопед убирает изображение грузовика и предметные картинки.

Логопед. Мы с вами уже говорили о том, что люди умеют произносить разные звуки. Пока мы учились петь и различать только два из них. Кто помнит эти звуки?

Дети. А! У!

Логопед. Давайте споем эти звуки.

Дети. А-а-а-а! У-у-у-у!

Логопед. Вот как красиво спели! Молодцы! Вам было легко петь эти звуки?

Дети. Да.

Логопед. Те звуки, которые можно петь, потому что во рту ничего не мешает их петь, нет преграды, люди называют гласными и обозначают красным цветом. У меня есть один красный кружок, чтобы обозначить звук [а], и еще один красный кружок, чтобы обозначить звук [у]. А теперь я спою два звука, а вы должны отга­дать, какой звук я пела первым, а какой вторым. Ау! Какой звук был первым?

Дети. А!

Логопед. Правильно. А вторым?

Дети. У!

Логопед. Верно. Давайте обозначим звуки, которые я спела, красными кружками. Один кружок положим для звука [а]. (Берет красный кружок и прикрепляет к магнитной доске. Дети внима­тельно наблюдают.) И еще один — для звука [у]. Я спела два звука, и мы обозначили их двумя красными кружками. Вот так: ••.

4. Диалог «Был сапожник?»[Развитие диалогической речи, интонационной выразительности речи.]

Логопед приглашает детей на коврик, предлагает разбиться на две команды и встать лицом друг к другу.

Логопед. Вы выучили стихотворение про сапожника. Сейчас мы попробуем его рассказать. Одна команда будет задавать вопросы, а другая — отвечать на них. Старайтесь говорить правильно и выразительно.

1-я команда. Был сапожник?

2-я команда. Был.

1-я команда. Шил сапожки?

2-я команда. Шил.

1-я команда. Для кого сапожки?

2-я команда. Для соседской кошки.

Логопед. Отлично получилось! Вы говорили выразительно. А теперь давайте расскажем стихотворение еще раз, только команды поменяются местами.

5. Упражнение «Обезьянка».[Развитие подражательности, ловкости, общей моторики.]

Логопед раздает детям гимнастические палки, одну палку берет себе.

Логопед. Давайте поиграем в веселую игру, которая называется «Обезьянка». Я буду выполнять разные упражнения с палкой, а вы, как обезьянки, будете повторять их за мной.

Логопед поднимает палку над головой, держа ее за концы обеими руками. Дети повторяют упражнение вслед за логопедом. Логопед опускает палку за голову, продолжая держать ее за концы. Дети повторяют упражнение. Логопед приседает и кладет палку перед собой. Дети должны выполнить и это упражнение. Можно сделать таким образом еще 1—2 упражнения.

6. Общая артикуляционная гимнастика.[Развитие артикуляционной моторики.]

Логопед приглашает детей к зеркалу, предлагает правильно сесть и выполнить несколько упражнений из общей артикуляционной гимнастики. Каждое упражнение выполняется 3—4 раза. Логопед следит за тем, чтобы дети вовремя сглатывали слюну и отдыхали после выполнения каждого упражнения. В качестве зрительной опоры используются игрушки.

7. Упражнение «Что лишнее?»[Развитие речевого слуха.]

Логопед предлагает детям пройти на коврик и построиться в шеренгу.

Логопед. Я хочу проверить, умеете ли вы меня внимательно слушать. Сейчас я буду называть предметы, а вы должны будете определять один лишний среди них. Туфли, сандалии, платье, сапожки. Что лишне?

Дети. Платье.

Логопед. Почему?

Дети. Это одежда.

Логопед. А все остальное?

Дети. Обувь.

Логопед. Правильно.

Так далее проводится еще 2—3 упражнения на определение четвертого лишнего: пальто, ботинки, кроссовки, валенки, босоножки; туфли, шапка, чешки.

8. Пальчиковая гимнастика «Сколько обувиу нас».[Развитие тонкой моторики. Координация речи с движением.]

Логопед предлагает детям вспомнить пальчиковую гимнастику.

Попеременно ударяют по столу и хлопают в ладоши.

На каждое название обуви загибают пальчики, начиная с больших, одновременно на обеих руках.

Посчитаем в первый раз,

Сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Сережки,

Да еще ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

9. Упражнение «В раздевалке».[Формирование грамматического строя речи (употребление простых предлогов).]

Логопед приглашает детей в раздевалку и предлагает выполнить и прокомментировать ряд заданий.

Логопед. Возьми шапку и положи ее в свой шкаф, Настя.

Девочка выполняет задание.

Логопед. Куда Настя положила шапку?

Дети. В шкаф.

Логопед. Где лежит шапка?

Дети. В шкафу.

Логопед. Возьми свой шарф и положи его на шкаф, Даша.

Девочка выполняет задание.

Логопед. Куда Даша положила шарф?

Дети. На шкаф.

Логопед. Где лежит шарф?

Дети. На шкафу.

10. Окончание занятия.[Оценка работы детей.]

Логопед предлагает детям перечислить по порядку все игры и задания, которые были предложены им на занятии. Потом дети могут оценить работу друг друга.

Ноябрь, 3-я неделя Тема «Мебель»

Занятие 1

Коррекционно-образовательные цели.Расширение и конкретизация представлений о мебели, ее назначении, частях, из которых она состоит. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением мебель. Уточнение и расширение словаря по теме (сидеть, лежать, спать, стол, стул, кровать, шкаф). Совершенствование грамматического строя речи (образование имен существительных во множественном числе), слоговой структуры слов.

Коррекционно-развивающие цели.Развитие физиологического дыхания, слухового внимания, диалогической речи, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели.Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.

Оборудование.Тетрадь № 1 по числу детей, контейнер с цветными карандашами, предметные картинки с изображениями мебели[28], картинки с изображениями детской комнаты, гостиной, кухни, спальни; ваза, массажные мячики, обручи по числу детей, лист бумаги с недорисованным стулом; красные фишки.

Предварительная работа.Экскурсия с родителями в мебель­ный магазин, рассматривание мебели, частей, из которых она со­стоит, и материалов, из которых она сделана. Рассматривание с воспитателями макета квартиры. Формирование представлений о назначении разных помещений квартиры: кухни, спальни, дет­ской комнаты, гостиной, прихожей, ванной, туалета.

Ход занятия

1. Организационный момент.[Развитие речевого слуха, памяти, диалогической речи.]

Логопед встречает детей, организует приветствие, предлагает пройти за столики.

Логопед. Я разрешу сесть тому, кто подскажет мне нужное слово. Стул нужен для того, чтобы...

1-й ребенок. ...Сидеть (Садится за стол.)

Логопед. Кровать нужна для того, чтобы...

2-й ребенок. ...Спать. (Садится за стол.)

Логопед. Шкаф нужен для того, чтобы...

3-й ребенок. ...Хранить одежду. (Садится за стол.)

Логопед. Кресло нужно для того, чтобы...

4-й ребенок. ...Отдыхать. (Садится за стол.)

Логопед. Молодцы! Похлопайте себе.

2. Игра «Наша квартира».[Развитие диалогической речи, зрительного внимания. Уточнение и расширение словаря по теме «Мебель».]

Логопед ставит на мольберт картинки с изображениями кухни, гостиной, спальни и детской комнаты, а на столе раскладываются предметные картинки с изображениями мебели, стоящей в этих помещениях.

Логопед. Рассмотрите картинки на мольберте. Что вы видите?

1-й ребенок. Кухню.

2-й ребенок. Спальню.

3-й ребенок. Гостиную.

4-й ребенок. Детскую комнату.

Логопед. А что нарисовано на картинках, которые лежат на столе?

Дети. Мебель.

Логопед. Сейчас вы будете брать картинку, на которой нарисована мебель, и искать ту комнату, где она стоит. Вы назовете мебель, ответите на мои вопросы и поставите маленькую картинку под одну из картин на мольберте.

Первый ребенок выбирает одну из предметных картинок и называет, что на ней нарисовано.

1-й ребенок. Это кроватка.

Логопед. Где она стоит?

1-й ребенок. В детской.

Логопед. Для чего она нужна?

1-й ребенок. Чтобы спать.

Логопед. Поставь ее под картинку.

Ребенок ставит свою картинку на мольберт. Второй ребенок выбирает на столе одну из оставшихся предметных картинок и называет, что на ней нарисовано.

2-й ребенок. Это диван.

Логопед. Где он стоит?

2-й ребенок. В гостиной.

Логопед. Для чего он нужен?

2-й ребенок. Чтобы сидеть.

Так далее организуется диалог с каждым ребенком.

Наши рекомендации