Педагогическая целесообразность.
Новые образовательные стандарты нашего времени предъявляют более высокие требования. Одной из важных педагогических задач становится повышение
общекультурного уровня обучающегося.
Информативный и лаконично-системный подход, заложенный в основу программы, должен помогать обучающимся получить достаточно информации и знаний по предметам, мало изучаемым в образовательных учреждениях основного и полного общего образования.
Одной из форм активного приобщения детей к миру искусства выступает детский театр как форма дополнительного образования. Театральная форма предполагает опору и тесную взаимосвязь с эстетическим циклом школьных предметов; позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребёнка; способствует развитию целого комплекса умений, активному восприятию разных видов
искусства.
Источниками полноценного развития личности ребенка 8-14 лет выступают две деятельности.
Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества и приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.
Во-вторых, любой ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности, которая, в отличие от учебной, не нацелена на освоение уже известных знаний, а способствует формированию самодеятельности ребенка, реализации его собственных идей, направленных на создание новых образов..
В учебной деятельности решаются учебно-тренировочные задачи с тем, чтобы овладеть каким-то умением, освоить новое правило.
В творческой деятельности решаются поисковые задачи и с иной целью - развить способности ребенка.
Творчество, его формирование и развитие - одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы актуально в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества - человек, способный к творческому созиданию.
Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста. По мнению психологов и педагогов, детей следует, как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий.
Данная программа, основываясь на принципах «ребенок - игра – перевоплощение», в то же время имеет свои отличительные особенности. Основной задачей является формирование целостной личности, способной высказывать свое мнение, создавать художественный образ в процессе творчества. Начиная с подражания, изучения азов актерского мастерства, ребенок постепенно приходит к импровизации, созданию собственного этюдного номера.
«Театр - это, прежде всего, искусство коллективное. Нужна инициатива каждого, кто причастен к постановке спектакля - только в таком случае рождается вещь яркая и самобытная. Проблема воспитания инициативы, творческой активности особенно остро стоит в самодеятельности и проявляется через самовоспитание, саморазвитие. Успех зависит от того, как построена театральная жизнь: это и занятия по мастерству актера, сценической речи и, конечно, по движению и пластике. Теплота, единство, сплоченность - без этого невозможна истинно творческая плодотворная работа».
Цель программы:
Главная цель - формирование творческой личности ребенка средствами театральной педагогики.
Задачи:
Обучающие задачи курса:
- Формировать представления об общих и специальных понятиях в области театрального искусства.
- Научить основам актёрского мастерства, сценической речи, сценического движения.
Воспитательные задачи курса:
- Воспитывать интерес к искусству театра;
- Воспитывать доброжелательность, внимательность, ответственность во взаимодействии с другими людьми;
- Способствовать воспитанию эстетического вкуса учащихся, привитию им любви к прекрасному через приобщение их к театральному искусству.
Развивающие задачи курса:
- Развивать в детях, сенсорную и образную память, наблюдательность, многоплоскостное внимание, воображение и фантазию.
- Развивать индивидуальные творческие способности обучающихся;
- Развить коммуникативные качества личности.
Контингент обучающихся.
Участниками данной образовательной программы являются дети 8-14 лет. В
объединение принимаются ребята младшего школьного возраста с желанием
заниматься в данном направлении, выразительно декламировать стихи, импровизировать.
Численный состав воспитанников объединения формируется исходя из необходимости присутствия на занятиях не менее 15 человек.
Ожидаемые результаты.
К концу обучения воспитанник
Должен знать:
-общие и специальные понятия в области театрального искусства.
-основы актёрского мастерства, сценической речи, сценического движения.
-основы построения импровизации
Должен уметь:
-читать четко и с выражением, постановкой пауз литературные произведения
-изобразить мимикой, жестами, пластикой заданный образ
-импровизировать в этюдах.
Содержание.
Цель обучения:
Обучение первичным навыкам актерского мастерства.
Задачи:
Обучающие:
- Ознакомить с историей театрального искусства.
- Научить первичным навыкам актёрского мастерства (сценической речи и сценическим движениям через игру).
- Научить детей выражать мысли и эмоции при помощи слова (монолог), жестов, мимики.
- Обучить воспитанников различным видам упражнений, укрепляющим речевой, голосовой и дыхательный аппарат.
Развивающие:
- Развивать в детях, сенсорную и образную память, наблюдательность, многоплоскостное внимание, воображение и фантазию.
- Развивать способности воспитанников в изучении искусства связанной
речи.
- Развивать индивидуальные творческие способности обучающихся;
- Развить коммуникативные качества личности и навыки свободного самочувствия в условиях публичности;
- Развить голосовые возможности ребенка; освоение индивидуальных приемов специальных упражнений (дикция, дыхание, голос);
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к искусству театра.
- Воспитывать способности к взаимодействию с партнерами по театральному объединению
- Расширять культурный кругозор обучающихся;
- Способствовать воспитанию эстетического вкуса учащихся, привитию им любви к прекрасному через приобщение их к театральному искусству.
- Воспитывать доброжелательность.
Учебно-тематическое планирование
Наименование разделов и тем | Всего | Количество часов | |
В том числе | |||
теоретических | практических | ||
Диагностическое занятие, на выявление творческих способностей у ребенка. | - | ||
Раздел 1. Введение в предмет «Основы мастерства актера» ; «основы сценической речи»; «сценическое движение». | |||
1.1. Вводная беседа. Театр как вид искусства. | - | ||
Раздел 2. Творческий туалет и тренинг. | |||
2.1. Основное направление актерского искусства – система К.С. Станиславского. | - | ||
2.2. Тренинг творческой психотехники актера: | |||
- развитие навыков творческого самочувствия; | - | ||
- развитие творческого восприятия; | - | ||
- развитие артистической смелости и элементов характерности. | - | ||
2.3. Развитие сценической речи. | - | ||
- Развитие речевого аппарата | |||
- Массаж мышц, участвующих в дыхании | - | ||
- Работа над артикуляцией | - | ||
- Работа над дыханием | - | ||
2.4. Постановка дыхания. Учимся четко и правильно говорить. | - | ||
2.5. Ритмопластика | - | ||
- Жест и мимика | - | ||
-Упражнения на ориентацию в пространстве | - | ||
-Темп, ритм | - | ||
-Упражнения на речедвигательную координацию | - | ||
Подготовка и проведение классного часа. | - | ||
Всего: |