Н.Панина, заведующая яслями-садом
ПЕРВЫЕ ШАГИ
(дошкольное воспитание)
Так случилось, что свой первый шаг в методику В.М. Бронникова я, педагог с 25-летним стажем работы с дошкольниками, сделала совсем недавно, летом 1999 года. До этого слышала о занятиях со взрослыми и детьми, смотрела фильм «Вижу с закрытыми глазами».
Но недаром говорят: «Всему свое время». Очевидно, моим временем вхождения в систему был именно июль 1999 года. Будучи в очередном отпуске, я имела возможность участвовать в конференциях II и III этапов экспедиции «Крым – 999 – Центр ориентации» и пройти обучение по первой ступени вместе с мужем и двумя внучками.
Темы, рассматриваемые на конференциях, были интересны, а многие и близки мне с точки зрения профессиональной: «Возможности использования метода В.М.Бронникова в совершенствовании Человека», «Педагогика для нового человека: от дошкольника до студента» и т.д.
Когда воспитатель-методист дошкольного учреждения рассказывала о своих пробах использования методики в работе с детьми младшего дошкольного возраста в процессе повседневной работы, я отметила для себя: «Значит, это возможно!»
Сразу же возник вопрос: «Имеет ли смысл работа с дошкольниками?» Я спросила об этом В.М. Бронникова. Ответ в общих чертах был таким: работать можно и нужно, но пока такого опыта нет в МАРЧ.
«Если никто не начнет, то и начала не будет», – решила я и предложила организовать работу с дошкольниками в руководимом мной дошкольном учреждении №20 «Надежда». Работа велась в нескольких направлениях: обучение дошкольников по первой ступени; обучение родителей; обучение педагогов дошкольного учреждения.
С сентября 1999 года по апрель 2000 года было обучено 15 детей в возрасте от 4 до 12 лет и 28 взрослых. Работа велась под руководством специалистов ФЦРЧ Н.Г.Николаевой и Е.К.Николаевой. Большую помощь в осуществлении обучения оказали нам Н.В.Калугина и М.А.Кундус.
Нашей главной целью было использование методики В.М. Бронникова для оздоровления и развития способностей дошкольников.
Первая учебная группа формировалась по принципу заинтересованности родителей проблемой оздоровления своих детей с помощью нетрадиционной методики. Интерес родителей проявился после проведения общего родительского собрания на тему: «Экология человека. Роль самопознания в экологическом воспитании».
На первых занятиях работа велась одновременно с родителями и детьми (возраст - от 1,5 до 5,5 лет). Оказалось, что продуктивность работы низка из-за больной разницы в возможностях усвоения учебного материала детьми разного возраста и бытового характера направленности общения детей и родителей.
Дело в том, что учебные занятия проходили с 16 до 18 часов. Дети и родители естественно стремились к обычному общению, так как скучали друг без друга в течение дня. Привыкшие к организации учебной деятельности в среде своих сверстников дети, особенно маленькие, не могли сосредоточиться на учебном материале, капризничали, отвлекая своих родителей. Большинство стажеров не имели опыта работы с дошкольниками, не были педагогами, а родители, не зная методики, не могли одновременно усваивать материал и доносить его до своих детей.
Подводя итоги первого, самого трудного занятия, мы решили разделить взрослых и детей, провести второе занятие одновременно в одном помещении, но дистанировать подгруппы. Это несколько облегчило работу, особенно с подгруппой взрослых, но общая сосредоточенность детей была недостаточно высокой, так как дети отвлекались, требовали к себе внимания близкого взрослого.
Выявилось также, что двое самых маленьких детей, Никита Б. и Максим С., нуждаются в индивидуальной работе с ними знакомого им взрослого педагога (знакома же им была отчасти только я).
Обсуждая на методическом совете ход и результаты второго занятия, мы решили: отчислить самых маленьких детей; проводить занятия со взрослыми и детьми одновременно, но в разных помещениях; закрепить за детской подгруппой стажеров с опытом работы в дошкольном учреждении; изготовить специальные наглядные пособия для работы с детьми.
Были изготовлены плакаты с изображением энергетических полей ребенка, иллюстрация к упражнению «дракон», сказка с иллюстрациями «Про курочку Рябушку и цыпленка Пика», подобраны игрушки для обыгрывания упражнений «мяч», «гармошка», «дракон», «колокол», разработано методическое пособие для педагогов, работающих с дошкольниками.
И вот тогда работа стала действительно эффективной. Дети работали с интересом, радовали нас оценками своих ощущений при выполнении упражнений.
Так, например, Женя С. (5 лет) говорила восторженно: «Я могу сделать «мячик» большим-большим и маленьким-маленьким. Он меня слушается».
Максим О. (4 года) рассказывал бабушке: «Мой «лучик» колючий и горячий. Он мне ручку прокалывает, но она не болит, ей становится тепло-тепло. Серьезный Артем К. (4,5 года), который занимался с папой и мамой, дотошно выяснял у них, что они чувствуют, когда делают упражнения, и заявлял решительно, что он все чувствует быстрее их. Его любимое выражение: «Мне все время тепло и приятно!».
Всезнающий Даня Н. (4 года) на замечания инструктора, что нужно еще продолжать выполнять упражнение, заявлял: «Уже хватит. Я же чувствую!».
Застенчивый Артем С. (5,5 лет), в точности копируя все движения инструктора, поправлял затем своего партнера, заявляя: «Ты не так делаешь! Я чувствую, что не так!».
Работа с детьми показала, что они прекрасно ощущают свою энергию, легко управляют ею. После проведенных занятий дети стали значительно уверенней в себе, смелее, раскованней, особенно в общении со взрослыми. Возросли работоспособность и уровень сознательного поведения детей, снизилась заболеваемость.
Так у Жени С., имевшей проблемы с мочевым пузырем и кишечником, стали меньше негативные проявления в период пребывания в детском саду. Максим стал лучше, чище говорить, у него улучшилась память, он стал спокойнее спать ночью.Артем С. стал контактировать со сверстниками, участвовать в их играх.
Подводя итоги работы с данной группой детей, мы пришли к выводу о необходимости подготовки собственных педагогов для работы по методике со следующей группой.
Собственные подготовленные кадры нужны, потому что, во-первых, это облегчает организацию занятий с детьми в условиях режима дошкольного учреждения, а во-вторых, нам представилось неверным, чтобы воспитанники детского сада знали и умели больше, чем люди, которые занимаются их воспитанием и обучением. И наконец, видя положительный эффект методики для здоровья всех тех, кто занимался по I ступени, мы сочли необходимым использовать ее для оздоровления своих педагогов.Поскольку большая часть наших педагогов достаточно молоды, да и нет возрастного предела для развития человека, то мы постарались использовать методику и для развития скрытых способностей наших работников.
Мы добились поставленных целей. Все педагоги нашего дошкольного учреждения обучены по I ступени методики В.М.Бронникова. Снизилась заболеваемость педагогов, повысилась их познавательная активность.
Для работы со второй группой, было изготовлено еще одно наглядное пособие для детей – сказка с иллюстрациями «История здоровья, или Как Дракончик учился здоровым быть» – для детей старшего дошкольного возраста. Мы решили, что предыдущая сказка о цыпленке Пике более подходит для детей 3-4 лет.
Во вторую группу были набраны дети из одной группы, 5-6 лет. Родители детей занимались с 16 до 18 часов, 2-3 раза в неделю. Занятия с детьми проходили в два этапа: 40-45 минут во время дневной прогулки – изучение упражнения с инструктором, затем закрепление его после дневного сна (также 40-45 мин.). На последние полчаса работы с группой родителей дети присоединялись к ним.
Работа с данной группой имела прекрасные результаты. Отзывы детей и родителей продемонстрировали, что дети прекрасно ощущают энергию и управляют ею. По желанию родителей на 10 занятии детям открыли внутреннее видение. Все дети мечтали об этом, и мы не могли обмануть их ожидания. Из семи занимавшихся детей четкую работу биокомпьютера показали пятеро. Причем характерно, что особенно хорошо работал компьютер у тех детей, которые были старательны и внимательны на занятиях.
Так, например, Ленур Р. (6 лет) писал в отзыве о занятиях: «Я уверен, что у меня откроется компьютер, ведь я хорошо занимаюсь энергетикой в детском саду и дома вместе с мамой».
Дима Б. (7 лет) высказался так: «Папа и мама разрешили мне открывать компьютер. Я думаю, что он откроется. Очень интересно, как он будет работать».
Женя С. (6 лет) объяснила так: «Если у меня откроется компьютер, то я буду учиться работать с ним. Мама будет мне помогать. Потом мы будем обязательно учить братика. Ему нужно заниматься, ведь он плохо говорит. Я хочу, чтобы он говорил лучше всех детей».
Родители четырех детей из данной группы изъявили желание обучать своих детей по II ступени. Ребятам очень нравится заниматься. Они смотрят «диктуемые» им инструктором «мультики» с собственным участием, определяют цвет игрушки и ее расположение в пространстве, используют биочасы и биосветофор для определения времени работы с биокомпьютером и своего состояния, оперируют таблицей 3x3 с цифрами и картинками (с картинками – легче).
Работа с детьми была продемонстрирована педагогам города на методическом объединении. Информация о работе с дошкольниками прозвучала по местному радио.
Была организована встреча данной группы, инструкторов и стажеров с автором метода.
Сейчас мы делаем еще один шаг в установлении возможностей метода В.М. Бронникова в развитии скрытых способностей наших питомцев. Мы внедряем данный метод в общую систему образовательной работы с детьми, целенаправленно используя разработанные упражнения на занятиях двигательного характера (физкультура, утренняя и коррегирующая гимнастика, физминутка).Планируем использование методики в других видах занятий.
Подошел к концу наш первый учебный год. Есть определенные наработки и планы. Мы учили своих дошколят и учились сами, много размышляли и много трудились. Уже сейчас мы планируем работу в следующем учебном году, ищем единомышленников и спонсоров.
Мы осознали главное: метод В.М.Бронникова – это не просто данный нам инструмент оздоровления и развития способностей конкретных детей. Планомерное использование методики в традиционной системе образования дошкольников – это наш вклад в развитие системы образования вообще, крохотный шаг к осуществлению непрерывного образования, нового социального образования, а затем и нового мирового образования. Мы уверены, что так и будет.
Н.Панина, заведующая яслями-садом
Надежда» г. Феодосии.
«Я могу управлять энергией»
Мне нравятся все упражнения, особенно "прокачки". Люблю делать "сухой тибетский массаж", "лучик", "дракончик". Когда делаю упражнение "дракончик" и втягиваю снизу космическую энергию, мне кажется, что я поднимаюсь над землей, а когда выталкиваю энергию, то становлюсь на землю. Это очень приятно.
До занятий у меня были серьезные проблемы с мочевым пузырем. Теперь я научилась помогать себе сама: несколько раз в день делаю всплески и могу спокойно спать.
Женя Савенкова, 6 лет
Я пошел заниматься биоэнергетикой потому, что так мне подсказало мое сердце. Я знаю, что если человек не пьет и не курит, то будет долго жить. Я не буду пить и курить и проживу дольше всех, потому что буду заниматься энергетикой.
Я хорошо чувствую свою энергию во всех упражнениях и могу ею управлять: куда прикажу – туда она и направляется. Я думаю, что упражнение "легкость" поможет мне научиться плавать: я вдохну космическую энергию, стану легким и поплыву.
Денис Ломакин, 7 лет
Я решил заниматься биоэнергетикой, потому что не хотел болеть. Я знаю, что энергетика спасает человека от болезней, только надо научиться управлять ею.
Я научился хорошо делать все упражнения, чтобы потом помогать братику и маме, когда у них заболит горло, голова или глаза. Чтобы ничего не болело, нужно делать всплески, или приказывать энергетическому шарику согревать больное место.
Дима Богданов, 7 лет.