Глава 1. Историко-педагогические аспекты развития просвещения в эпоху А.С. Макаренко
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
ПРЕДМЕТНО – ЦИКЛОВАЯ КОМИССИЯ
«ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
______________________________________________________________
код и наименование дисциплины
_______________________________________________________________
код и наименование специальности
ТЕМА РАБОТЫ
____________________________________________________________________
Выполнил студент группы _________
__________________________
Руководитель работы:_____________
__________________________
Курсовая работа
принята с оценкой___________________
«___» _________ 20 г___________________________
(подпись преподавателя)
Оренбург
20______
Содержание
Введение
Глава 1. Историко-педагогические аспекты развития просвещения в эпоху А.С. Макаренко……………………………………………………………….......7
1.1 Картина исторического времени эпохи А.С. Макаренко……………………
1.2 А.С. Макаренко о формах воспитания детей в семье……………………..11
Глава 2. Методы и средства воспитания детей в семье в произведениях А.С.Макаренко…………………………………………………………………...17
Заключение………………………………………………………………………23
Список литературы………………………………………………………………24
Введение
С первого дня жизни ребенка родители начинают выполнять свой главный родительский долг – они становятся воспитателями. Через радости и испытания ведут они растущего человека по пути развития его духовных и физических сил, к духовной и физической зрелости.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский отвечает: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иногда даже делом легким,– и тем понятнее и легче оно, чем менее знаком человек теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, то есть навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания». В наше время тем более нельзя воспитывать детей «как бог на душу положит». Продолжим мысль К. Д. Ушинского соображениями советского педагога А. С. Макаренко: «...вы родили и воспитываете сына или дочь не только для родительской радости. В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец. Если вы напутаете, воспитаете плохого человека, горе от этого будет не только вам, но и многим людям и всей стране».
Семья должна быть тем местом, где подрастающий человек встречается с вопросами, на которые ему помогают найти ответы взрослые и, в первую очередь, мать и отец. Поэтому очень важную роль в этом играет духовная атмосфера, окружающая личность - семья. Семья, которая культивирует партнерские отношения, содействует становлению личности, развивает ее индивидуальность и где основным стрежнем всех составляющих должен стать диалог между ее членами, который накладывает на всех участников общения некоторые обязательства. Семья - это опора, которая может ускорить движение общества к духовному обновлению, проявляющееся при обращении всех членов семьи к морали, освященной веками и опытом поколений, где воспитание членов семьи считается долгом всех и каждого. Но как достичь этого? Однозначно ответить на этот вопрос затруднительно, т. к.. ответом на него являются пять составляющих: первая - любовь к детям, вторая - взаимопонимание, третья - взаимоуважение, четвертая - традиции, на которые опирается воспитание, и пятая - диалог. Значение каждой из составляющих трудно переоценить, ибо нехватка хотя бы одной из них, несомненно, приведет к бесполезности существования остальных.
На каждом этапе общественно-исторического развития семейное воспитание по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-исторический характер. Поэтому изменения, произошедшие в обществе за последние два десятилетия XX века, оставили отпечаток «крушения» семьи в вопросе воспитания и обучения детей. Сегодня есть все основания утверждать, что современная семья несколько отдалилась от того, что когда-то считалась хранителем тех лучших качеств, которые передавались старшим поколением более молодому. Она невольно превратилась в место, где духовное и нравственное в процессе воспитания постепенно угасает. А потому действительность века XXI требует создания такой семьи, где ребенка посвящают в мир духовного совершенства, где воспитательный процесс осуществляется путем сопереживания, где личностные отношения взрослых - родителей и детей формируют желание усвоения хороших привычек. То есть семейное воспитание является важнейшей общественной функцией, связанной с передачей накопленного опыта от одного поколения людей к другому, и целенаправленной социализацией личности. Семейная среда, в этом словосочетании подразумевается довольно широкий спектр явлений - это, прежде всего, целостная система исторических общественных отношений, особенности взаимоотношений между членами семьи, язык и традиции. То есть семья предстает во всем многообразии и богатстве ее взаимоотношений с миром, она рассматривается как сложная и саморазвивающаяся система.
Таким образом, процесс воспитания в семье - это важнейшее средство обеспечения существования преемственности поколений, это исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества.
Все вышеизложенное обусловливает актуальность изучения концепции семейного воспитания А.С. Макаренко и ее возможного влияния на воспитание детей в семье.
В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования:А.С. Макаренко о воспитании детей в семье.
Цель: Изучить влияние концепции семейного воспитания А.С. Макаренко на воспитание детей в семье.
Объект:воспитание детей в семье в соответствии с концепцией семейного воспитания А. Макаренко.
Предмет: педагогические и психологические аспекты воспитания детей в семье.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформированы следующие задачи:
1. Исследовать понятия «педагогика» и «психология» семьи.
2. Раскрыть концепцию А.С. Макаренко о педагогических аспектах в воспитании детей в семье.
3. Проанализировать теорию А.С. Макаренко о психологическом климате в воспитании детей в семье.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы, изучение имеющегося педагогического опыта, обобщение, систематизация.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в изучении концепции семейного воспитания А.С. Макаренко и ее влияние на воспитание детей в семье, что может послужить основой для дальнейших исследований.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются проблема, цель, задачи, объект и предмет, гипотеза, методы исследования.
В первой главе «Педагогические аспекты воспитания детей в семье в соответствии с идеями Макаренко» определяется понятие «педагогика семьи», исследуется концепция А.С. Макаренко о педагогических аспектах в воспитании детей в семье.
Во второй главе «Психологические аспекты воспитания детей в семье в соответствии с идеями Макаренко» определяется понятие «психология семьи», так же раскрываются основные аспекты теории А.С. Макаренко о психологическом климате в воспитании детей в семье.
В заключении изложены основные выводы по проведенному исследованию.
Общий объемкурсовой работы составляет 26 страниц печатного текста.
Список литературы включает 12 наименований.
Глава 1. Историко-педагогические аспекты развития просвещения в эпоху А.С. Макаренко