Использование методов слова.
• Применениерассказа (при сообщении теоретических сведений, изложении игры, информации о спортивных событиях и пр.); точность и логичность изложения; образность, краткость, доходчивость и другие особенности речи учителя; достигнутая познавательная и воспитательная ценность рассказа.
• Применениеописания (при ознакомлении учащихся с техникой предлагаемых движений, тактическими приемами действий, конструктивными особенностями используемых снарядов и др.); полнота и точность описания, целесообразная последовательность характеристики элементов предлагаемых упражнении;
наличие проверки воспринятого (требованием устного повторения описания и др.), ориентировка детей на мысленное построение модели собственных двигательных действий по данному описанию, использование вместо полного описания лишь общей характеристики изучаемого объекта (изложением наиболее важных его признаков) с попутным обучением выделению наиболее существенного.
• Использованиеобъяснений (для раскрытия причинно-следственных отношений, закономерностей изучаемого, выяснения взаимосвязи его с жизнью и др.); четкость и занимательность определения назначения усваиваемого; убедительность обоснования требований к процессу изучения и его результатам; наличие стремления привлекать к объяснениям учащихся (вопросами, стимулированием участия в рассуждениях, выводах); научно-познавательная и воспитательная ценность использования этого метода.
• Применение методазаданий (по осуществлению наблюдений, решению двигательных задач, приобретению новых знаний, выполнению упражнений и пр.). Характер предложенных учащимися заданий (исполнительский, поисковый, творческий), их форма (устная, письменная), полноценность и доступность формулировок; отношение и степень подготовленности учащихся к самостоятельному выполнению заданного; качество учебной работы по заданию, ее эффективность.
• Использованиебеседы (в целях выявления интересов, знаний, понимания изучаемого, определения затруднений в работе, развития у занимающихся логического мышления, коллективного решения учебных
задач и др.); характер проведенной беседы (вопросно-ответное выявление знаний, взглядов, отношений, свободное двух- и многостороннее обсуждение, деловой спор и др.);
умение педагога вести беседу, активизировать учащихся, тактично направлять обсуждение, обобщать высказывания и пр.; степень подготовленности и отношение учащихся к беседе, ее воспитательно-образовательное значение.
• Использованиеуказаний (для ориентировки занимающихся в возможных или уже допущенных ошибках, способах их предупреждения и исправления; в целях предупреждения травматизма, обеспечения организованности в коллективных действиях, по поводу поведения и т.д.); соблюдение меры в количестве указаний; обеспечение достаточного простора для принятия самостоятельных решений и проявления занимающимися личной активности, ответственности; своевременность, целесообразность и авторитетность указаний, отношение к ним занимающихся, их роль в обучении и воспитании.
• Использование метода разбора (для подведения итогов и оценки части и/или всей проделанной работы, обсуждения допущенных ошибок, выявления достижений, определения направленности, характера и состава дальнейших учебных действий и т.п.). Вид разбора (односторонний, проводимый учителем или учеником; коллективный, проводимый совместно учителем и учащимися или только учащимися); умение педагога руководить разбором, определять предмет суждений, регулировать обмен мнениями, обеспечивать деловитость высказываний, корректность взаимоотношений и т.п.; достигнутый эффект разбора.
• Применениекоманд, распоряжений и словеснойсигнализации (в целях управления строевыми действиями, побуждения занимающихся к организованному началу, продолжению или завершению заданной работы; регулирование темпа движений и др.). Соблюдение терминологических требований к командам, к произношению их; обеспечение безукоризненного выполнения;
варьирование командным языком в зависимости от возраста и подготовленности детей, особенностей выполняемых упражнений (строевых, гимнастических и др.), умение держаться перед строем, видоизменять громкость и интонации голоса, темп подачи команд и распоряжений, регулировать подсчет и словесную сигнализацию в зависимости от конкретных условий (проведения занятий в помещении или на открытом воздухе, местоположения учащихся, их состояния и др.); использование и корректировка самоподсчета учащихся (громкого, про себя) и др.
• Использование слова в целяхоценки успеваемости и поведения учащихся. Примененные виды оценок (оценочное суждение, опенка в баллах, определение школьной отметки); наличие известных учащимся критериев оценок, мотивированное следование им (или пренебрежение ими), степень объективности оценок, их своевременность и форма объявления детям (тактично, нетактично); отношение учащихся к оценкам, их стимулирующая (или тормозящая, угнетающая) роль; привлечение к оценкам учащихся, приемы побуждения их к самооценкам; примененные приемы поощрения (одобрение, похвала и др.), положительное (или отрицательное) влияние оценки на самочувствие, учебную деятельность и поведение учащихся.