Критичность потребителя (продолжение)
Обращаем ваше внимание: судьба ребенка, уровень развития его ЭПК зависят от того, насколько свободно развивается его оперативный энергопотенциал. О полной свободе говорить не приходится, всегда есть пресс, который зажимает рост самопорождающегося механизма ЭПК. Но одни дети выдерживают это испытание, протискиваются под прессом — полагаете, на свободу? как бы не так! — под следующий пресс. При этом происходит эффект, как при перебросе электрона с одного уровня на другой — появляется новое качество: они прорываются со второго этажа на третий, и тут оказывается, что это уже не тот человек, который был вчера. Он иначе видит мир (множество работы, которую необходимо сделать), он иначе реагирует на ситуации (его не страшит ни столкновение, ни даже поражение — не хочет себя потерять, и только поэтому он иногда бережется), он узнает одиночество (ведь только в одиночестве чувство превращается в мысль).
Это, как вы помните, норма.
Сейчас нас интересуют другие дети — те, что не успели проскочить под прессом — и на всю жизнь остались под ним.
Почему они застряли?
Проскочить — пороху не хватило; простите — оперативного энергопотенциала.
Почему же развитие их оперативного энергопотенциала было столь роковым образом угнетено? Иначе говоря, что ж это за пресс такой, что не дал им развиться нормально, сформировав из них потребителей?
Это — ближний социум.
Назовем его: 1) родители и родственники, 2) воспитатели и учителя, 3) сверстники.
Преодолев первый энергетический кризис, оказавшись на втором этаже, ребенок не сразу осознает это. Но постепенно начинает замечать зону отчуждения между собой и другими детьми. Они держатся в стае и им нравится быть в стае (когда рядом другие — мне не так страшно!), а он не прочь побыть один. Ему не скучно одному! Он сам придумывает себе игры (полагает, что сам, полагает, что придумывает — оставим его и его родителей в этом приятном заблуждении; на самом же деле — вы правы — это работает память). Но когда он предлагает свою игру сверстникам — он не всегда встречает понимание. Его мир сложноват для них, его ассоциации они воспринимают с трудом, а это вызывает их раздражение. Сверстники видят, что любое дело (если оно короткое) у него получается легче и веселей; видят, что воспитательницы его хвалят и выпускают с ударными номерами на праздниках; видят, что он знает больше, понимает слету, что взрослые его сразу примечают и поощряют, — и реагируют естественно для рабов: не принимают его в свой круг и при любой возможности стараются его унизить.
Ситуация «гадкого утенка».
В ней оказывается каждый ребенок, перебравшийся на второй этаж.
Но одни принимают этот вызов судьбы — и остаются верными себе (своей мере вещей) и своей пока еще неокрепшей душе. Другие не в силах переболеть этой ситуацией до конца, до полного выздоровления — утилизировать ее, — и отпечаток этой болезни остается в их душе навсегда. Ощущение собственной неполноценности. На потребителе этот отпечаток виден опытному глазу сразу. Но мы нередко обнаруживаем его и у созидателей, а это обнадеживает. Значит, для развития души эта болезнь не смертельна. Но обидна: оставив после себя стопор, она не позволяет действовать на пределе ЭПК; следовательно, самые трудные, но посильные задачи (самые интересные!), задачи, решая которые и растет созидатель — остаются для него недоступными: он видит их, но не отваживается к ним подступиться. Это как ограничитель на движке нового автомобиля: мощность позволяет ехать со скоростью 150 км/час, а ограничитель не позволяет, и пока он не снят, быстрее 90 км/час вы не поедете. Еще одно прокрустово ложе.
Здесь напрашиваются три вопроса, и чтоб они не мучили вас, как занозы, сразу же разберемся с ними.
Первый: до какого уровня может подняться ЭПК созидателя, если развитие его души ограничено стопором «гадкого утенка»?
Очевидно, выше таланта он не поднимется, да и талант будет не слишком выразительным. Его решения будут новыми (иначе какой же это талант), но доберется он до этих решений с помощью чужих приемов. Его новизна будет узнаваемой и с какого-то этапа предсказуемой. Это обещает быстрое признание рабов, но пренебрежение созидателей испортит ему праздник и усугубит душевный дискомфорт (деградируя, неудовлетворенность трансформируется в неуверенность).
Второй: возможно ли сорвать этот стопор?
Несомненно. Для этого нужно 1) ясное понимание ситуации; 2) осознанный выбор задачи, решаемой лишь предельным напряжением сил; 3) мужество: пока не сделаю — не отступлюсь.
Третий: навсегда ли исчезает сорванный стопор?
Навсегда. Правда, при переутомлении, вообще при неразумной растрате энергопотенциала в душе созидателя
(кстати — и гения тоже; но творец и мудрец этого не знают: их энергопотенциал практически неуязвим и они ушли слишком далеко от прошлого, чтобы оно могло догнать их и лечь на их плечи грузом)
может возникнуть давний страх, но это будет не реальный стопор, а как бы проявившаяся из прошлого его голограмма. Достаточно восстановить энергопотенциал — и стопор «гадкого утенка» растает в его ярком сиянии.
Осталось невыясненным самое интересное: за счет чего некоторые дети прорываются через ситуацию «гадкого утенка» без ущерба для души?
Проще всего сказать, что их выручает характер; но у души другие критерии: истина, добро и красота. Вы вправе усомниться: не слишком ли высоко взято? — ребенок все-таки… Согласны: слово «истина» он еще не скоро узнает; слова «добро» и «красота» для него только слова, обозначающие самые примитивные оценки. Но! — ведь не слова, не понятия, не символы — он сам мера окружающего его мира; а он — гармоничен; значит, не зная об истине, не задумываясь о добре и красоте, он принимает только тот мир, где эти идеалы живут естественной жизнью. Он — одно целое с этим миром, поэтому — не боится его, поэтому — понимает его правильно и называет точно. Он никогда не скажет на белое — черное, на хорошее — плохое. Потому что солгать — значит, разрушить гармонию — нанести травму своей душе; а потом окажется, что и телу. Для ребенка ложь и разрушение противоестественны. Ведь не зря спокон века говорят: устами младенца глаголет истина. Это так! И не потому, что он ближе к истине, чем мы; он сам — истина. У него будут ее отнимать, его будут от нее отчуждать, ее будут ему подменять — жизнь длинна (простите за трюизм), будет все. Но чем больше истины он сможет с собой унести, чем дольше он будет терпеть под этим невыносимо тяжким грузом, тем шире раскроется антенна его души, тем выше он поднимется по ступеням талант-гений-творец. Если ему не изменит мудрость — он останется свободен. И счастлив — если вовремя поймет, что нужно не переделывать мир, а сохранять себя. Того себя, который — рассматривая на лугу цветок, слушая птицу, вдыхая наполненный испарениями трав воздух — когда-то был неотделим от мира.
Глава VI. Критичность
- 18 -