Упражнения на снарядах и специальных конструкциях. При
равном уровне спортивной подготовленности всех участников выступления упражнения на гимнастических снарядах вызывают у зрителя наибольший интерес. Однако на пути широкого внедрения в программу массовых гимнастических выступлений упражнений на снарядах (как они этого заслуживают) стоят серьезные препятствия. Во-первых, дорогостоящий и пока не транспортабельный инвентарь. Были попытки замены стандартных гимнастических снарядов специальными конструкциями (1967 год, IV Спартакиада народов СССР, сводная колонна студентов физкультурных вузов; по проекту В. М. Абалакова были изготовлены вместо брусьев и бревен портативные конструкции снарядов и шестов). Этот путь, безусловно, перспективен, в особенности там, где не предполагается демонстрации сложных упражнений. Во-вторых, на гимнастических снарядах затруднено синхронное выполнение сложных маховых упражнений.
Сольные упражнения. Если в программу гимнастических выступлений включаются сольные выступления, то, как правило, солисты бывают уже готовы к ним. На репетициях определяется только их место в программе выступления, иногда проводится небольшая редакция, а главное — уточняется роль основного состава участников во время сольного выступления. Сольное выступление можно усилить за счет ограничения площадки (одного солиста на футбольном поле не каждый зритель может хорошо увидеть) и фонирующих упражнений основной группы участников. Если движения фонирующей группы по содержанию, темпу будут соответствовать движениям солиста, то его выступление будет более ярким и богатым.
Массовые построения и пирамиды. Построения фигурами участников выступления плоскостных изображений, например герба СССР или союзных республик, даты годовщины Великого Октября, лозунгов и приветствий, или пирамид, отражающих героический труд, великие победы советского народа, являются идейной основой спортивного праздника, чему, собственно, он и посвящен. Подобные массовые построения, которые несут большую идейную нагрузку и которые зритель обычно глубоко и эмоционально воспринимает, не требуют значительных затрат репетиционного времени.
Фоновые действия. Фоновые действия сопровождают и усиливают зрелищный эффект массовых гимнастических выступлений. Для этого на трибуне, противоположной главной, размещается специальная группа участников выступления со специальными флажками. По ходу выступления фонирующая группа меняет цвет фона, показывает (мозаично) цифры, слова, эмблемы, символы и т. д. по сценарию выступления.
Уходы. Разрабатывая графики движения участников выступления на уходе, следует помнить, что выступление, и в частности его апофеоз, уже состоялось. Поэтому в поиске лучшего варианта нужно выбирать такой, в котором уход участников выступления с площадки был бы четким, коротким по времени и мажорным по настроению.
МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Трудно представить себе гимнастическое выступление без музыкального сопровождения. Музыка усиливает и делает более доходчивой смысловую сторону гимнастического выступления и вместе с этим берет на себя значительную долю эмоциональной нагрузки. В связи с этим подбирать музыкальный материал нужно так же тщательно и вдумчиво, как и все содержание гимнастического выступления.
При подборе музыкального материала следует учитывать:
а) соответствие музыкального материала теме праздника, кото
рому посвящено выступление;
б) качество музыки как произведения искусства. Музыкальные
произведения, не получившие признания у зрителей, или вульгар
ные, избитые мелодии могут вызвать отрицательные эмоции;
в) соответствие музыкального содержания действиям участников
выступления;
г) темп исполнения. При выборе музыкального произведения
следует согласовывать темп упражнения с нормальным темпом
выбранного музыкального произведения;
д) четкость и равномерность метрического отсчета. Музыкаль
ные произведения, в которых отдельные части исполняются с изме
нением метрического отсчета (лига, фермата, синкопа), вряд ли
могут быть использованы для массовых гимнастических выступле
ний, так как создают условия для нарушения синхронности в дейст
виях участников;
е) контрастность музыкальной программы по жанру и настрое
нию. Это особенно важно учесть для тех случаев, когда выступле
ние состоит из нескольких эпизодов и продолжается более 8—
10 мин.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ
Художественное оформление помогает восприятию идеи гимнастического выступления, создает зрительную иллюзию абсолютной синхронности совместных действий участников, усиливает контрастность, выделяет и подчеркивает главное в программе выступления.
Основными компонентами художественного оформления являются: покрой, фактура и расцветка костюмов участников, архитектура, материал и расцветка реквизита и инвентаря, оформление площадки и примыкающего к ней пространства.
При разработке эскизов художественного оформления выступлений необходимо учитывать:
а) зрительное восприятие участников. Если главной задачей массовых гимнастических выступлений является агитация за физическую культуру и спорт, то это и должно лечь в основу поиска наиболее подходящей модели костюма участника. Систематические занятия физическими упражнениями делают человека стройным, гармонично развитым, его тело становится прекрасным. Нужно
предоставить возможность зрителю в этом наглядно убедиться;
б) праздничность гимнастического выступления. В расцветке
костюмов участников желательно избегать серовато-темных тонов.
Если это невозможно, тогда попытаться сделать костюм более
праздничным за счет отдельных элементов (вставки, орнаменты,
блестки и т. п.);
в) сочетание расцветки костюмов, реквизита, инвентаря, пло
щадки и фона. Площадка выступления (травяная, земляная, ас
фальтовая), дальний фон (трибуна, здание, задник сцены, забор,
лес и т. п.) — факторы постоянные. Чтобы выделить главное —
участников выступления, необходимо подобрать расцветку кос
тюмов участников, окраску реквизита и инвентаря, гармонирую
щую с фактурой постоянных факторов.