Просветительское направление
К сожалению, многие родители не имеют достаточных знаний о специфике развития и восприятия «особых» детей. Часто именно недостаток знаний приводит к тому, что родители начинают применять «нетрадиционные» методы лечения.
Комплекс знаний по специальной психологии и педагогике, психолого-педагогические практикумы необходимы для того, чтобы коррекционная работа продолжалась не только в учебном заведении, но и дома.
В рамках просветительского направления 2—4 раза в месяц проводятся семинарские занятия в «школе для родителей». Программу семинаров можно варьировать в зависимости от проблем конкретных родительских групп.
Темы семинаров.
«Особый» ребенок и «особое» отношение. История вопроса.
Типичные трудности взаимодействия с «особым» ребенком.
Теоретические и практические аспекты семейной педагогики.
Онтогенез «особого» ребенка.
Система развития представлений об окружающем мире.
Приемы формирования навыков самообслуживания.
Детское творчество.
Эстетическое воспитание ребенка: способы знакомства с шедеврами музыкального, живописного, поэтического искусства.
Сказкотерапия как методология развития представлений об окружающем мире.
Психосексуальное развитие «особых» детей. Роль домашнего воспитания.
Домашняя юридическая консультация. Правовое обеспечение «особых» детей и их родителей.
Постшкольная жизнь «особых» детей: планы и перспективы.
Занятия в «школе для родителей» помогают родителям глубже познакомиться со своим ребенком, подкрепить инту-
итивные знания о нем научными разработками, разрешить сложные ситуации. Кроме того, на занятиях родители перестают чувствовать себя одинокими, находят единомышленников, людей с такими же проблемами. Все это делает их более уверенными в себе. Подготовленный родитель уже может идти рука об руку с творческим педагогом, разделить с ним нелегкий груз социальной реабилитации «особого» ребенка.
Сегодня мы знаем немало случаев, когда хорошо подготовленная родительская общественность творит чудеса. По инициативе родителей проходит множество мероприятий (совместный отдых, конференции, закупка медикаментов и пр.).
И главное, родители не чувствуют себя изгоями, они становятся активными общественными деятелями, находят свою социальную «нишу». Таким образом, происходит социальная интеграция не только детей с проблемами, но и их родителей.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Вайзман Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей. М., 1997.
Выготский Л. С. Проблемы дефектологии / Сост., вступ. ст. и библиография Т. М. Лифанова. М., 1995.
А. В. Гнездилов / Сб. Практикум по сказкотерапии. СПб., 2000.
Если у вашего малыша синдром Дауна. Книга для родителей / Ассоциация Даун-синдром. М, 1997.
Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.
Замский X. С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. М., 1995.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб., 1998.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Сказки звездной страны Зоди-акалии / Сб. Тренинг по сказкотерапии. СПб., 2000.
Катаева А. А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников / Книга для учителя. М., 1993.
Катюхин В. Н., Дементьева Н. Ф. Дома-интернаты. СПб., 1996.
Коррекция и развитие. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб., 1996.
Коррекционно-образовательная программа для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями / Под ред. Л. Б. Баряевой. СПб., 1996.
Леб-система. Система символов как вступление в коммуникацию с неумеющими говорить или только изучающими язык детьми. Минск, 1997.
Маллер А. Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. М., 1990.
Маллер А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями. Книга для родителей. М., 1996.
Маллер А. Р. Программа спецкурса «Воспитание, обучение и интеграция в общество детей с глубокими нарушениями интеллекта». М., 1998.
Маллер А. Р., Цикото Г. В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. М., 1988.
Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира. Хрестоматия / Сост. Л. М. Шипицына. СПб., 1997.
Планы поддержки для умственно отсталых детей. Инструкция указаний и советов. Минск, 1997.
Программы обучения глубоко умственно отсталых детей / Сост. НИИ дефектологии АПН СССР. М., 1983.
Специальное образование в развитии / Под науч. ред. К.ван Рейсвейка, Н.Формана и Л. М. Шипицыной. СПб., 1996.
Человек и общество. Программы по социальной адаптации детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб., 1996.
Человек и природа. Программы по обучению здоровому образу жизни детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб., Ш6.
Человек и труд. Программы по трудовому обучению детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб., 1996.
Шипицына Л.М., Иванов Е. С, Данилова Л. А., Смирнова И. А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. СПб., 1995.
Шипицына Л. М., Иванов Е. С, Асикритов В. Н. Социально-трудовая реабилитация и адаптация детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб., 1996.
Шипицына Л. М.у Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения. СПб., 1998.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................................................ ...... 3
Особенности коррекционно-развивающей работы........... ...... 8
Психолого-педагогическая диагностика ......................... .... 11
Социально-бытовая адаптация (СБА)................................ .... 38
Специфика логопедической работы................................... .... 52
Трудовое воспитание и развитие сенсорно-перцептивной
сферы.................................................................................... .... 57
Эстетическое воспитание и развитие эмоционально-волевой
сферы.................................................................................... .... 78
Новые коррекционные технологии.................................... ... 102
Система работы с родителями........................................... ... 111
Рекомендуемая литература................................................ ... 125
Методическое издание