Просветительское направление

К сожалению, многие родители не имеют достаточных знаний о специфике развития и восприятия «особых» детей. Часто именно недостаток знаний приводит к тому, что роди­тели начинают применять «нетрадиционные» методы лечения.

Комплекс знаний по специальной психологии и педаго­гике, психолого-педагогические практикумы необходимы для того, чтобы коррекционная работа продолжалась не только в учебном заведении, но и дома.

В рамках просветительского направления 2—4 раза в ме­сяц проводятся семинарские занятия в «школе для родите­лей». Программу семинаров можно варьировать в зависимос­ти от проблем конкретных родительских групп.

Темы семинаров.

«Особый» ребенок и «особое» отношение. История во­проса.

Типичные трудности взаимодействия с «особым» ребенком.

Теоретические и практические аспекты семейной педаго­гики.

Онтогенез «особого» ребенка.

Система развития представлений об окружающем мире.

Приемы формирования навыков самообслуживания.

Детское творчество.

Эстетическое воспитание ребенка: способы знакомства с шедеврами музыкального, живописного, поэтического ис­кусства.

Сказкотерапия как методология развития представлений об окружающем мире.

Психосексуальное развитие «особых» детей. Роль домаш­него воспитания.

Домашняя юридическая консультация. Правовое обеспе­чение «особых» детей и их родителей.

Постшкольная жизнь «особых» детей: планы и перспек­тивы.

Занятия в «школе для родителей» помогают родителям глубже познакомиться со своим ребенком, подкрепить инту-





итивные знания о нем научными разработками, разрешить сложные ситуации. Кроме того, на занятиях родители пере­стают чувствовать себя одинокими, находят единомышлен­ников, людей с такими же проблемами. Все это делает их более уверенными в себе. Подготовленный родитель уже мо­жет идти рука об руку с творческим педагогом, разделить с ним нелегкий груз социальной реабилитации «особого» ре­бенка.

Сегодня мы знаем немало случаев, когда хорошо подготов­ленная родительская общественность творит чудеса. По ини­циативе родителей проходит множество мероприятий (со­вместный отдых, конференции, закупка медикаментов и пр.).

И главное, родители не чувствуют себя изгоями, они ста­новятся активными общественными деятелями, находят свою социальную «нишу». Таким образом, происходит соци­альная интеграция не только детей с проблемами, но и их родителей.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Вайзман Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей. М., 1997.

Выготский Л. С. Проблемы дефектологии / Сост., вступ. ст. и библиография Т. М. Лифанова. М., 1995.

А. В. Гнездилов / Сб. Практикум по сказкотерапии. СПб., 2000.

Если у вашего малыша синдром Дауна. Книга для роди­телей / Ассоциация Даун-синдром. М, 1997.

Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.

Замский X. С. Умственно отсталые дети. История их изу­чения, воспитания и обучения с древних времен до середи­ны XX века. М., 1995.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб., 1998.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Сказки звездной страны Зоди-акалии / Сб. Тренинг по сказкотерапии. СПб., 2000.

Катаева А. А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников / Книга для учителя. М., 1993.

Катюхин В. Н., Дементьева Н. Ф. Дома-интернаты. СПб., 1996.

Коррекция и развитие. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб., 1996.

Коррекционно-образовательная программа для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями / Под ред. Л. Б. Баряевой. СПб., 1996.

Леб-система. Система символов как вступление в комму­никацию с неумеющими говорить или только изучающими язык детьми. Минск, 1997.

Маллер А. Р. Социально-трудовая адаптация глубоко ум­ственно отсталых детей. М., 1990.

Маллер А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями. Книга для родителей. М., 1996.

Маллер А. Р. Программа спецкурса «Воспитание, обучение и интеграция в общество детей с глубокими нарушениями интеллекта». М., 1998.

Маллер А. Р., Цикото Г. В. Обучение, воспитание и трудо­вая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. М., 1988.

Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира. Хрестоматия / Сост. Л. М. Шипицына. СПб., 1997.

Планы поддержки для умственно отсталых детей. Ин­струкция указаний и советов. Минск, 1997.

Программы обучения глубоко умственно отсталых детей / Сост. НИИ дефектологии АПН СССР. М., 1983.

Специальное образование в развитии / Под науч. ред. К.ван Рейсвейка, Н.Формана и Л. М. Шипицыной. СПб., 1996.

Человек и общество. Программы по социальной адапта­ции детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб., 1996.

Человек и природа. Программы по обучению здоровому образу жизни детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб., Ш6.

Человек и труд. Программы по трудовому обучению детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб., 1996.

Шипицына Л.М., Иванов Е. С, Данилова Л. А., Смирнова И. А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. СПб., 1995.

Шипицына Л. М., Иванов Е. С, Асикритов В. Н. Социаль­но-трудовая реабилитация и адаптация детей с глубоким на­рушением интеллекта. СПб., 1996.

Шипицына Л. М.у Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения. СПб., 1998.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение................................................................................ ...... 3

Особенности коррекционно-развивающей работы........... ...... 8

Психолого-педагогическая диагностика ......................... .... 11

Социально-бытовая адаптация (СБА)................................ .... 38

Специфика логопедической работы................................... .... 52

Трудовое воспитание и развитие сенсорно-перцептивной

сферы.................................................................................... .... 57

Эстетическое воспитание и развитие эмоционально-волевой

сферы.................................................................................... .... 78

Новые коррекционные технологии.................................... ... 102

Система работы с родителями........................................... ... 111

Рекомендуемая литература................................................ ... 125

Методическое издание

Наши рекомендации