Воспитанность и воспитуемость школьников
Воспитанность и воспитуемость школьников образуют пятый блок профессиональной компетентности учителя. Здесь, как и при анализе других блоков профессиональной компетентности, мы остановимся на профессиональных знаниях, объективно необходимых педагогических умениях, профессиональных позициях и психологических качествах учителя.
Обратимся к основным профессиональным знаниям о воспитанности и воспитуемости. Надо сказать, что второй термин часто используется психологами, хотя педагогами воспринимается хуже. Они лучше воспринимают словосочетание «восприимчивость к воспитанию».
Воспитанность включает:
а) запас нравственных знаний ученика (что он знает о нормах поведения и об отношении к обществу, к труду, к другому человеку, к себе);
б) нравственные убеждения (как ученик принимает эти нравственные нормы для себя лично — его смыслы, мотивы, ценности), т. е. личностное пристрастное отношение к нравственным знаниям. Нравственные знания ученика далеко не всегда переходят в убеждения, а могут сосуществовать с ними параллельно;
в) реальное нравственное поведение (как ребенок воплощает нравственные знания и убеждения в своем поведении).
Воспитуемость — возможности ученика к дальнейшему личностному росту в сотрудничестве со взрослыми, восприимчивость к воспитанию. Если воспитанность есть актуальный уровень развития личности, то воспитуемость — ее потенциальный уровень, зона ее ближайшего развития.
Воспитанность — это не конгломерат частных свойств личности (например, честность, трудолюбие и владение внешними признаками поведения). Воспитанность есть согласованность между знанием, убеждением и поведением. Разлад, конфликт между тем, что человек знает, как он думает и как реально поступает, может приводить к кризису личности.
Необходим каждый из компонентов воспитанности: нравственные знания и нормы содержат эталоны, без отношения к которым невозможно осознанное поведение, нравственные убеждения являются индивидуальными мотивами этого поведения; в самом же нравственном поведении реализуются, применяются знания и убеждения и складываются новые.
Конечной целью воспитания ученика является углубление его воспитуемости, способности к самовоспитанию.
Итак, для высокого уровня воспитанности характерна согласованность между знаниями, убеждениями и поступками человека, для низкого уровня воспитанности — разлад между ними, ограниченность нравственных знаний и эталонов, отсутствие связи между знаниями, убеждениями, поведением. На высоком уровне воспитуемости имеет место готовность ученика к самовоспитанию, постановка им самим новых целей развития своей личности.
Неправомерно высокий уровень воспитуемости понимать только как выполнение учеником требований учителя. Ведь эти требования могут противоречить целям, осознанно поставленным перед собой личностью.
Для анализа воспитанности и воспитуемости учащихся учителю надо обладать рядом педагогических умений. Перечислим их.
Девятая группа умений: оценивание учителем состояния воспитанности и воспитуемости школьников; умение распознавать по поведению учащихся согласованность нравственных норм и убеждений школьников; умение учителя увидеть личность ученика в целом — во взаимосвязи того, что он говорит, думает и как поступает; умение создавать условия для стимуляции слаборазвитых черт личности отдельных учеников (например, стимулировать активность одного ученика, способствовать снижению тревожности другого, поддержать стремление к лидерству третьего).
В ходе этого анализа у учителя складываются профессиональные позиции диагноста, воспитателя, психолога-консультанта.
Обученность (обучаемость) и воспитанность (воспитуемость) как составляющие профессиональной компетентности учителя включают также в себя одну общую группу умений.
Десятая группа умений — это интегральные умения учителя оценить свой труд в целом: умение увидеть причинно-следственные зависимости между его задачами, целями, способами, средствами, условиями, результатами; умения вычленять макро- и микроциклы в своем труде; умение учителя перейти от оценки отдельных педагогических умений к оценке своей результативности и профессионализма; умение найти «белые пятна» в своей профессиональной компетентности; умения осознать взаимосвязь между способами своего труда и результатами обученности и воспитанности школьников, изучать и оценивать труд коллег.
Интегральные педагогические умения включают и исследовательские умения учителя: умение от трудно решаемых вопросов практики перейти к их формулированию на языке научной проблемы, умение провести целенаправленное наблюдение, осуществить педагогический эксперимент с варьированием отдельных факторов с точки зрения их влияния на результаты.
При этом складываются следующие профессиональные позиции: учитель-исследователь, учитель-эксперт, учитель-профессионал.
Бланк 5
Программа психологического изучения учителем воспитанности и воспитуемости школьников
Компоненты | Уровни и показатели | Диагностические приемы | Возрастные особенности и нормы | Индивидуальные варианты | Приемы развития, формирования, коррекции | |
Воспитанность (диагноз) | 1. Нравственные знания (что знает ученик о нормах межчеловеческих отношений) | — Знания об отношении к труду, — к обществу, — к другому человеку, — к себе | Беседа, методика неоконченных предложений | Младший школьный возраст: ориентации на оценку учителем, усвоение различия между намерением и результатом поступка | Нравственные знания — через опыт деятельности Постановка в ситуации, требующие сопоставления нравственных норм и примеривания их к себе Поощрение поступков в соответствии с приняты- | |
2. Нравственные убеждения, мотивы (принятие учеником знаний о нравственности в качестве эталонов своего поведения) | — Ценностные ориентации, — мотивы, — цели, — эмоции | Постановка ученика в ситуации нравственного выбора, соподчинение мотивов, принятие решения | Средний школьный возраст: интерес к оценке сверстника, идентификация, чувство «взрослости» | ми знаниями и убеждениями Опыт поступков и их обсуждение Упрочение самоуважения и достоинства |
Продолжение
Компоненты | Уровни и показатели | Диагностические приемы | Возрастные особенности и нормы | Индивидуальные варианты | Приемы развития, формирования, коррекции | |
3. Нравственные поступки и поведение (как реализует ученик в своем поведении нравственные знания и свои убеждения) | — Отдельные поступки, — поведение в целом | Фиксация повторяющихся поступков учащихся | Старший школьный возраст: устойчивая самооценка, личностное самоопределение | |||
Воспитуемость (прогноз) | 1 . Восприимчивость к воспитательным воздействиям (как может развивать свою личность в сотрудничестве с другим человеком) | Активность ориентировки в новых социальных условиях, перенос способов поведения в новые условия, откликаемость на помощь другого человека в развитии личности | Сопоставление экспертных оценок в форме педагогического консилиума | Упрочение готовности к выбору и принятию решения, усиление ответственности за последствия своих поступков и своих решений Самовоспитание личности Главная цель — вооружить средствами и способами саморазвития личности и предоставить возможности сделать выбор с учетом собственной индивидуальности |
Продолжение
Компоненты | Уровни и показатели | Диагностические приемы | Возрастные особенности и нормы | Индивидуальные варианты | Приемы развития, формирования, коррекции | |
2. Способность к самовоспитанию (как может развивать свою личность самостоятельно) | Социальная инициатива, постановка новых, усложняющихся задач развития своей личности, осознанность и самоорганизация поведения |
Эти умения и позиции требуют от учителя таких психологических профессиональных качеств, как мотивация к дальнейшему профессиональному росту, но не просто сильное стремление к готовым рецептам (например, как научить школьников быстро запоминать материал), а к изменению типа своего педагогического мышления, стремление к самостоятельному выбору, творческому решению педагогических задач.
Наши исследования показали, что наименее сформированными в труде учителя являются умения психологического изучения учащихся и анализ учителем своего труда в целом.
Литература
1. Бодалев А. А. О психологических основах воспитания личности / / Вопросы психологии. — 1985. — № 5.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.
3. Загвязинский В. И. Учитель как исследователь.—М., 1980.
4. Маркуша А. М. Если вы учитель. — М., 1989.
5. Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А. И. Кочетова. — Минск, 1987.
6. Поташник М. М. — Как оптимизировать процесс воспитания. — М., 1984.
7. Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. — М., 1980.
8. Трипольский В. С. Психологический анализ сопротивления убеждающему воздействию: Автореф. канд. дисс. — М., 1989.
9. Хелус 3. Понимаете ли вы ученика? — М., 1987.
10. Чудновский В. Актуальные проблемы психологии становления убеждений // Вопросы психологии.—1990. —№ 5.
11. Чудновский В. Нравственная устойчивость личности. — М., 1987.
12. Шадриков В. Д., Старовойтенко Е. Б. Концепция индивидуализации воспитания / / Советская педагогика. — 1987. — № 6.