Концептуально-прогностическая часть
Название инновационного образовательного проекта
«Школа исследовательской и проектной деятельности обучающихся в режиме полного дня»
Название образовательной модели «Школа исследовательской и проектной деятельности обучающихся в режиме полного дня»
2015 год
Структура описания концепции образовательной модели
Аналитическая часть
МКОУ «Аннинская СОШ с УИОП» - образовательное учреждение, которое интенсивно развивается и формирует образ новой школы 21 века: «Школы полного дня и года». В соответствии с современными требованиями науки, технологий, общества, в связи с запросами социума именно школа полного дня приобретает особое значение как ресурс нескольких направлений: образовательный, здоровьесберегающий, воспитательный, развивающий. Системообразующим фактором, который объединяет эти направления в одно целое, является проектно-исследовательская деятельность. За время работы в школе накоплен мощный ресурс для предоставления более широкого спектра образовательных услуг как в рамках урочной, так и во внеурочной деятельности, организации проектно-исследовательской деятельности. Самым ярким показателем эффективности работы педагогического коллектива является социальная, творческая, исследовательская деятельность детей.
Наряду с позитивными моментами и современными возможностями образовательной организации по использованию проектно-исследовательской деятельности отмечаются противоречия:
1) между режимом обычного функционирования школы и широким спектром образовательных запросов родителей;
2) между требованиями новых стандартов в области предоставления обучающимся широкого спектра качественных образовательных услуг и невозможностью предоставления вышеуказанного в условиях обучения только в первой половине дня в школе;
3) между задачами реформирования современного образования с учётом ФГОС, актуализирующего внимание к проектно-исследовательской деятельности, и недостаточной разработанностью содержания, этапов и форм обучения проектно-исследовательской деятельности в школе.
В данных условиях возникла настоятельная необходимость в том, чтобы образовательная организация начала строить принципиально новую функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования в условиях полного дня. Данным требованиям будет отвечать модель «Школы проектной и исследовательской деятельности обучающихся в условиях полного дня» через интеграцию общего и дополнительного образования, взаимодействие с социальными партнерами.
Новизной данного проекта является: системный подход к организации образовательного пространства (урочная деятельность – внеурочная деятельность - занятия творческого объединения – воспитательная деятельность – потенциал социальных партнеров); выстраивание единой стратегии по формированию индивидуальной траектории развития обучающегося; разработка модели управления комплексной интеграцией.
Концептуально-прогностическая часть
Цель: построение инновационной модели «Школа проектной и исследовательской деятельности в условиях полного дня».
Задачи:
· разработать инновационную модель жизнедеятельности образовательной организации в условиях режима Полного дня с использованием сетевого взаимодействия, социального партнерства и интеграции общего и дополнительного образования;
· разработать организационно-правовые механизмы управленческой деятельности школы в режиме полного дня;
· разработать и апробировать инновационную модель содержания проектно-исследовательской деятельности, вовлекая в процесс диалога родителей, выстраивая партнерские связи с учреждениями культуры, вузами, спортивными центрами, бизнес – структурами.
· разработать и апробировать автоматизированную систему оценки качества результатов проектно-исследовательской деятельности.
В основе создания модели лежат следующие принципы: принцип открытости, непрерывности в реализации образовательных программ, взаимодействия на основе социального партнерства.
Модель школы реализуется через урочную, внеурочную деятельность, через систему дополнительного образования, возможности социальных партнеров. Приоритетное направление – «От школы полного дня к школе полного года». Планируемые нововведения:
1. Обновление содержания образования. Это новые методики преподавания, новые способы организации содержания образования, интеграционные межпредметные программы, методы оценивания образовательного результата. Введение проектов по формированию УУД; введение новых учебных предметов по научному исследованию, проектной деятельности.
2. Освоение новых образовательных технологий: технология проблемного диалога - обучение ребят самостоятельной постановке цели (проблемы) и поиску решения; технология продуктивного чтения - обучение ребят смысловому чтению, извлечению информации, данной в явном и неявном виде; метод проектного обучения; исследовательский метод обучения.
3. Инновации в организации образовательного процесса. Организационная культура самообучающейся школы: программа профессионального развития педагогов на рабочем месте (педагог-воспитатель, исследователь, консультант - тьютор); работа над созданием имиджа школы, благоприятной воспитательной среды.
4. Организация интеллектуально-творческой деятельности - «Ассоциации исследователей», которая позволит апробировать организацию совместной исследовательской, проектной и творческой деятельности детей и взрослых в образовательную практику: сезонные профильные смены, учебные, социальные и трудовые практики, летние исследовательские школы, образовательный туризм, исследовательские экспедиции, межшкольные сетевые турниры, образовательные события.
5. Освоение новой комплексной оценки проектно-исследовательской деятельности обучающихся.
Успешность реализации предлагаемой модели будет оцениваться через: