Задания для самостоятельной работы. Предмет, задачи и методы педагогической психологии

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Предмет, задачи и методы педагогической психологии

Литература 1, 3, 5, 8, 10, 15-1, 23- 26

Вопросы для подготовки к занятиям

1. Предмет педагогической психологии.

2. Место педагогической психологии в системе наук.

3. Основные этапы становления педагогической психологии как науки.

4. Задачи современной педагогической психологии.

5. Методы педагогической психологии и специфика их применения в психолого-педагогическом исследовании.

Требования к компетентности

· знать предмет педагогической психологии, ее цель и задачи;

· знать разделы педагогической психологии, историю ее развития;

· владеть методами педагогической психологии, уметь использовать эти знания в целях самообразования и самосовершенствования;

· понимать особенности научного исследования в педагогической психологии.

Тестовый контроль

1. Психологические закономерности обучения и воспитания являются предметом:

а) психологии обучения;

б) педагогической психологии;

в) психологии воспитания;

г) психологии педагогической деятельности.

2. Предмет психологии обучения:

а) развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения;

б) динамика познавательных процессов в онтогенезе;

в) генезис процесса познания;

г) физиологические механизмы функционирования познавательных процессов.

3. Предмет психологии воспитания:

а) изучение индивидуально-психологических особенностей личности ребенка;

б) выявление личностных новообразований на разных возрастных этапах;

в) развитие личности в условиях целенаправленного обучения и воспитания, формирование мировоззрения, нравственных норм, принципов;

г) разработка технологий воспитания.

4. Предмет психологии педагогической деятельности и личности педагога:

а) психологические аспекты формирования педагогической деятельности и педагогических способностей;

б) построение и исследование моделей педагогической деятельности;

в) разработка техник педагогического имиджа;

г) определение критериев эффективности деятельности педагога.

5. В истории развития педагогической психологии изучение ребенка в совокупности его психофизиологических, анатомических, психологических, социологических особенностей осуществлялось:

а) специальной педагогикой;

б) дифференциальной психологией;

в) педологией;

г) медицинской психологией.

6. Задачи педагогической психологии:

а) определение содержания, форм и методов обучения и воспитания;

б) изучение психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития в разных условиях учебно-воспитательного процесса;

в) выявление возрастных особенностей и закономерностей развития и поведения ребенка;

г) все ответы верны.

7. Педагогическая психология тесно связана с педагогикой на основании того, что:

а) многие выдающиеся педагоги были не только философами, но психологами;

б) чтобы воспитывать ребенка, необходимо его изучить;

в) в психологии и педагогике используются одни и те же методы исследования;

г) педагогика и психология имеют единый объект исследования.

8. Специфика применения методов психологии в исследованиях педагогической психологии (например, в педагогическом наблюдении, психолого-педагогическом эксперименте) заключается:

а) в изучении психического развития ребенка на разных возрастных этапах;

б) в возможности оценить наличный уровень обученности и воспитанности ребенка как результат влияния педагогических воздействий;

в) в диагностике наличного уровня психического развития;

г) в определении закономерных проявлений психики.

9. Формирующий эксперимент направлен на:

а) формирование каких-либо личностных качеств;

б) развитие каких-либо психических свойств;

в) на проверку эффективности экспериментальной методики или методического приема;

г) все ответы верны.

10.Лонгитюдный метод исследования направлен на изучение психического развития человека:

а) в лабораторных условиях,

б) в естественных условиях;

в) в течение определенного периода жизни;

г) в специально организованных условиях.

Задания для самостоятельной работы

1. Ознакомьтесь с определениями предмета педагогической психологии разных авторов и соотнесите их с соответствующими разделами педагогической психологии:

- Крутецкий В.А. – «Педагогическая психология изучает закономерности овладения знаниями, умениями, навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах, изучает закономерности формирования у школьников активного самостоятельного творческого мышления и те изменения в психике, которые происходят под влиянием обучения и воспитания» [15, с.7];

- Петровский А.В. – «Педагогическая психология отыскивает надежные критерии умственного развития и определяет условия, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения, рассматривает вопросы взаимоотношений между педагогом и учащимися и между самими учащимися» [4, с.5];

- Зимняя И.А. – «Педагогическая психология изучает факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызванные этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса» [10, с.23];

- Бархаев Б. П. – «Педагогическая психология – это наука о содержании психологических функций, реализуемых в процессе педагогического взаимодействия педагога и учащихся» [3, с. 27].

2.Составьте схему «Структура педагогической психологии». Выполняя это задание, постарайтесь учесть традиционные и современные представления о структурных составляющих педагогической психологии, а также возрастной аспект и предмет исследования.

3. Студент в своем курсовом исследовании использовал формирующий эксперимент, который проводился им в одном из школьных классов на протяжении всего учебного года. Завершив эксперимент, «юный исследователь» пришел к выводу, что к концу учебного года в сравнении с первыми диагностическими данными, полученными им на той же выборке испытуемых накануне этапа формирования, уровень воспитанности учеников значительно повысился.

Ответьте на следующие вопросы:

- можно ли считать полученные в данном исследовании показатели уровня воспитанности достоверными, а экспериментальные методические приемы эффективными?

- если нет, то определите ошибку «юного исследователя» в организации и проведении формирующего эксперимента.

4. Заполните следующую таблицу (предложенные в таблице методы педагогической психологии можно заменить по выбору).

Таблица 4.1. «Методы педагогической психологии»

Методы педагогической психологии Специфика применения Полезность полученных результатов для педагогической практики.  
естественный эксперимент    
стандартизированное наблюдение    
педагогическое тестирование    

5. Ниже приведен ряд пословиц, поговорок, фразеологизмов. Если, на ваш взгляд, они применимы к процессам обучения и воспитания ребенка, выполните следующее задание в двух вариантах: а) напишите эссе о смысле их понимания, восприятия или интерпретации Вами с позиций педагогической психологии (на выбор); б) проанализируйте, насколько схожи или отличны житейское и научное понимание явлений, отраженных в народной мудрости:

- «Повторенье – мать ученье»;

- «Семь раз отмерь, один раз отрежь»;

- «Дитя нужно воспитывать, пока лежит поперек лавки»;

-«Без труда не вытянешь и рыбку из пруда»;

- «Я ему про Фому, а он мне про Ерему»;

- «Терпение и труд все перетрут»;

- «Держать в ежовых руковицах», «Медведь на ухо наступил», «Витать в облаках», «Бить баклуши», «Белая ворона», «Повесить нос», «Сесть на голову», «Смотреть как баран на новые ворота», «Считать ворон», «С пеленок», «Рано или поздно».

Наши рекомендации