Задания для самостоятельной работы. Предмет, задачи и методы педагогической психологии
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Предмет, задачи и методы педагогической психологии
Литература 1, 3, 5, 8, 10, 15-1, 23- 26
Вопросы для подготовки к занятиям
1. Предмет педагогической психологии.
2. Место педагогической психологии в системе наук.
3. Основные этапы становления педагогической психологии как науки.
4. Задачи современной педагогической психологии.
5. Методы педагогической психологии и специфика их применения в психолого-педагогическом исследовании.
Требования к компетентности
· знать предмет педагогической психологии, ее цель и задачи;
· знать разделы педагогической психологии, историю ее развития;
· владеть методами педагогической психологии, уметь использовать эти знания в целях самообразования и самосовершенствования;
· понимать особенности научного исследования в педагогической психологии.
Тестовый контроль
1. Психологические закономерности обучения и воспитания являются предметом:
а) психологии обучения;
б) педагогической психологии;
в) психологии воспитания;
г) психологии педагогической деятельности.
2. Предмет психологии обучения:
а) развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения;
б) динамика познавательных процессов в онтогенезе;
в) генезис процесса познания;
г) физиологические механизмы функционирования познавательных процессов.
3. Предмет психологии воспитания:
а) изучение индивидуально-психологических особенностей личности ребенка;
б) выявление личностных новообразований на разных возрастных этапах;
в) развитие личности в условиях целенаправленного обучения и воспитания, формирование мировоззрения, нравственных норм, принципов;
г) разработка технологий воспитания.
4. Предмет психологии педагогической деятельности и личности педагога:
а) психологические аспекты формирования педагогической деятельности и педагогических способностей;
б) построение и исследование моделей педагогической деятельности;
в) разработка техник педагогического имиджа;
г) определение критериев эффективности деятельности педагога.
5. В истории развития педагогической психологии изучение ребенка в совокупности его психофизиологических, анатомических, психологических, социологических особенностей осуществлялось:
а) специальной педагогикой;
б) дифференциальной психологией;
в) педологией;
г) медицинской психологией.
6. Задачи педагогической психологии:
а) определение содержания, форм и методов обучения и воспитания;
б) изучение психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития в разных условиях учебно-воспитательного процесса;
в) выявление возрастных особенностей и закономерностей развития и поведения ребенка;
г) все ответы верны.
7. Педагогическая психология тесно связана с педагогикой на основании того, что:
а) многие выдающиеся педагоги были не только философами, но психологами;
б) чтобы воспитывать ребенка, необходимо его изучить;
в) в психологии и педагогике используются одни и те же методы исследования;
г) педагогика и психология имеют единый объект исследования.
8. Специфика применения методов психологии в исследованиях педагогической психологии (например, в педагогическом наблюдении, психолого-педагогическом эксперименте) заключается:
а) в изучении психического развития ребенка на разных возрастных этапах;
б) в возможности оценить наличный уровень обученности и воспитанности ребенка как результат влияния педагогических воздействий;
в) в диагностике наличного уровня психического развития;
г) в определении закономерных проявлений психики.
9. Формирующий эксперимент направлен на:
а) формирование каких-либо личностных качеств;
б) развитие каких-либо психических свойств;
в) на проверку эффективности экспериментальной методики или методического приема;
г) все ответы верны.
10.Лонгитюдный метод исследования направлен на изучение психического развития человека:
а) в лабораторных условиях,
б) в естественных условиях;
в) в течение определенного периода жизни;
г) в специально организованных условиях.
Задания для самостоятельной работы
1. Ознакомьтесь с определениями предмета педагогической психологии разных авторов и соотнесите их с соответствующими разделами педагогической психологии:
- Крутецкий В.А. – «Педагогическая психология изучает закономерности овладения знаниями, умениями, навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах, изучает закономерности формирования у школьников активного самостоятельного творческого мышления и те изменения в психике, которые происходят под влиянием обучения и воспитания» [15, с.7];
- Петровский А.В. – «Педагогическая психология отыскивает надежные критерии умственного развития и определяет условия, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения, рассматривает вопросы взаимоотношений между педагогом и учащимися и между самими учащимися» [4, с.5];
- Зимняя И.А. – «Педагогическая психология изучает факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызванные этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса» [10, с.23];
- Бархаев Б. П. – «Педагогическая психология – это наука о содержании психологических функций, реализуемых в процессе педагогического взаимодействия педагога и учащихся» [3, с. 27].
2.Составьте схему «Структура педагогической психологии». Выполняя это задание, постарайтесь учесть традиционные и современные представления о структурных составляющих педагогической психологии, а также возрастной аспект и предмет исследования.
3. Студент в своем курсовом исследовании использовал формирующий эксперимент, который проводился им в одном из школьных классов на протяжении всего учебного года. Завершив эксперимент, «юный исследователь» пришел к выводу, что к концу учебного года в сравнении с первыми диагностическими данными, полученными им на той же выборке испытуемых накануне этапа формирования, уровень воспитанности учеников значительно повысился.
Ответьте на следующие вопросы:
- можно ли считать полученные в данном исследовании показатели уровня воспитанности достоверными, а экспериментальные методические приемы эффективными?
- если нет, то определите ошибку «юного исследователя» в организации и проведении формирующего эксперимента.
4. Заполните следующую таблицу (предложенные в таблице методы педагогической психологии можно заменить по выбору).
Таблица 4.1. «Методы педагогической психологии»
Методы педагогической психологии | Специфика применения | Полезность полученных результатов для педагогической практики. |
естественный эксперимент | ||
стандартизированное наблюдение | ||
педагогическое тестирование |
5. Ниже приведен ряд пословиц, поговорок, фразеологизмов. Если, на ваш взгляд, они применимы к процессам обучения и воспитания ребенка, выполните следующее задание в двух вариантах: а) напишите эссе о смысле их понимания, восприятия или интерпретации Вами с позиций педагогической психологии (на выбор); б) проанализируйте, насколько схожи или отличны житейское и научное понимание явлений, отраженных в народной мудрости:
- «Повторенье – мать ученье»;
- «Семь раз отмерь, один раз отрежь»;
- «Дитя нужно воспитывать, пока лежит поперек лавки»;
-«Без труда не вытянешь и рыбку из пруда»;
- «Я ему про Фому, а он мне про Ерему»;
- «Терпение и труд все перетрут»;
- «Держать в ежовых руковицах», «Медведь на ухо наступил», «Витать в облаках», «Бить баклуши», «Белая ворона», «Повесить нос», «Сесть на голову», «Смотреть как баран на новые ворота», «Считать ворон», «С пеленок», «Рано или поздно».