Специфика процесса обучения.
Содержание
Введение
Глава I. Сущность процесса обучения.
Цели и функции обучения.
Специфика процесса обучения.
Глава II. Структура процесса обучения, характеристика структурных компонентов.
Структура процесса обучения.
Методы обучения, их классификация.
Формы организации обучения.
Заключение
Библиография
Введение
Обучение, воспитание и развитие - это основные педагогические процессы. К управлению этими процессами будущий учитель готовит себя в педагогическом вузе. Процесс обучения является предметом изучения дидактики. Анализ сущности процесса обучения выступает ключевым звеном дидактической подготовки учителя. Тема "Сущность процесса обучения" - одна из самых важных и сложных в курсе педагогики.
Попробуем найти ответы на следующие вопросы: "Что по внешним признакам представляет собой процесс обучения? Что можно было бы наблюдать, открыв дверь учебной аудитории?"
При первом поверхностном взгляде на процесс обучения мы наблюдаем три его компонента:
· обучаемые;
· педагог (компьютер);
· содержание обучения (обучаемые что-то пишут, говорят, читают).
Однако такой поверхностный взгляд не дает представление о сущности процесса обучения.
Сущность изучаемых явлений и процессов окружающей действительности не лежит на поверхности. Сущность не поддается непосредственному наблюдению. В то же время современная методология требует, чтобы при познании явлений и процессов окружающей действительности мы не ограничивались описанием их внешних сторон и признаков, а стремились постичь их сущностные глубинные характеристики.
Для выявления сущности любого процесса или явления необходимо:
1) проанализировать связи данного процесса или явления с другими и тем самым выявить его специфику;
2) определить функции данного процесса или явления;
3) раскрыть структуру изучаемого процесса или явления;
4) рассмотреть анализируемый процесс или явление в динамике, развитии.
Таким образом, целью курсовой работы является всестороннее рассмотрение сущности процесса обучения и его структурных компонентов, а для достижения данной цели, мы должны решить следующие задачи:
1) сравнить процесс обучения с другими педагогическими процессами, и тем самым выявить особенности, отличающие его;
2) определить функции данного процесса;
3) рассмотреть структуру процесса обучения;
4) выявить движущие силы процесса обучения;
5) проанализировать его логику.
Актуальность работы вызвана недостаточным исследованием данной темы в педагогической литературе.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением процесса обучения, его предметом характеристика основ структурного процесса обучения.
Глава I. Сущность процесса обучения.
Цели и функции обучения.
Выявление сущности процесса обучения предполагает определение его функций.
Процесс обучения призван осуществлять образовательную, воспитательную и развивающие функции.
Выделение данных функций процесса обучения проведено условно, поскольку грани между процессами образования, воспитания и развития личности относительны, и некоторые их аспекты являются общими. Условное выделение этих функций необходимо в практической деятельности педагога при целеполагании процесса обучения и диагностике его результатов.
Образовательная функция процесса обучения предполагает усвоение личностью научных знаний, формирование системы специальных и общеучебных умений и навыков.
Воспитательная функция процесса обучения заключается в формировании системы ценностно-эмоциональных отношений личности к миру и совокупности ее качеств.
Развивающая функция процесса обучения определяет развитие общих и специальных способностей личности, а также психических процессов.
Охарактеризованные функции процесса обучения недопустимо рассматривать как изолированно осуществляемые. Они находятся в сложно переплетенных причинно-следственных связях, когда одна из функций является следствием другой и одновременно причиной третьей. Так, воспитание дисциплинированности, общественной активности создает условия для эффективности обучения. А обучение, в свою очередь, способствует воспитанию этих качеств.
Основными целями обучения принято считать:
· создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, всемерного развития ее способностей, добиваясь получения учащимися прочных знаний, основ наук и умения самостоятельно пополнять их;
· дать универсальное образование на уровне, отвечающем быстрому развитию науки и позволяющем адаптироваться в современном мире;
· реализовать идею общего, интеллектуального, нравственного развития личности средствами гуманитаризации образования;
· воспитать высокоразвитого гражданина на основе общечеловеческих нравственных ценностей, способного к активной жизни, труду, творчеству;
· следовать международным требованиям к построению программ для детей с высокими интеллектуальными способностями: углубление содержания программ, развитие высокого уровня мыслительных процессов, развитие понимания собственных способностей учащимися;
· формировать личность с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, готовую к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ.
Обучение является процессом. Данный процесс протекает, осуществляется, развивается, совершенствуется. Почему это происходит? Что является движущими силами процесса обучения?
Анализ движущих сил процесс обучения является важным условием эффективности теоретической деятельности по выявлению его сущности.
Источниками развития с диалектических позиций является единство и борьба противоположностей.
Становление педагогических систем и процессов всегда осуществляется в ходе раздвоения целого на взаимоисключающие, противоположные стороны и тенденции, взаимоотношения которых и составляет внутренний импульс их развития.
Выделяется 2 группы противоречий: внешние и внутренние.
Внешние противоречия - это противоречия, возникающие между постоянно возрастающими требованиями общества к процессу обучения и актуальным, текущим состоянием этого процесса.
Внутренние противоречия - это противоречия, возникающие внутри самого процесса обучения.
Внутренние противоречия процесса обучения:
- противоречия между выдвигаемыми ходом обучения теоретическими и практическими задачами и наличным уровнем обученности, воспитанности и развитости учащихся;
- противоречия между требованиям педагога и возможностями обучаемых;
- противоречия между содержанием сформировавшегося до начала обучения личного опыта учащихся и его недостаточностью для решения теоретических и практических познавательных задач;
- противоречия, возникающие между отдельными аспектами содержания учебного предмета и соответствующей научной дисциплины и др.
Не любое противоречие становится движущей силой, а лишь то, которое соответствует определенным требованиям.
Основные условия становления противоречия в качестве движущей силы процесса выявлены М.А.Даниловым. К их числу исследователь относит следующие:
1) важна не отдельная трудность, а их система, которая сочетается с условиями, благоприятствующими их преодолению школьниками;
2) противоречие должно быть содержательным, имеющим смысл в глазах учащихся; разрешение противоречия должно осознаваться ими как необходимость;
3) противоречие должно быть соразмерно с познавательным потенциалом обучающихся (так, если при напряжении усилий подавляющее большинство учащихся не в состоянии решить поставленную задачу и даже в ближайшей перспективе не сможет этого сделать, то такое противоречие не является движущей силой развития);
4) возникновение противоречия должно быть подготовлено и обусловлено ходом учебного процесса, его логикой.
Специфика процесса обучения.
Определение сущности процесса обучения предполагает выявление его логики. Для определения логики процесса обучения важно определить содержание понятий "логика учебного предмета" и "логика учебного предмета".
Логика учебного предмета не совпадает с логикой той науки или сферы деятельности, которые составляют предметное содержание учебной дисциплины.
Логика учебного предмета во многом определяет логику учебного процесса. Между тем логика учебного процесса не совпадает полностью с логикой учебного предмета. Логика учебного предмета предполагает постоянное движение от старого к новому. В логике учебного процесса часто, а подчас обязательно происходит движение от нового к рассмотрению уже усвоенного материала под новым углом зрения.
Логика учебного процесса определяется составом класса, уровнем подготовки групп учащихся, методическим подчерком учителя, оснащенностью техническими средствами обучения. Однако основными факторами, определяющими логику процесса обучения, являются элементы содержания образования (знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности и ценностно-эмоциональных отношений) и соответствующие способы их усвоения.
В соответствии с изложенным И.Я.Лернер намечает следующую логику процесса обучения:
1) предъявление информации для осознанного восприятия;
2) воспроизведение способов деятельности и применение знаний в знакомой ситуации, по образцу;
3) творческое применение знаний и умений в нестандартных, нетипичных ситуациях.
Вся эта деятельность сопровождается формированием ценностно-эмоционального отношений к усваиваемым компонентам содержания образования.
Описанную логику учебного процесса можно схематически изобразить следующим образом:
____________________ - предъявление и воспроизведение информации;
--------------------------- - применение знаний и умений в типичных ситуациях;
//////////////////////////////// - творческое применение знаний и умений;
................................... - формирование ценностно-эмоциональных отношений.
Общая схема логики учебного процесса (при полном незнании обучающихся учебного материала) примет следующий вид:
____________________ ------------------------- /////////////////////////////////////////
........................................................................................................................
Эта общая схема в реальном процессе обучения может приобретать различные варианты:
а) ----------------------- ____________________ /////////////////////////////////////////
.........................................................................................................................
Занятие начинается с воспроизведения информации или упражнений, после чего предъявляется новая информация, эа которой следует ее творческое применение.
б) ///////////////////////////////////////// ____________________ -----------------------
.........................................................................................................................
Занятие начинается с создания проблемной ситуации, после анализа которой предъявляется новая информация, закрепляемая в ходе упражнений.
Во всех вариантах этапы учебного процесса сопровождаются формированием педагогически целесообразных ценностно-эмоциональных отношений. Поскольку учебный процесс длителен, то в ходе его представленные варианты сменяют друг друга в различных сочетаниях:
__________ ---------------- ////////////////// __________ ------------- ___________ /////////////////// ------------- ___________
.........................................................................................................
Приведенные схемы отражают логику учебного процесса. Основной практический смысл ее анализа состоит в том, что логика учебного предмета, какой она дана в программах и учебниках, не является догмой, она служит лишь обозначением общего порядка изучения учебного материала. Подлинный ход его изучения зависит не только от логики предмета, но и от закономерностей его усвоения, от условий, в которых проходит обучение.
Следующие, что необходимо сделать для выявления сущности процесса обучения - это рассмотреть его связи с другими педагогическими процессами, и тем самым выделить особенности, отличающие данный процесс.
Процесс обучения тесно связан с процессом воспитания.
Общность и специфика процессов обучения и воспитания представлены в таблице 1.
Таблица 1