Методические рекомендации по самостоятельному изучению рекомендуемой литературы

Значительно больше усилий и времени необходимо затратить на самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы.

Основная литература – это учебники и учебные пособия. В учебниках дается полное изложение материала в соответствии с программой по учебной дисциплине. В учебном пособии может быть изложен материал по отдельным главам, разделам, темам. В учебной программе каждой гуманитарной дисциплины в качестве основной литературы рекомендуется 2-3 учебника или учебных пособия, в которых студент заочной формы обучения найдет необходимую информацию для подготовки к зачетам или экзаменам и выполнения контрольных заданий.

К дополнительной литературе относятся первоисточники (официальные документы, авторские работы и т.п.), монографическая и специальная литература, учебники и учебные пособия, не вошедшие в перечень основной литературы, хрестоматии, справочники, словари, альбомы наглядных пособий и др.

В источниковую базу учебной дисциплины кроме основной и дополнительной литературы в настоящее время включаются электронные учебники, видеолекции, интернет-ресурсы, компьютерные программы и др. Они включаются в перечень рекомендованной в программах литературы и активно используются студентами заочной формы обучения при изучении гуманитарных дисциплин.

При работе с книгой необходимо подобрать литературу, научиться правильно ее читать, вести записи. Для подбора литературы в библиотеке используются алфавитный и систематический каталоги.

Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой - это всегда большая экономия времени и сил.

Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература может указана в методических разработках по данному курсу – рабочих программах дисциплин.

Изучая материал по учебнику, следует переходить к следующему вопросу только после правильного уяснения предыдущего, описывая на бумаге все выкладки и вычисления (в том числе те, которые в учебнике опущены или на лекции даны для самостоятельного вывода).

При изучении любой дисциплины большую и важную роль играет самостоятельная индивидуальная работа.

Время на самостоятельную работу с основной и дополнительной литературой определяется содержани­ем учебной программы, актуальностью рекомендуемых источников, а также объемом текста, который можно прочитать и логично осмыслить в единицу времени. Считается, что чтение со скоростью до 300 слов в мину­ту является обычным, нормальным. Свыше 300 слов в минуту – ускоренным, а сплошное (полное) чтение текста со скоростью 700-800 слов в минуту - быстрым чте­нием, или скорочтением. Каждый студент может достаточно быстро и точно установить свою скоростьчтения. Нужно прочитать 3-5 страниц, определить общее затра­ченное время и определить время на прочтение одной страницы. Повторив не­сколько раз эту операцию с различными текстами, мож­но точно определить индивидуальную скорость чтения. Скорость чтения источников во многом зависит и от сложности изучаемой дисциплины.

На этих данных основывается расчет количества учебного материала, отводимого на самостоятельное изучение. Так, если в тематическом плане по дисциплине на самостоятельную работу отведено 72 часа, то в пе­ресчете на страницы они составят от 1440 (при затрате на одну страницу до 3 минут) до 432 страниц (если на одну страницу будет затрачиваться в среднем до 10минут).

Ориентировочный расчет времени, как правило, до­полняется «неучтенным» временем: источник изучается до тех пор, пока не будут прочно освоены и зафиксиро­ваны в сознании его основные идеи. Это творческий процесс, когда затраченное время напрямую связано с качеством усвоения учебного материала. Но в процессе са­мостоятельной работы рекомендуется отбирать такое количество материала, в котором были бы полностью раскрыты вопросы темы, а его изучение согласовывалось бы с нормой спланиро­ванного в тематическом плане времени на самостоятельную работу по данной теме.

Врабочих программах дисциплин, как правило, не указываются конкретные страницы текста, необходимые для самостоятельного изучения. Их объем может определить сам студент, исходя из программных часов, своих способностей и интереса. Такой подход согласуется с индивидуализацией обучения,поз­воляет проявить смекалку и творческое отношение к самостоятельной работе.

Что необходимо учитывать в ходе самостоятельного изучения первоисточника?

Прежде всего, нужно обратить внимание на содержание (оглавление) работы. В первоисточник кроме основного содержания могут быть включены и дополнительные материалы: вступительная статья, авторские добавления к тексту, статьи об авторе, в которых дается оценка его творчества и философских позиций. Существенной ха­рактеристикой содержания книги выступают также комментарии (пояснения) и указатель имен, упоминае­мых в тексте.

Ознакомление с содержанием книги – первый шаг ее самостоятельного изучения. Он сразу ори­ентирует на возможность выборки главных проблем, необходимых для изучения конкретной темы, и временного абстрагирования от многих других проблем текста.

Следующий этап изучения первоисточника может быть избран в двух вариантах: прочитывается вся книга, а затем выбирается материал по конкретной проблеме, или по оглавлению оты­скиваются главы, в которых эти проблемы раскрываются.

Прочитав всю книгу, можно достаточно полно представить взгляды автора по тем или иным вопросам, а также сопоставить философские позиции различных авторов. Изучая соответствующие главы, важно выписать главные мысли и положения, раскрывающие интересующие студента философские проблемы.

Заключительный этап изучения первоисточника в любом из предложенных вариантов состоит в подго­товке конспекта. Он может составляться по ходу изучения текста или после его прочтения. Конспект не должен быть громоздким, но и не фрагментарным. Выписки из книги в форме цитат или свободного комменти­рования (изложения) основных идей важно согласовать с учебником и лекцион­ным материалом. Тогда изучение первоисточника, дора­ботка лекции и ее конкретного раздела будут носить предметно­-проблемный, концептуальный и единый характер, а усвоение темы – глубоким и творческим.

Различают два вида чтения; первичное и вторичное. Первичное - эти внимательное, неторопливое чтение, при котором можно остановиться на трудных местах. После него не должно остаться ни одного непонятного олова. Содержание не всегда может быть понятно после первичного чтения.

Задача вторичного чтения полное усвоение смысла целого (по счету это чтение может быть и не вторым, а третьим или четвертым).

Наши рекомендации