Ракетно-космическая теология
Коллеги! Все, кто имеет отношение к образованию!
Все, кого волнует, какое будущее ждет наших детей!
С 1 сентября этого года мы живем по новому закону "Об образовании". Уже очевидно, что он не решил, но лишь усугубил имеющиеся в образовании проблемы, а также создал новые угрозы.
Подушевое финансирование приводит к удушению детских садов, школ и вузов, тем более, что нормативы финансирования устанавливаются произвольно органами власти и по сути являются способом «узаконить» недофинансирование образовательной сферы. Уродливым проявлением этого стала повсеместно развернувшаяся практика слияния (а фактически, уничтожения) детских садов, школ, учреждений дополнительного образования и вузов.
Зарплата
Норма о повышении зарплаты учителям осталась декларацией. Реальная зарплата реального учителя никак не соотносится с показателями, которыми отчитываются региональные и федеральные чиновники. Более того, перенесение в оклад надбавок за ученую степень и компенсации за методлитературу фактически лишает педагогов этих доплат, так как они будут «съедены» очередными повышениями.
При этом нет никаких обязательств по работникам детских школ искусств, крайне размыты и невразумительны планы властей (учредителей) по доведению до достойного уровня зарплат работников дошкольных и средне-специальных учебных заведений.
В наихудшем положении находятся технические и вспомогательные работники. Их оклады зачастую ниже МРОТ и дотягиваются до этой планки за счет различных доплат, что противоречит смыслу понятия "минимальный размер оплаты труда".
Малокомплектные образовательные организации
Федеральный закон, не только отменил право граждан решить на сходе вопрос о целесообразности закрытия сельской школы. Он также оставил решение вопроса об определении, какая школа может считаться малокомплектной, а значит претендовать на получение дополнительного финансирования на волю региональных законодателей.
В законе «Об образовании в Калужской области», принятом 19 сентября 2013 г. малокомплектными отныне будут считаться школы с численностью обучающихся до 50 человек. При этом известно, что школа с численностью менее 400 учащихся при подушевом финансировании выжить не сможет. А это 90% сельских школ.
Цензура и «охота на ведьм»
Ст. 48 ч.3. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов…
Очень бы хотелось верить, что данная норма не будет использована для расправы с теми педагогами, кто по каким-то причинам не устраивает работодателя. Однако, практика российских судов свидетельствует об обратном и педагоги осуждаются по самым абсурдным обвинениям.
Данная норма, представляющая собой дубину, занесенную над головой каждого педагога с независимой позицией, должна быть отменена.
Льготы сельским педагогам
Закон «Об образовании», формально сохраняя льготы для сельских педагогов, передает определение их перечня, размера, условий предоставления региональным властям.
Те региональные нормативные акты, что уже появились зачастую, произвольно сужают перечень льгот, устанавливают необоснованные ограничения.
Так, в Республике Коми отменены льготы по оплате коммунальных услуг по водоснабжению, водоотведению и газоснабжению, а льгота по электричеству осталась лишь «в целях освещения» (!!!).
Вместе с тем, педагогам-совместителям, даже работающим на ставку, предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг прекращено с июля 2013 года.
Более того, есть опасность, что после выхода постановления Правительства РФ от 5 ноября 2013, которое предусматривает замену натуральных льгот (например, оплату угля) фиксированной денежной компенсацией, эти льготы повсеместно будут заменены мизерной денежной выплатой.
Школа без головы
Продолжается и даже усиливается практика изгнания из школ и вузов руководителей, пытающихся противостоять уничтожению своих учреждений. В условиях, когда п. 2 ст. 278 ТК РФ допускает увольнение директора без объяснения причин, декларации закона «Об образовании» об участии работников в решении вопросов своего учреждения превращаются в профанацию и злую насмешку.
Ракетно-космическая теология
Ст. 87 Закона «Об образовании» нарушает светский характер образования, предусмотренный Конституцией РФ. Принудительное «скрещивание» светского образования с религиозным вредит и тому и другому.
Исходя из вышесказанного мы требуем:
1) Установления минимальной заработной платы педагогических работников всех типов образовательных учреждений (начиная с детских садов) за ставку рабочего времени (18 учебных часов в неделю для преподавателей всех типов школ) не ниже средней зарплаты в экономике по региону (но не ниже средней зарплаты по экономике России).
2) Установление окладов (без включения доплат и премий) административно-вспомогатального и технического персонала на уровне не ниже МРОТ (а МРОТ - на уровень прожиточного уровня, как предписывает закон);
3) Установления соотношения базовой зарплаты и стимулирующих (премиальных) выплат как 80:20;
4) Сохранение в структуре зарплаты отдельной строкой доплат за научную степень и компенсации расходов на методлитературу;
5) Отказ от урезания и монетизации льгот сельским учителям;
6) Отказ от подушевого и возврат к сметному принципу финансирования;
7) Исключение из ФЗ «Об образовании в РФ» (ч.3 ст. 48) пункта, неоправданно расширяющего основания для увольнения педагогов
8) Внесения изменений в ст.278 ТК РФ, устраняющих возможность работодателя уволить руководителя образовательной организации «без объяснения причин», а так же внесение изменений в ФЗ «Об образовании», вводящих обязательство учредителя учитывать мнение трудового коллектива при назначении руководителя образовательного учреждения.
9) Изменения нового профстандарта педагога таким образом, чтобы из необъятного максимума требований, этот документ превратился в то, чем ему надлежит быть – набор требований, гарантирующий минимально достаточную квалификацию преподавателя.
10) Строгого соблюдения светского характера российского государства и образования.
11) Отказа от планов перевода российских педагогов на т.н. «эффективный контракт», по сути, означающий повышение нагрузки при урезании реальной зарплаты и гарантий
Дополнения от Общероссийского движения "Российским детям доступное дошкольное образование"
12) Требуем прекратить "уплотнение" дошкольных учреждений.
13) Требуем заменить положение СанПиН о комплектовании детских садов исходя из "фактического посещения детей" на "исходя из списочного состава". Нынешняя норма приводит к тому, что в помещении могут одновременно оказаться 40 детей и больше, так как те дети, которые не посещали детсад по болезни или семейным обстоятельствам, могут в любой момент начать его посещать. В этот момент нормы СанПиН о допустимом числе детей в помещении определенной площади оказываются нарушены, но сотрудники детсада ничего не могут предпринять, так как увеличить размер помещения они не могут.
Мы также готовы поддержать и включить в свою резолюцию конструктивные требования родителей, учащихся, экспертов ученых, всех, кто искренне болеет за судьбу образования и готов подкрепить свои предложения личным участием в общественной кампании.
Внимание! Эти требования мы предъявим власти в ходе акции «Против развала в образовании», которая пройдет 1 декабря в разных регионах России.