Индивидуальные предприниматели. 12 страница
2. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений - это временно созданный в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений орган. Комиссия призвана урегулировать разногласия по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.
Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается из равного числа представителей:
1) совершеннолетних обучающихся;
2) родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Решение комиссии оформляется протоколом, является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.
Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений может быть обжаловано в установленном порядке (в прокуратуру или суд).
Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии). Согласно ч. 6 ст. 26 Советы обучающихся, советы родителей рассматривают в установленном образовательной организацией порядке проекты локальных нормативных актов, что позволяет учесть их мнение еще на стадии разработки проекта, - в теории это способно снять ряд потенциальных конфликтов на стадии доработки текста локального нормативного акта.
Глава 5. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, РУКОВОДЯЩИЕ И ИНЫЕ РАБОТНИКИ
ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью
Комментарий к статье 46
Комментируемая статья устанавливает требования к лицам, имеющим право осуществлять педагогическую деятельность.
1. Понятие "педагогическая деятельность" не раскрывается комментируемым Законом. Основной понятийный аппарат Закона содержится в ст. 2, в которой названное понятие отсутствует, не содержится оно и в иных статьях Закона. Между тем раскрытие понятия "педагогическая деятельность" необходимо для уяснения сути комментируемой статьи, поэтому выведем его, опираясь на данный в ст. 2 понятийный аппарат.
Так, в п. 21 ст. 2 "педагогический работник" определяется как физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Таким образом, чтобы понять, в чем заключается суть педагогической деятельности, нам необходимо обратиться к определениям таких понятий, как "образовательная деятельность", "обучение", "воспитание".
Образовательная деятельность согласно п. 17 ст. 2 комментируемого Закона понимается как деятельность по реализации образовательных программ.
Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных комментируемым Законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (п. 9 ст. 2 комментируемого Закона).
Под образованием комментируемый Закон понимает единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (п. 1 ст. 2).
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
Опираясь на вышеизложенные определения, можно определить, что педагогическая деятельность - это осуществляемый педагогическим работником процесс, направленный на реализацию установленных образовательных программ в целях воспитания и обучения конкретных лиц (обучающихся).
Естественно, что в силу сложности образования как особого процесса, с учетом целей, которые ставятся перед образованием, законодатель предъявляет требования к лицам, которые призваны реализовывать образовательную деятельность.
Такие требования содержатся в ч. 1 комментируемой статьи и представляют собой двухуровневую квалифицирующую систему, содержащую требования по:
- уровню образования;
- соответствию квалификационным требованием.
Согласно ч. 2 ст. 10 комментируемого Закона в Российской Федерации образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение. Система профессионального образования в соответствии с ч. 5 ст. 10 комментируемого Закона (см. подробнее комментарий к ст. 10), в свою очередь, включает в себя следующие уровни:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
Лица, претендующие на занятие педагогической деятельностью, должны успешно пройти ступень общего образования и получить профессиональное образование любого уровня, а именно иметь среднее профессиональное или высшее образование. При этом законодатель не устанавливает требования по уровню высшего профессионального образования, т.е. лицо может закончить как бакалавриат, так и, к примеру, магистратуру. Главное требование - это наличие документа установленного образца, подтверждающего получение образования соответствующего уровня.
Законодатель также не предъявляет к лицам, претендующим на занятие педагогической деятельностью, требования о наличии педагогического образования.
Между тем в тексте комментируемой статьи содержится и второе условие, а именно обязательное соответствие лица, претендующего на занятие педагогической деятельностью, квалификационным требованиям, которые могут быть указаны в квалификационных справочниках и (или) специально принятых профессиональных стандартах.
Под квалификационными требованиями обычно понимаются требования к набору профессиональных знаний и конкретных навыков, которые необходимы для эффективной работы сотрудника на занимаемой им должности или выполнения работы по определенной профессии.
В настоящий момент квалификационные требования к работникам образования содержатся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС) в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (далее - КХДРО ЕКС или Справочник) (утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н).
Согласно п. 3 названного нормативно-правового акта квалификационные характеристики применяются в качестве нормативных документов или служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.
Раздел КХДРО ЕКС состоит из четырех разделов:
- общие положения;
- должности руководителей;
- должности педагогических работников;
- должности учебно-вспомогательного персонала.
Квалификационные характеристики каждой должности имеют три раздела, характеризующие разные стороны квалификационных требований, а именно:
- должностные обязанности: перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию по должностям служащих;
- основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативно-правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей, - раздел "Должен знать";
- необходимые для выполнения должностных обязанностей уровень профессиональной подготовки работника, удостоверяемый документами об образовании, а также требования к стажу работы - раздел "Требования к квалификации".
В соответствии с п. 5 КХДРО ЕКС образовательным организациям дано право при разработке должностных инструкций уточнять перечни работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям), а также устанавливать требования к необходимой специальной подготовке работников.
Обратимся для примера к разделу КХДРО ЕКС "Должности педагогических работников". Справочник предусматривает следующие должности:
- учитель;
- преподаватель;
- педагог-организатор;
- социальный педагог;
- учитель-дефектолог, учитель-логопед;
- педагог-психолог;
- воспитатель (включая старшего воспитателя);
- тьютор (исключая тьюторов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования);
- педагог-библиотекарь;
- старший вожатый и ряд других.
Квалификационные требования в Справочнике подразделяются на два уровня, а именно:
- установление образовательного ценза;
- установление ограничения по стажу работы по профилю занимаемой должности.
Отметим, что квалификационные требования в ЕКС не могут противоречить требованиям комментируемой статьи по образованию, но могут уточнять их.
Так, например, на должность учителя согласно Справочнику могут претендовать лица, имеющие высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении. При этом требования к стажу работы по специальности отсутствуют. Как видим, образование работника, претендующего на должность "учитель", не обязательно должно быть педагогическим, но может соответствовать профилю предмета: например, на должность учителя химии может претендовать человек с образованием химика-технолога.
Аналогичные требования по образованию предъявляются и к лицам, претендующим на должность "преподаватель". А вот к социальным педагогам предъявляются уже более "узкие", строгие требования, а именно лицо должно иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика", "Социальная педагогика". Однако требования к стажу работы также не предъявляются.
Для сравнения - на должность "старший воспитатель" могут претендовать только лица, имеющие стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет, на должность руководителя образовательного учреждения (образовательной организации) могут претендовать лица, чей стаж работы на педагогических должностях или руководящих должностях (при условии, указанном в справочнике) составляет не менее 5 лет.
Помимо требований к образованию и стажу, к претендентам и лицам, уже занимающим должность, могут предъявляться и дополнительные требования, в частности по уровню владения определенными знаниями и навыками. Так, согласно требованиям раздела "Должен знать" Справочника учитель должен знать приоритетные направления развития образовательной системы РФ; законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию; школьную гигиену; методику преподавания предмета; программы и учебники по преподаваемому предмету; методику воспитательной работы, а также знать иные нормативно-правовые акты и владеть навыками, указанными в Справочнике. На практике, как правило, претендентов на должность учителя или преподавателя, иные педагогические должности не проверяют на знание нормативно-правовых актов, методик преподавания и т.п.
Квалификационные требования могут быть установлены также и в так называемых профессиональных стандартах, закрепляющих как требования к квалификации лица, желающего заниматься педагогической деятельностью, так и общие положения ("векторы") о педагогической деятельности. Принятие профессиональных стандартов предусматривается комментируемой статьей, однако не уточняется, в какой форме оно проходит. В настоящие время не существует утвержденного единого профессионального стандарта в области образования, однако Минобрнауки представило проект такого стандарта <26>.
--------------------------------
<26> URL: минобрнауки.рф/документы/3071/файл/1734/12.02.15-Профстандарт_педагога(проект).pdf (дата обращения: 25.02.2014).
Документ состоит из 6 разделов (глав) и содержит четыре приложения. Во введении к стандарту указывается цель принятия стандарта, а именно через принятие требований к педагогам одновременно раскрепостить их инициативу, избавить от устаревших инструкций и квалификационных справочников, излишне регламентирующих работу учителя и тем самым сдерживающих развитие педагогов, а также:
- определить необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка;
- обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда;
- обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях;
- содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
Также указываются требования к стандарту, характеристика стандарта и т.п.
Подробно останавливаться в комментарии на рассмотрении данного проекта профессионального стандарта мы не будем, тем более что окончательная редакция может значительно отличаться от существующей в настоящий момент. Отметим только, что проект стандарта предусматривает ужесточение требований по уровню образования для лиц, занимающихся педагогической деятельностью, а именно требует наличия высшего профессионального образования. Для лиц со средним профессиональным образованием должны быть созданы условия для повышения уровня образования.
Таким образом, законодатель в комментируемой статье устанавливает, прежде всего, образовательный ценз для лиц, претендующих на занятие педагогической деятельностью, а именно требует профессионального образования любого уровня. Профиль профессионального образования и иные квалификационные требования должны быть установлены в иных нормативно-правовых актах, существующих квалификационных справочниках, а также профессиональных стандартах, разработка и принятие которых предусматриваются комментируемой статьей. При этом и квалификационные справочники, и профессиональные стандарты могут использоваться одновременно, на это указывает наличие союза "и" в тексте комментируемой статьи. Возможно, в дальнейшем образовательным организациям будет предоставлено право выбора, какими квалификационными требованиями пользоваться с учетом обязательных требований комментируемой статьи.
Требования комментируемой статьи распространяются не только на педагогических работников образовательных учреждений, но также и на индивидуальных предпринимателей, которые самостоятельно осуществляют педагогическую деятельность. Если же индивидуальный предприниматель самостоятельно не осуществляет педагогическую деятельность, а лишь организовывает образовательную деятельность, а образовательный процесс осуществляют наемные педагоги, то требования комментируемой статьи к такому индивидуальному предпринимателю не относятся (но, разумеется, распространяются на педагогических работников, занятых у индивидуального предпринимателя).
В заключение обратим внимание на то, что комментируемая статья - не единственная правовая норма в российском законодательстве, которая устанавливает требования к лицам, желающим осуществлять педагогическую деятельность. Так, ст. 331 ТК РФ содержит требования к лицам, осуществляющим педагогическую деятельность. В статье содержится отсылка на комментируемую статью в части установления образовательного ценза, но содержатся и дополнительные условия, отсутствующие в комментируемом Законе, а именно устанавливаются случаи, в которых лицо не имеет права осуществлять педагогическую деятельность:
- признание лица недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
- наличие у лица установленных специальным перечнем заболеваний (отметим, что до сих пор такого перечня как такового не существует, хотя требование о принятии такого перечня в ТК РФ содержится);
- наличие у лица неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, а также наличие (в том числе в прошлом) судимости, уголовного преследования (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности. Данное положение ст. 331 ТК РФ должно приниматься с учетом позиции Конституционного Суда, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18 июля 2013 г. N 19-П.
Рассматривать в настоящем комментарии подробнее вышеуказанные положения ст. 331 ТК РФ мы не будем, лишь отметим, что положения рассматриваемой статьи должны приниматься с учетом положений ТК РФ.
2. Часть вторая комментируемой статьи регулирует порядок установления номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций.
Под номенклатурой в данном случае понимается совокупность наименований должностей для целей организации эффективной работы образовательной организации.
Текст статьи носит отсылочный характер к подзаконному нормативно-правовому акту, принятие которого включается в компетенцию Правительства РФ. Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. N 678 была утверждена Номенклатура вышеназванных должностей. Номенклатура включает в себя два раздела:
- должности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Данный раздел, в свою очередь, подразделяется на два подраздела.
Подраздел 1 названного раздела устанавливает номенклатуру должностей педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, т.е. относится к лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность в сфере профессионального образования. Среди должностей названной категории предусмотрены, например, такие как: профессор, преподаватель, доцент, ассистент, заведующий кафедрой, начальник института и ряд других.
Подраздел 2 устанавливает должности иных педагогических работников, т.е. предназначен для образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере общего образования, дополнительного образования. Среди должностей подраздела указаны, например, следующие: воспитатель, методист, педагог дополнительного образования, педагог-психолог, учитель, учитель-дефектолог, тьютор, тренер-преподаватель и т.п.;
- должности руководителей образовательных учреждений. Данный раздел также состоит из двух подразделов.
Подраздел 1 названного раздела содержит в себе перечень должностей руководителей образовательных организаций. Перечень небольшой, включает в себя пять позиций: ректор, директор, заведующий, начальник, президент. При этом должность "президент" предусмотрена только для образовательных организаций высшего профессионального образования.
Подраздел 2 устанавливает должности для заместителей руководителей, руководителей структурных подразделений и их заместителей, иные должности руководителей: заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника), проректор, старший мастер, ученый секретарь факультета (института) и т.п.
Номенклатура должностей обязательна для всех образовательных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, если иное не будет предусмотрено законодательством РФ, международными правовыми актами. Перечень должностей является закрытым, на что указывает особенность формулировок нормативно-правового акта. Образовательная организация, учредитель такой организации вправе самостоятельно выбирать наименование должностей, руководствуясь названной Номенклатурой, с учетом ограничений, установленных в примечаниях к ней.
Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации
Комментарий к статье 47
Новеллой комментируемого Закона является более подробное установление правового статуса педагогических работников и иных работников образовательных организаций. Комментируемая статья устанавливает правовой статус педагогического работника, но содержит много декларативных положений, которые содержат правильные формулировки, но ничем реально не подкрепляются ни в комментируемом Законе, ни в иных нормативных правовых актах.
1. Правовой статус лица определяет во многом его положение в обществе, роль в социально-экономическом развитии. Под правовым статусом любого лица понимается совокупность прав, свобод, обязанностей, закрепленных за таким лицом. Педагогические работники не являются исключением, и комментируемая статья призвана установить основы правового статуса педагога, прежде всего в части его прав и обязанностей. Законодатель в комментируемой статье выделяет два подвида прав педагогических работников:
- трудовые, т.е. те, которые определяют особенности регулирования трудовых отношений с педагогическими работниками (например, право на сокращенную рабочую неделю);
- академические, связанные с непосредственным осуществлением педагогической деятельности (например, право на разработку авторской учебной программы).
В правовой статус педагогических работников также включаются социальные гарантии и компенсации, ограничения, установленные для педагогов, применяемые меры ответственности.
Содержание правового статуса призвано обеспечить особый статус педагогических работников в обществе, который согласно ч. 2 комментируемой статьи признается обществом и законодателем, в т.ч. и через установление особого правового статуса, направленного на создание условий для осуществления педагогическими работниками профессиональной деятельности. Содержание правового статуса наполняется исходя из задач, поставленных ч. 2 комментируемой статьи, а именно:
- создание условий для обеспечения высокого профессионального уровня педагогов, эффективного выполнения ими профессиональных задач;
- повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.
Как видно, законодателем определены благородные задачи, однако в реальности комментируемый Закон не содержит в себе механизмы реализации декларируемых в комментируемой статье положений.
2. В ч. 3 комментируемой статьи устанавливаются академические права педагогических работников. Слово "академические" означает, что такие права имеют отношение, прежде всего, к осуществлению лицом непосредственно педагогической деятельности именно в плане профессиональной реализации образовательной деятельности без затрагивания смежных отношений, например трудовых.
Анализ приведенных в ч. 3 академических прав позволяет выделить две подкатегории названных прав:
- права, непосредственно связанные с осуществлением педагогической деятельности;
- смежные права, направленные на обеспечение условий для профессиональной деятельности.
К первой категории относятся права, указанные в подп. 1 - 6 ч. 3 комментируемой статьи. Законодатель в идеале стремится обеспечить независимость педагогических работников от внешнего вмешательства, "диктата", потому закрепляет право на свободу преподавания, выражения своего мнения и свободу от вмешательства в профессиональную деятельность. Педагог может и должен сам определять свое профессиональное развитие, выбирать те методики преподавания, которые, на его взгляд, позволяют максимально полно в сложившихся условиях реализовать потенциал обучающихся, а также потенциал самого педагога. При этом выбор методик, форм, средств и методов обучения должен быть педагогически обоснован. По сути, с одной стороны, такая формулировка ограничивает свободу педагогических работников на определение методов, форм, средств обучения, т.к. ставится конкретное условие-требование, с другой стороны, установление требований об обоснованности позволяет защитить права обучающихся.
Педагогическая обоснованность - это совокупность критериев, учитывающих особенности среды, в которой применяются те или иные методика, форма и средства обучения, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, уровня и содержания образовательной программы, особенностей педагога. Педагог должен выбрать не просто ту методику и форму обучения, которая нравится лично ему, но ту, которая может позволить максимально эффективно добиться целей и задач, стоящих перед образованием конкретной ступени (уровня). При этом важно соблюдение требований, предъявляемых комментируемым Законом к той или иной ступени образования, образовательным программам, формам и методам обучения. Педагог не может выбирать методики, формы и средства обучения, сопряженные с психическим и физическим насилием над обучающимися, аморальными методами воспитания и обучения и т.п.
Контроль за педагогической обоснованностью выбранных форм и методов возложен, прежде всего, на саму образовательную организацию. При этом ни руководство образовательных организаций, ни органы государственной власти, ни органы местного самоуправления, ни иные лица не вправе требовать от педагога выбора конкретных заданных методик, форм, методов обучения. Основная проблема при осуществлении вышеуказанного контроля: размытость понятия обоснованности, т.к. в настоящий момент отсутствуют внятные критерии, позволяющие определить, насколько обоснованным является выбор педагогом конкретной формы, технологии преподавания в данной конкретной ситуации.
Педагог в целях реализации прав, указанных в подп. 1 - 2 ч. 3 комментируемой статьи, может как использовать готовые, разработанные иными лицами методики, формы, средства и методы обучения, так и проявлять творческую инициативу по разработке собственных методов и средств обучения, в т.ч. путем творческой переработки имеющихся (ранее разработанных иных лицами) педагогических технологий (при этом, разумеется, с учетом соблюдения авторских и иных смежных прав).