Цель и результат деятельности лагеря
Детских лагерей в летний сезон
Педагогическое содержание понятий «летний отдых», «летние каникулы школьников»
Педагогическое содержание
Педагогическая и психологическая науки выделяют ряд факторов формирования (развития) личности, основными из которых являются семья, школа, социальное окружение, среда в целом. Активное взаимодействие самого подростка со средой, его деятельность, общение, действия и поступки, безусловно, являются ведущим фактором развития личности.
Говоря о лете, мы должны отметить, что значение и роль обозначенных выше факторов в летний период существенно изменяются.
Что же именно изменяется?
1) Летом дети не учатся в школе, и, следовательно, утрачивается ведущая роль школы и школьного коллектива в процессе развития (формирования) личности ребёнка (подростка).
2) Существенно изменяется социальное окружение ребёнка по сравнению с периодом обучения в школе. Оно расширяется, меняется круг общения и взаимодействия, как со сверстниками, так и с взрослыми. В условиях - это новые люди, новое окружение, новая природная и культурная среда.
В лагере также нет постоянного взаимодействия с семьёй, следовательно, ослабевает её роль и влияние на подростка.
Подростки, особенно старшие, сами стремятся попробовать «уйти» от влияния семейной опеки. Прежде всего, потому, что хочется большей самостоятельности и независимости, преобладает желание самореализоваться в новой обстановке.
Таким образом, среда и компания сверстников становятся ведущими факторами в процессе «взросления» молодого человека.
3) Изменяются виды деятельности. Учебная деятельность, которая была главной во время учебного года завершена, появилась возможность разнообразить виды деятельности. Однако здесь есть одна немаловажная проблема: с прекращением учебной деятельности у подростков зачастую отсутствует возможность переключиться дома на другие виды деятельности ввиду современного состояния занятости детей в свободное от учёбы время. Проблема свободного времени, неумение подростков им распорядится, отсутствие нового умного поля деятельности иногда становиться причиной асоциального поведения и негативно сказываются на развитии их личности.
Формирование личностных свойств происходит, прежде всего, в деятельности и общении. Чем уже пространство деятельности (разнообразной, творческой, содержащей трудности) в распоряжении у подростка, тем больше у него возникает проблем с окружающей социальной, природной и культурной средой. Одни бесцельно шатаются по улицам, становясь лёгкой «добычей» для асоциальных группировок, другие замыкаются в узком круге своих привычных «друзей» — телевизора, компьютера, видео.
4) Материальное положение многих семей не позволяет им обеспечить отдых своих детей в детских лагерях.
5) Да и существующие лагеря, их количество, материально-техническое оснащение, укомплектованность хорошо обученным персоналом, способным работать с современными детьми, далеки от совершенства. Не отсюда ли нежелание ехать в какой-либо лагерь на лето?
Каждому лагерю ежесменно нужно доказывать свою состоятельность вести работу с детьми и подростками на их пользу и развитие. Ведь главное лицо в лагере — это ребёнок. Это ради него и для него создаётся лагерь и подбирается персонал из талантливых и компетентных профессионалов, любящих и понимающих детей и их проблемы, готовых всегда защитить и поддержать ребёнка, обеспечить его право на полноценный содержательный отдых.
Цель и результат деятельности лагеря
Главной целью лагеря становится обеспечение адекватных педагогических условий для развития личности подростка, для его самореализации, самосовершенствования, взросления (социализации). Лагерь – это арена проявления ума и таланта каждого его жителя.
За период лагерной смены лагерь должен стать любимым местом, в которое хочется и хочется возвращаться.
От всего педагогического коллектива и от каждого в отдельности сотрудника лагеря – это и зависит.