Уважительное отношение к окружающей среде. Материалы мы берём, Поиграем – уберём. Если коврик на пути – Коврик надо обойти.
Ноябрь 2016 года
Дорогие друзья! Мы очень рады, что мы вместе и благодарим каждого из вас за то, что доверяете нам самое ценное, – своих детей. Мы понимаем, как это ответственно – помогать малышам делать первые шаги! Мы вас очень любим, ценим и каждый день ждем в нашей уютной студии.
На круге»: пальчиковые игры, песенки и стишки
«Бараны»
Так бодались два барана
На мосточке утром рано.
Уступать не захотели –
Вместе в речку улетели!
«Капустка»
- Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст!?
- Как же мне без хруста,
Если я капуста!?
Мы капусту рубимa-рубим,
Мы морковку трём-трём!
Мы капусту солим-солим
Мы капусту жмём-жмём!..
И кушаем потом!...
«Большие ноги и маленькие ножки»
Большие ноги шли по дороге –
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
«Нос-рот-голова»
Нос, рот, голова,
Уши, щеки, лоб, глаза,
Плечи, плечи, шея, грудь –
Не забыть бы что-нибудь!
Ручки хлоп-хлоп-хлоп!
Ножки топ-топ-топ!
Раз – туда, два – сюда.
Это – нет, а это – да.
«Ножки»
- Ножки-ножки, вы шагали?
- Мы шагали, мы шагали!
- Ножки-ножки, вы бежали?
- Мы бежали, мы бежали!
- Ножки-ножки, вы стучали?
- Мы стучали, мы стучали!
- Ножки-ножки, танцевали?
- Танцевали, танцевали!
- Ножки-ножки, вы устали?
- Мы устали, мы устали!..
Отдыхали, отдыхали и опять
Все с начала начинали!!
«Гвоздь и молоток»
Гвоздь и молоток:
Построили мосток!
Мы по мостику пойдем
И друзей себе найдем!
КАКИЕ ПРАВИЛА ЕСТЬ
В МОНТЕССОРИ-ГРУППАХ?
Система Монтессори известна как свободная методика воспитания. Многие родители недоумевают и даже категорически не согласны с тем, что детям можно давать абсолютную свободу. Но их волнения напрасны, правила в Монтессори-педагогике есть. Их не так много, но они должны соблюдаться обязательно, причём как детьми, так родителями и педагогами.
1. Уважительное отношение к другим людям.
Все мы очень твёрдо знаем:
Мы друзей не обижаем!
Самое важное правило в Монтессори-группе: можно общаться с кем хочется и как хочется, но нельзя обижать других людей.
Если вы видите, что ребёнок обижает товарища, подойдите к обидчику, присядьте, посмотрите в глаза и скажите твёрдо и решительно: «Так делать нельзя. Мы не кусаемся (толкаемся, дерёмся, не отбираем вещи и т. п.). Не стоит объяснять ребёнку, почему этого делать нельзя, или читать нравоучения. Если ребёнок продолжает, вы можете отвести его в другую часть комнаты и посадить на кресло, чтобы он «отдохнул и понаблюдал за работой других детей».
Позднее на кругу можно обсудить и разыграть сложившуюся между детьми ситуацию. Однако представить её следует как абстрактную, а не касающуюся конкретных детей.
2. Уважительное отношение к чужой работе.
Мы друг другу не мешаем,
Если просят – помогаем.
Другое правило, также касающееся общения, состоит в том, чтобы не мешать друг другу.
Существует мнение, что дети в Монтессори-группах занимаются больше в индивидуальном порядке, однако это не так. Дети часто объединяются в пары или небольшие группы, чтобы заниматься с материалами, общаются, помогают друг другу. За счёт того, что в группе занимаются дети разных возрастов, старшие очень любят помогать младшим. Однако младшие дети не всегда хотят, чтобы им помогали.
Научите ребёнка всегда спрашивать разрешения помочь: «Тебе нужна помощь? Хочешь поработать вместе?».
Это важное правило не только для детей, но и для взрослых. Точно так же родителю, заметившему трудность ребёнка с чем-либо, всегда стоит спросить, требуется ли его помощь.
Также постоянно показывайте пример взаимопомощи, предлагайте ребёнку помочь товарищу: «Спроси у Саши, не нужна ли ему твоя помощь?».
Уважительное отношение к окружающей среде. Материалы мы берём, Поиграем – уберём. Если коврик на пути – Коврик надо обойти.
Третье правило касается отношения ребёнка к окружающей среде. Часто это правило сводится только к уборке материалов на место. Однако уборка – только небольшая его часть.
Необходимо рассказывать детям про то, что в каждый предмет вложен труд людей; предметы не ломают, не кидают, используют по назначению и кладут на место после использования. Если ребёнок небрежно обращается с материалами, стоит показать ему, как именно стоит действовать («Смотри, как мы переносим стул. Мы опускаем его аккуратно, тихо»). Если ребёнок продолжает обращаться с вещью небрежно, стоит сделать предупреждение, а после забрать вещь на некоторое время.
Если же ребёнок не убирает материал на место, лучший способ действия – положительный пример. Иногда дети просто забывают отнести вещь на место, тогда взрослый может подсказать ребёнку: «Ты забыл убрать материал на место. Тебе нужна помощь? Помнишь, где он лежал?».
Если же ребёнок отказывается убирать материал, стоит проявить спокойствие и уверенность в том, что в следующий раз все получится: «Давай я уберу материал в этот раз. Он лежал вот тут. Запомни, и в следующий раз ты можешь убрать его сам». Никогда не заставляйте ребёнка убирать материал угрозами и тем более силой. Помните, что привычки лучше всего закрепляются с помощью положительного примера.