Требования к профессиональной подготовленности выпускника
Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации музеевед.
Выпускник должен отвечать следующим требованиям:
- быть знакомым с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в своей профессиональной деятельности;
- владеть навыками научной организации труда, современными каналами и средствами научной информации, новыми информационными технологиями, использование которых возможно в его профессиональной деятельности, владеет комьютером, оргтехникой, современными аудиовизуальными и мультимедийными средствами обучения;
- быть способным к прогностической, проектной и экспертной деятельности в профессиональной сфере, знать принципы системного анализа, уметь осуществлять теоретическое моделирование социально-культурных процессов и явлений, выявлять их качественные и количественные характеристики, определять тенденции развития;
- знать современные педагогические концепции, методики и передовой опыт социокультурного образования, способен осуществлять педагогическую деятельность, имеет необходимы навыки для музейных и смежных исторических и культурологических дисциплин;
- знать формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира, закономерности их функционирования и развития, основные концепции культурно-исторических эпох и типов мировой культуры;
- владеть навыками историографического и библиографического анализа, умеет решать исследовательские задачи, опираясь на принципы цивилизационного, культурологического и формационного подходов к анализу исторических процессов;
- знать основные типы, виды и разновидности памятников, характерных для различных социокультурных ситуаций прошлых эпох и умеет их выявлять и атрибутировать;
- знать современные принципы научного описания памятников, их учета и хранения;
- владеть современными методами междисциплинарных исследований и уметь применять их в выявлении, атрибуции, научном описании, учете, организации оптимального режима хранения и функционирования памятников;
- владеть современными методами научно-исследовательской работы в музее со всеми типами, родами и видами исторических источников;
- знать нормативно-правовые основы охраны и использования культурного и исторического наследия;
- иметь представление о современных методах обеспечения сохранности памятников прошлых эпох;
- знать основные профильные группы музеев и состав их коллекций;
- владеть основами музейного менеджмента и маркетинга.
После освоения дисциплин специализации специалист должен владеть более узкими направлениями музейной деятельности, специфическими видами работы с различными типами памятников. В основе отраслевой специализации лежит конкретный профиль музея (исторический, литературный, художественный и пр.). В основе функциональной специализации лежит вид деятельности (хранитель фондов, организатор и проектировщик экспозиции и выставки, музейный педагог, экскурсовод, инспектор по охране памятников, дизайнер и пр.). Конкретные требования по подготовке специалиста по специализации определяются высшим учебным заведением с учетом требований практики и соответствующего им содержания дисциплин специализации.
* При реализации данной дисциплины объем часов не может быть меньше указанного в ГОС.
Составители:
Учебно-методическое объединение по образованию в области историко-архивоведения
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Учебно-методического совета по специальности 052800 - Музейное дело и охрана памятников 10 июня 2002 г., протокол № 4.
Председатель Совета УМО _____________________________________Ю.Н.Афанасьев
Заместитель председателя Совета_________________________________________В.В.Минаев
Согласовано:
Руководитель Департамента
образовательных программ и
стандартов профессионального
образования _______________________________________В.И.Кружалин
Начальник отдела гуманитарного,
экономического и юридического
образования ________________________________________В.Е.Иноземцева
Сотрудник, курирующий
данное направление _______________________________________________ М.Л.Чураева
[1] При условии выполнения требований государственного стандарта к содержанию и уровню профессиональной подготовки для получения дополнительной квалификации «Преподаватель» (см. Приказ Минобразования РФ от 03.08.2000 № 2400) выпускник имеет право преподавания.