Развитие общительности в тренинговой группе

Приведенные упражнения взяты из сборника «Игры — обуче-ние, тренинг, досуг» (под ред. В.В.Петрусинского). Эти упраж-нения могут составить целостную программу тренинга общения, а также использоваться в работе как с младшими школьниками, так и со взрослыми.

ЗНАКОМСТВО

Садимся в круг. Предлагаем вам задуматься о том, что в вас, в вашем характере является самым важным, самым существенным. А теперь попробуйте найти этому краткую форму выражения, можно в стихотворной форме. Например: «Лед и пламень», «То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя», «Тиха, печальна, молчалива...» и т.д. Пожалуйста. Подумали? Хорошо. Сейчас по кругу, по очереди, начиная с участника, сидящего справа от ве-дущего, начинайте представляться группе. Сначала назовите свое имя, а затем скажите несколько слов о себе, о своей сути. Лучше, если это будет сказано одной фразой, можно в стихах или с ис-пользованием метафоры. То, что вы только что придумали. Про-сим вас. Спасибо. Мы сделали один шаг навстречу друг другу. Обсудите, чьи представления произвели наиболыпее впечатле-ние. Ведущий, руководите. Спасибо, игра закончена.

МЕТАФОРА

Каждому интересно знать, какое он производит впечатление на окружающих, какие вызывает ассоциавдш, что воспринимается как

существенное, а что вовсе не замечается? Предлагаем всем поуча-ствовать в творческом процессе, в совместном создании художест-венного образа своего коллеги. Для этого сначала предлагаем же-лающему бытъ предметом творчества, выйти в середину круга. По-жалуйста. Сейчас задание участникам: какой образ рождается у вас при взгляде на нашего героя? Какую картину можно было бы до-рисовать к этому образу? Какие люди могут его окружать? Какой интерьер или пейзаж составляет фон картины? Какие времена все это напоминает? Например, образ нашего добровольца может вас натолкнугь на мысль о русалке, плавающей в водной стихии и окруженной морскими существами, а может бьггь, вам придет в голову одинокий странник, идущий по пустыне неизвестно куда... Итак, пожалуйста, поделитесь своими творческими идеями по этому поводу. Спасибо. Есть ли еще желающие увидеть себя со стороны? Ведущий, руководите. Пожалуйста. Давайте обменяемся впечатле-ниями. Ведущий, руководите. Спасибо, на этом игра закончена.

СИМВОЛИКА

Внимание! Каждый из вас на время сегодняшней встречи дол-жен обзавестись своей собственной личной символикой. Каждо-му из вас предстоит сейчас придумать, изобрести себе три сим-волических атрибута: во-первых, псевдоним, во-вторых, имен-ной отличительный знак и, в-третьих, девиз. Именной отличи-тельный знак должен быть нарисован на листке. Он должен быть достаточно прост и символичен. Девиз должен быть кратким и образным. Итак, псевдоним, отличительный знак и девиз. На-пример, псевдоним — «Дядя Вася», отличительный знак — лопа-та, девиз — «Рою глубоко». Если задание понятно, можно при-ступать к работе. Повторяю, сейчас каждый изобретает себе псев-доним, личный отличительный знак и девиз. Пожалуйста. Хоро-шо. Теперь можно обменяться своими рисунками, обсудить их и попытаться дать каждому из собравшихся его личную характери-стику. Кроме того, вам предстоит оценить, насколько удачны были выбраны символические атрибуты каждым из участников группы. По пятибалльной системе проставьте оценку каждому участнику по совокупности выбранного им псевдонима, имен-ного знака и девиза. Итак, пускаем свои листочки по кругу, все по очереди выставляем на них оценки. Пожалуйста. Прекрасно. А сейчас нам осталось подсчитать суммарный балл и уетановить, кто из нас смог лучше выразить себя в такой символической форме. Пожалуйста. Спасибо. Нашсимволическийтестзакончен.

ЗА ЧТО МЫ ЛЮБИМ

Вступая во взаимодействие с окружающими, мы обычно об-наруживаем, что они нравятся нам или не нравятся. Как прави-ло, эту оценку мы связываем с внутренними качествами людей. Давайте попробуем определить, какие качества в людях мы це-ним, принимаем. Задание будем выполнять письменно. Возьми-те лист бумаги, выберите в группе человека, который по многим своим шроявлениям импонирует вам. Укажите пять качеств, ко-торые особенно нравятся вам в этом человеке. Итак, не указы-вая самого человека, укажите пять качеств, которые вам особен-но в нем нравятся. Начали! Ваше время вышло. Теперь, пожа-луйста, по очереди прочитайте вашу характеристику, а мы все попробуем определить человека, к которому она относится. По-жалуйста, кто начинает? Можем начать слева направо. Пожа-луйста, начали! Ну, сейчас можно подвести итог. Ведущий, пожалуйста, определите, кого из присутствующих мы узнали быст-рее всего, следовательно, кто оказался в числе самых популяр-ных личностей. Ведущий, вам слово. Спасибо, на этом игра за-кончена.

ФРАЗА ПО КРУГУ

Выберем какую-нибудь простую фразу, например: «В саду па-дали яблоки». Теперь, начиная с первого игрока справа от экра-на, начіинаем произносить эту фразу все по очереди. Каждый участник игры должен произнести фразу с новой интонацией (вопросительной, восклицательной, удивительной, безразличной и т.д.). Если участник не может придумать ничего нового, то он выбывает из игры, и так продолжается, пока не останется не-сколько (3—4) победителей. Итак, по удару гонга, все участники игры, начиная с того, кто сидит справа от экрана, произносят одну и ту же простую фразу, но с разной интонацией. Повторять интонащии нельзя. Тот, кто не может придумать новую интона-цию, выбывает из игры. Игра может продолжаться до тех пор, пока не останется 3—4 победителя. Может быть, она закончится и раньше, если никто из участников не сможет придумать ниче-го нового. Внимание, начали! Спасибо, поздравляем победителей.

ВСЕОБЩЕЕ ВНИМАНИЕ

Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям и местным катастрофам, постарай-

тесь привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняет-ся тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники Ифы. Определите, кому это удалось и за счет каких средств. Итак, все участники игры пытаются обратить на себя внимание как можно большего числа играющих. Начали! Подсчитываем, в заключение, кто привлек внимание большего числа участников игры.

ЦВЕТА ЭМОЦИЙ

Выбираем водящего. Водящий по удару гонга закрывает гла-за, а остальные участники задумывают тихонько между собой какой-нибудь цвет, для начала лучше один из основных: крас-ный, зеленый, синий, желтый. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением, главным образом, эмоциональным состоянием, пытаются изобразить этот цвет, не называя его, а водящий должен отгадать, что это за цвет. Если он отгадал, то выбирается другой водящий, если нет, то остается тот же самый. Итак по команде один игрок закрывает глаза, а все остальные молча загадывают цвет. Затем игрок открывает глаза, а все ос-тальные изображают задуманный цвет своим поведением. Водя-щий должен его отгадать. Все понятно? Внимание! Спасибо, иг-ра закончена.

ЗЕРКАЛО

Сейчас мы предлагаем выполнить несколько несложных зада-ний, точнее — сымитировать их выполнение. Внимательно про-слушайте задания. Их всего четыре. Задания следующие:

1) пришиваем пуговицу;

2) собираемся в дорогу;

3) печем пирог;

4) выступаем в цирке.

Особенность этих заданий в том, что каждое из них вы будете выполнять попарно, причем напарники встанут друг против дру-га, и один из них станет на время зеркалом, т.е. будет копиро-вать все движения своего партнера. Затем партнеры меняются ролями. Но сначала давайте разобьемся на пары. Пожалуйста. Пары готовы, приступаем к заданиям. Итак, все пары по очере-ди выполняют задания по своему выбору. Один из них — испол-нитель, а другой — его зеркальное отражение, подражающее всем движениям исполнителя. Остальные участники группы — зрите-ли, они наблюдают за игрой пары и выставляют партнеру, игра-

ющему роль зеркала, оценку за артистизм. Затем партнеры в па-ре меняются ролями. Пары по очереди меняются, таким образом перед группой выступают все ее участники. Каждый выступает в двух ролях: в роли исполнителя и в роли зеркала. Группа оцени-вает актеров, играющих роль зеркала, по пятибалльной системе. Затем оценки всех участников будут суммироваться и каждый сможет узнать об успешности своей работы в роли зеркала. Итак, начинаем представление. Пожалуйста. Спасибо. Подведем ито-ги. Каждый участник вычисляет для себя суммарную групповую оценку, полученную им в роли зеркала. Итак, подводим итоги. Спасибо. Наш зеркальный тест завершен.

РАССМЕШИТЬ ПАРТНЕРА

Выберем первую пару игроков. Один из выбранных игроков должен во что бы то ни стало, любыми средствами рассмешить своего партнера. Если ему удастся это сделать, то его коллега становится смешащим и выбирает себе нового партнера из ос-тальных игроков. Если рассмешить не удается никакими сила-ми, то приходится выбирать нового партнера. Итак, по удару гонга один игрок пытается рассмешить другого. Остальные уча-стники переживают происходящее, глядя со стороны. Если за-мысел удался, то смешащий удаляется, а тот, кого рассмешили, выбирает себе нового партнера для того, чтобы его рассмешить. Если рассмешить не удалось, то на место игрока, которого не удалось рассмешить, выбирают нового игрока и так далее. Вни-мание! Начали! Спасибо, игра закончена. Ведущий! Определите самого насмешливого и самого смешливого игрока.

ВОПРОСЫ ПЕСНЕЙ

Следующая игра. Предлагаю разделиться на две команды. Сей-час команда справа от ведущего, посовещавшись, должна хором спеть отрывок из любой известной песни, в котором заключен какой-либо вопрос (например: «Я спросил у осени: Где моя лю-бимая?») Вторая команда должна за одну минуту вспомнить и пропеть хором отрывок из любой друтой известной песни, в ко-тором заключен ответ на заданный вопрос (например, в данном случае можно ответить: «Где-то на белом свете, там где всегда мороз...»). Если первая команда принимает ответ, то вторая ко-манда в свою очередь задает свой вопрос, заключенный в отрыв-ке какой-нибудь песни. Если ответ не принимается, то команде дается дополнительно еще 30 секунд на поиски корректного от-

вета. Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не иссякнет, т.е. не может придумать песенного ответа или песен-ного вопроса. Итак, сейчас команда справа от ведущего приду-мает и споет хором свой вопрос — отрывок из любой песни, после чего вторая команда должна будет придумать и спеть свой песенный ответ. Затем вторая команда в свою очередь задаст свой вопрос и так далее до победы одной из команд. На раз-мышление дается несколько секунд. Начали! Спасибо, игра окон-чена. Поздравляем победителей этой игры!

ПРОСЬБА

Как много зависит от того, как попросить человека о каком-то одолжении, каким тоном, в какой обстановке, с каким на-строением вы изложите свою просьбу. От этого, по существу, зависит — «быть или не быть». А между тем существует совсем небольшое количество приемов, которые могут значительно по-высить вероятность выполнения вашей просьбы. Ну, давайте попробуем. Выберите себе партнера и пока в порядке шутки по-просите его о некотором одолжении. Попросите у него на время, например, очки, авторучку. Можно что-то более существенное, можно попросить о каком-то одолжении с его стороны, но все зависит от той формы, в которой вы изложите свою просьбу. Собеседники всегда ценят тактичность, дипломатичность, а так-же оригинальность и находчивость. Трудно отказать в просьбе, если она исходит от друга, а ведь можно создать дружеское рас-положение к себе и совсем незнакомого человека. Если ваша просьба будет начинаться с комплимента, упоминания заслуг то-го, к кому вы обращаетесь, его авторитета и знаменитости, ваши шансы повышаются, а сам факт обращения к нему создает еще большую значимость, повышает авторитет и является большой честью для всех, кто к нему обращается. Это, конечно, размяг-чит жесткое сердце противника. Известно, что когда к мужчине обращается с просьбой женщина, можно ожидать болыпего ус-пеха. Если за просьбой тут же следует, еще до получения ответа, косвенная признательность, благодарность за предстоящую ус-лугу, уже трудно отказать. Итак, давайте попробуем. Выберите себе партнера, подойдите к нему, присядьте рядом и попробуй-те, может быть начиная издалека, попросить у него что-нибудь. Пожалуйста, начали. Так, спасибо, спасибо. Теперь просьба каж-дому подойти к ведущему со своими трофеями. Разумеется, их придется вернуть, но первенство все равно сохранится за тем,

кто набрал больше всего трофеев. Пожалуйста! Благодарим всех за участие, а особенно победителей.

НАХАЛ

Ну бывает же так: вы стоите в очереди и вдруг перед вами кто-то «влезает!» Ситуация очень жизненная, а ведь частенько и слов не находится, чтобы выразить свое возмущение и негодование. Да и не всяким словом легко отбить охоту на будущее такому нахалу. А тем не менее, как же быть? Ведь не мириться же с тем, что такие случаи должны быть неизбежны. Давайте попробуем разобрать та-кую ситуацию. Пожалуйста, разбейтесь на пары. Нахал заходит справа. Пожалуйста, отреагируйте экспромтом, да так, чтобы было не повадно. Пожалуйста, начали! Спасибо. Теперь, давайте поме-няемся ролями. Теперь нахал будет заходить слева, правые игроки каждой пары должны отреагировать. Начали. Спасибо. Ну а те-перь давайте устроим конкурс на лучший ответ в данной ситуации. Пожалуйста, ведущий, организуйте это соревнование и оцените самого находчивого игрока этого соревнования. Ведущий, пожа-луйста! Спасибо. На этом игра закончена.

К более сложным вариантам игр-тренингов можно отнести игры, направленные на развитие общительности во время дело-вых контактов. В качестве примера приведем «Язык без слов» и « Расследование»

ЯЗЫК БЕЗ СЛОВ Подготовительная часть

При деловом общении основная часть коммуникации осуще-ствляется за счет невербальных средств — жестов, мимики, тело-движений. Научиться читать эти невербальные сигналы полезно каждому человеку. Предлагаем вам к следующему занятию под-готовиться читать следующие сигналы этой азбуки. Возможно, придется воспользоваться специальной литературой, но многое можно подметить при повседневном общении или смоделиро-вать логически и экспериментально. Например, известно, что, если ребенок говорит неправду, он после этого неосознанно при-крывает руками рот. На протяжении всей жизни человек непро-извольно продолжает использовать этот жест, меняется только скорость совершения жеста и его форма становится более завуа-лированной — иногда рот частично прикрывается одним паль-

цем, иногда рука прикасается к носу, к уху, шее... Давайте под-готовимся к тому, чтобы подмечать несоответствие между жеста-ми, микросигналами организма и сказанными словами. Подго-товьтесь сделать некоторые заметки.

Ознакомимся с некоторыми известными наблюдениями. На-пример, замечено, что раскрытые ладони собеседника ассоции-руются с честностью, но когда обманщик раскрывает вам свои объятия и с улыбкой говорит ложь, микросигналы его организма все равно выдают его потайные мысли. Проведите до следующе-го занятия дома или со своими друзьями несколько эксперимен-тов — попросите ваших коллег сказать вам всего две фразы, одна из которых будет правдой, другая заведомой ложью. Ваша задача состоит в том, чтобы находить отличия в мимике и жестах ваше-го напарника при произнесении им каждой фразы. Что сигнали-зирует об обмане? Это может быть искривление лицевых мышц, расширение или сужение зрачков, испарина на лбу, поднятая бровь, бегающий взгляд, искривление уголков рта, румянец на щеках, учащенное моргание, нервозные движения и другие мел-кие жесты, которые вы интуитивно можете заметить.

На что следует обратить внимание, чтобы воспринять адек-ватность либо наоборот — несоответствие вербальных и невер-бальных сигналов? Как правило, более правдивое сообщение мож-но ожидать, когда собеседник не боится близкой с вами дистан-ции. Правдивый человек не стесняется показывать открытые ла-дони, в то время как обманщик старается их прятать. Настрой собеседника можно понять уже с момента представления и руко-пожатия. Собеседник, чувствующий себя равноправно, как прави-ло, держит ладонь при рукопожатии вертикально, настроенный навязать мнение — ладонью вниз, готовый поддержать инициа-тиву — ладонью вверх. При этом расположенный к откровению собеседник постарается сделать шаг навстречу и сократить дис-танцию с собеседником.

Аналогичная неосознанная реакция свойственна и слушате-лю. У слушателя поза будет прежде всего передавать отношение к услышанному. Как правило, сцепленные пальцы рук в подня-том положении, когда локти лежат на столе, сигнализируют о крайне негативном отношении к собеседнику. Сцепленные ру-ки, лежащие на столе или опущенные вниз — соответственно говорят о менее негативном отношении. Шпилеобразное поло-жение пальцев рук говорит об уверенности слушателей. Уверен-ные в себе слушатели также складывают руки в замок за спиной, а слишком самоуверенные даже ставят руки на бедра. О своем

14 Е. И. Рогов, кіі. 2 417

превосходстве перед собеседником говорят отставленные нару-жу большие пальцы рук, когда кисти спрятаны в карманы.

Сомнение часто выражается в таких жестах, как защита рта рукой, прикосновение к носу, потирание века, почесывание и потирание уха, почесывание шеи, потягивание воротничка. Ес-ли слушатель подпирает ладонью щеку и подбородок, причем голова держится на руке — это выражает скуку, отсутствие инте-реса к собеседнику. Указательный палец на щеке, когда голова не держится на кисти, говорит о заинтересованности оцениваю-щего человека. Поглаживание подбородка обычно связано с му-ками принятия решения.

Поза слушателя, держащего скрещенными руки, говорит о по-пытке защититься от неблагоприятной информации. Скрещен-ные руки со сжатыми в кулак пальцами говорят о враждебности. Поднятые болыпие пальцы рук говорят об уверенности и само-обладании. Когда человек сам себя держит за руки впереди, это говорит о некотором стеснении. Нервозность маскируется, ког-да собеседник держит в руках карандаш, прикасается к сумочке, браслету, часам или какому-нибудь предмету.

Защитный барьер при негативном или оборонном отношении к собеседнику выражается перекрещиванием ног. Но уверенный в себе человек может закинуть ногу на ногу с образованием угла и чувствовать себя вполне вольготно. Как правило, собеседники зажаты, если стоят друг против друга с перекрещенными ногами и сложенными на груди руками. Однако, если они обращаются друг к другу с открытыми ладонями, расставив ноги на ширине плеч — то это открытая поза для откровенного разговора.

Существуют и другие жесты и движения, выражающие отноше-ние говорящего к собеседнику. Например, манера сидеть «верхом на стуле» с широко расставленными ногами свойственна для чело-века, который пытается управлять людьми и господствовать над ними. Неодобрение иногда выражается в собирании несуществу-ющих ворсинок на одежде. Негативное отношение выражается в непроизвольных покачиваниях головы слева направо. Опустив не-много голову вниз и глядя из-под бровей, человек демонстрирует неодобрительное отношение к сказанному. Наоборот, наклонен-ная в сторону голова говорит о заинтересованности собеседника. Человек, заложивший руки за голову и еще сидящий, закинув ногу за ногу, демонстрирует полный контроль ситуации.

Готовность к действию у стоящего человека может выражать-ся в постановке рук на бедра, а у сидящего человека — в свобод-ном размещении рук на коленях. Человек, готовый закончить

встречу или разговор, ставит руки на колени и наклоняет туло-вище вперед, как бы желая этим сказать, что он собирается встать, закончить встречу.

Много значит взгляд. При деловом взгляде глаза скользят между глазами собеседника. Социальный взгляд охватывает глаза, нос, рот. Взгляд с интимным интересом опускается до груди. Обычно при сердито-мрачном настроении зрачки сокращаются.

Копирование движений и поз собеседника говорит о желании найти общность интересов и согласия с партнером по разговору.

В человеческой практике существует много и других непроиз-вольных движений, выражающих неосознанную реакцию на про-исходящие события. Попробуйте в качестве домашнего задания понаблюдать за собеседником, отметить разные позы, чтобы на следующем занятии попытаться отличить правдивое утвержде-ние от ложного. Постарайтесь изучить специальную литературу.

Итак, мы ждем вас на следующей встрече!

Игровая часть

Дорогие друзья, мы собрались, чтобы провести необычную встречу — общение без слов. Давайте разделимся на три коман-ды. В первую команду войдут те, кто не имел возможности озна-комиться со специальной литературой об изучении жестов и те-лодвижений. Они будут — испытуемыми. Кто желает участво-вать в первой команде — просим вас выйти вперед. Пожалуйста.

Внимание! Каждый из представителей команды должен при-думать два утверждения, одно из которых является правдой, дру-гое — ложью. Например: «У меня на следующей неделе — день рождения», «Я получил очень выгодное предложение на новую работу» и т.д. Сформулируйте эти утверждения про себя.

А пока давайте наберем вторую команду, в которой будут те, кто попытается определить, правдивы или ложны утверждения партнеров. Просим выйти тех, кто составит вторую команду экс-пертов и будет пытаться распознать ложные или правдивые ут-верждения. Просим вас!

Внимание! Оставшиеся игроки составят третью команду, ко-торая будет представлять жюри и постарается оценить деятель-ность первой и второй команд. Первая и вторая команда, займите места в противоположных местах комнаты. Жюри, займите мес-то посередине. Просим вас.

Сейчас предлагаем такую процедуру. Представитель первой команды выходит и здоровается с кем-то из представителей вто-

рой команды, вызывая его на разговор. Можно говорить стоя, а можно расположиться на заранее подготовленных местах. В раз-говоре игрок сообщает свое первое утверждение, затем развора-чивается и уходит на свою исходную позицию. Затем он повто-ряет свой выход, здороваясь с представителем второй команды, и сообщает ему второе утверждение. В качестве собеседника он может выбрать того же самого игрока или любого другого по своему усмотрению. Жюри внимательно смотрит и анализирует поведение собеседников. Игроки могут выбрать себе необходи-мый реквизит, подготовить места для размещения и создания необходимой ситуации. По окончании диалога жюри сообщает результат деятельности испытуемых и экспертов с полным ана-лизом жестов.

Итак, представитель первой команды выходит, завязывается диалог с представителями второй команды, после чего эксперты определяют правдивые и ложные утверждения, а жюри произво-дит анализ и оценку. Так повторяется несколько раз. Жюри, ру-ководите работой! Приступаем к игре! Просим вас. Мы можем завершить нашу встречу заключительными высказываниями всех присутствующих — что удалось и что оказалось сложным для чтения мыслей людей по их жестам, поступкам, телодвижениям. Все желающие, можете взять слово! Жюри, держите инициативу в своих руках! Просим вас!

На этом наша встреча закончена. Всем спасибо за участие!

РАССЛЕДОВАНИЕПодготовительная часть

Дорогие друзья, сегодня нам предстоит переквалифицироваться в импровизированных детективов. Кого не покоряет необыкно-венное искусство Шерлока Холмса неожиданно распутывать, ка-залось бы, самые безнадежные дела? Давайте-ка попробуем вы-ступить в этом жанре и мы с вами. Но для этого нужно сначала создать запутанное дело. Предлагаем такой вариант: разделимся на две равноценные команды, каждая из которых выступит и в роли организаторов запутанного дела, и в роли детективов по распутыванию дела противоположной команды. Действуйте.

Теперь — задача команд: создать свое запутанное дело, в котором, по возможности, участвовали бы все члены коман-ды. Сделать это нужно, естественно, в тайне от команды со-перника, поэтому подготовку дела лучше всего вести в поряд-ке домашнего задания и в течение длительного времени, втя-

нув в это дело как можно больше участников, свидетелей и всех пострадавших.

Какого характера может быть дело? Любое. Конечно, шу-точное, но по возможности необычное. Например, по како-му-то сигналу, которым может быть, допустим, смена галсту-ка одним из членов команды, один игрок передает другому конверт с заданием. О задании может знать только автор и тот, кому оно предназначено. В задании может содержаться, например, инструкция одному из игроков передать свою кни-гу другому игроку через посредников, каждый из которых мо-жет иметь самую противоречивую информацию, от кого кни-га и кому она предназначена. Конечная цель: дознаться, у кого находится искомая книга.

Но учтите, при расследовании на любые вопросы, задаваемые командой соперников, можно отвечать только правдой, поэто-му, действительно, не все игроки должны располагать полной информацией. Учтите, при расследовании придется ответить на вопрос о дате и времени выполнения отдельных заданий. Поэто-му все, кто выполняет эти задания, должны фиксировать дату и время выполнения заданий.

Итак, сейчас команды должны договориться о времени и встре-че, во время которой в условиях полной конфиденциальности будет затеяно сложное, запутанное дело, подлежащее потом рас-следованию. Итак, каждая команда договаривается о месте и времени встречи для создания своего запутанного дела, и време-ни, когда все собираются на расследование. На расследование нужно прийти с заявлением, в котором должна быть сформули-рована цель расследования. Например, распутать всю цепочку, по которой задуманная вещь прошла от идеи до конечного пункта.

Учтите, что никто из команды не должен располагать всей информацией, потому что на все вопросы нужно отвечать толь-ко правду, а если будет задан прямой вопрос: «Кто располагает всей информацией?», — придется на него отвечать правдой и тогда дело будет сразу раскрыто.

Если все задание ясно, давайте приступим к заданию и запу-тыванию вашего дела. Удачи вам. До нашей следующей встречи.

Игровая часть

Добрый день, уважаемые детективы — последователи Шерло-ка Холмса. Сегодня вам предстоит посоревноваться в проница-

тельности, догадливости, смекалке — тех качествах, которые не-обходимы любому детективу.

Итак, ведущий, посадите, пожалуйста, одну команду детекти-вов в одну сторону, другую команду — в противоположную. По-жалуйста. Каждая команда должна сделать сейчас заявление на расследование своего дела. Ведущий, определите, с какой ко-манды мы начнем.

Представитель команды выходит вперед и делает официаль-ное заявление для расследования. Итак, заявление первой ко-манды. Просим вас.

Итак, начинаем расследование. Условия расследования сле-дующие: нужно задать минимальное количество вопросов команде соперников, чтобы ответить на заявленные вопросы. Команда детективов задает вопросы, команда истцов дает исключительно правдивые ответы. Ведущий, он же судья, считает количество задаваемых вопросов. Начали расследование.

Итак, расследование закончено. Ведущий, сообщите количе-ство вопросов, которые были заданы. Пожалуйста.

Продолжаем нашу детективную встречу. Теперь с заявлением выступает вторая команда. Пожалуйста, представители второй команды, слушаем вас. Теперь команда соперника задает вопро-сы. Ведущий считает их. Начали расследование, пожалуйста.

Если цель расследования достигнута, ведущий, пожалуйста, сообщите количество вопросов, которое было задано этой ко-мандой. Слушаем вас.

Сейчас, прежде чем окончательно оценить результат соревно-ваний детективов, давайте проведем небольшой конкурс, кон-курс на лучший вопрос. Пусть каждая команда выставит свои кандидатуры на звание лучших детективов. Ведущий, запишите, пожалуйста, предлагаемые кандидатуры. Пожалуйста. Теперь ме-тодом «всенародного» голосования давайте определим лучшего детектива сегодняшнего соревнования. Ведущий, руководите, по-жалуйста.

Итак, можно подвести итоги сегодняшнего соревнования. Ве-дущий, пожалуйста, Ваше выступление с поздравлением коман-ды-победительницы и лучшего детектива сезона. Пожалуйста, вам слово.

На этом наша встреча закончена. Благодарим всех за участие.

Наши рекомендации