Наблюдения за самостоятельной игровой деятельностью детей
Старшая группа
Имя ребёнка | Возникающие проблемы | Помощь в преодолении |
Соня М. Аня П. | Быстро исчерпали сюжет в игре с макетом "Ферма" | Предложить для игры фигурки людей, транспорт, хищников. |
Егор П. | Не подчиняется правилам других детей в игре "Строим город". | Предложить себя в качестве партнёра, играть по установленным им правилам, попробовать включить в игру другого ребёнка, продолжить наблюдение. |
Настя А. Вика П. Соня З. Настя М. | Однообразный сюжет в игре "Парикмахерская" | Расширить сюжет за счёт внесения в игру новых атрибутов для новых ситуаций: "Маникюрный салон", "Выезд мастера на дом", научить заплетать косы на шнурках. |
Тимофей Серёжа | Не могут вовлечься ни в одну игру, организованную другими детьми. | Предложить необычный сюжет с ящерицами и земноводными. Построить для них жилища, препятствия, убежища, включить в сюжет хищников, охотников. |
если имеет такую возможность, а если нет – обращается к специалисту или родителям.
Более подробные практические рекомендации поданному вопросу даны в «Педагогической диагностике».[5]
Подбор занятий для осуществления вариативного календарного планирования
Для того, чтобы эффективно реализовать вариативное календарное планирование, общие принципы осуществления которого описаны выше, необходимо иметь значительный фонд описаний занятий[6], единообразно оформленных и соответствующим образом классифицированным.
Классификация описаний занятий играет особую роль, так как позволит оперативно осуществить выбор актуального на данный момент занятия.
Основания классификации занятий могут быть следующими:
– типология культурных практик Коротковой Н.А.;
– содержание образовательной деятельности;
Сказанное выше распространяется на все культурные практики, за исключением чтения художественной литературы (подбор текстов не связан с результатами диагностики), сюжетной игры (будет рассмотрена ниже особо). В данном контексте рассмотрим продуктивную и познавательно-исследовательскую деятельности.
Каждая из них имеет субкатегории. В продуктивной деятельности это тройная классификационная структура, и весь массив возможных занятий может разделен:
– на основании типа работы;
– на основании культурно-смыслового контекста;
– на основании типа обрабатываемого материала.
Перечислим возможные варианты каждой из категорий.
Тип работы: по образцам; с незавершенными продуктами; по графическим схемам; по словесному описанию.
Культурно-смысловой контекст ("упаковка"): изготовление предметов для игры, создание собственной художественной галереи, создание коллекций, создание макетов, создание книги и мн. др.
Способ обработки материала: рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.
В результате, для того, чтобы каждое занятие было определено в рамках классификационной системы (что позволит его в дальнейшем без труда отыскать и использовать по назначению), в его описании должно присутствовать три строки. Например, данные строки могут выглядеть следующим образом:
Тип работы: по образцу
Культурно-смысловой контекст: создание театра
Способ обработки материала: аппликация, рисование
Для познавательно-исследовательской деятельности классификационная структура едина: тип исследования (опыты, коллекционирование, "путешествие по реке времени", "путешествие по карте"). Разумеется, он также должен быть указан в описании занятия. В данном случае, строка будет одна.
Тип исследования: опыты
Содержание образовательной деятельности указывается посредством ключевых слов. Такая строка может выглядеть следующим образом:
Ключевые слова: осень, грибы
В дальнейшем, когда содержание "Детского календаря" станет более стабильным, целесообразно указывать страницы, с которыми связано содержание занятия.
Указанные строки дополняются технической информацией:
Название, возрастная категория:
Автор:
Материалы и оборудование:
Возможное продолжение занятия:
Действия взрослого описываются кратко, оставляя возможность для импровизаций непосредственным исполнителем.
Приложения
(Возможные варианты оформления блоков рабочей программы)
Приложение 1
(Распорядок дня)
«СОГЛАСОВАН» «УТВЕРЖДЕН»
«_____»____________20__ г. «____»______________20__ г.
Примерный распорядок дня
группа «_______________» (3-4 года)
(холодный период)
Время | Вид деятельности | Содержание образовательной деятельности | ||
7.00-8.00 | Прием детей | Взаимодействие с семьями детей по реализации ООП ДО. Организация детской деятельности, трудовые поручения, чтение художественной литературы | ||
8.00-8.50 | Подготовка к завтраку. Завтрак | Проведение утренней гимнастики. Гигиенические и закаливающие процедуры. Прием пищи. Обучение культурно-гигиеническим навыкам, навыкам самообслуживания во время приёма пищи. | ||
8.50-10.00 | Подготовка и совместная деятельность взрослых и детей | РАСПИСАНИЕ ПОСЕЩЕНИЯ ЗАЛОВ И КАБИНЕТОВ или РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ, а также проведение игр-занятий в группе по продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности | ||
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница |
10.00-12.00 | Самостоятельная деятельность детей/ Подготовка к прогулке/ Прогулка/ Возвращение с прогулки | Организация и координация самостоятельной деятельности детей. Обучение навыкам самообслуживания при одевании на прогулку. Прогулка: наблюдения в природе, трудовые поручения, игры, индивидуальная работа с детьми. Чтение художественной литературы | ||
12.00-12.40 | Подготовка к обеду/Обед/ Подготовка ко сну | Гигиенические процедуры. Прием пищи. Обучение культурно-гигиеническим навыкам, навыкам самообслуживания во время приёма пищи. Чтение художественной литературы. | ||
12.40-15.00 | Сон | |||
15.00-15.30 | Подъем Полдник | Постепенный подъем/ Проведение гимнастики пробуждения. Закаливающие процедуры. Гигиенические процедуры. Прием пищи. Обучение культурно-гигиеническим навыкам, навыкам самообслуживания. | ||
15.30- 16.55 | Организация игровой деятельности/ Самостоятельная деятельность детей | Сюжетные, игры с правилами, театрализованная деятельность, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, кружки, развлечения, досуги. Организация и координация самостоятельной деятельности детей. Индивидуальная работа | ||
16.55-17.15 | Ужин | Гигиенические процедуры. Прием пищи. Обучение культурно-гигиеническим навыкам, навыкам самообслуживания во время приёма пищи. | ||
17.15-18.30 | Подготовка к прогулке / Прогулка. | Организация различных видов детской деятельности | ||
18.30-19.00 | Возвращение в группу | Чтение художественной литературы. Взаимодействие с семьями детей по реализации ООП ДО. |
Приложение 2
(Возможный вариант тематического плана на год)
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА ГОД (3-4 года)
Круг событий | Методические рекомендации к Программе «Миры Детства: конструирование возможностей» | Неделя | Темы (культурно-смысловой контекст) | ||
Осень: | Сентябрь «Здравствуй детский сад» | адаптации детей к новым условиям с постепенным привлечением их к освоению культурных практик | «Впервые без мамы» | ||
Октябрь Краски и дары природы | «Первые шаги детей к самообслуживанию» | ||||
Ноябрь День Матери | «Первое знакомство детей с видами продуктивной деятельности» | ||||
Зима: | Декабрь Новый год | «Первый новогодний праздник детей в детском саду» | |||
Январь Рождество, Святки | Планирование образовательной деятельности с использование материалов «Детского календаря» | ||||
Масленица | Февраль 23 февраля | ||||
Весна: | Март 8 марта | ||||
Апрель День Смеха | |||||
Май Праздник, посвященный окончанию учебного года | Повтор и закрепление материала | ||||
Вот и стали мы на год взрослей… | |||||
Лето | Июнь Июль Август Праздники и спортивные досуги | Летне-оздоровительный период | Лето |
Приложение 3
(Возможный вариант планирования на неделю[7])
Варианты форм планирования[8]
Вариант 1
Дата/ Период проведения | Тема занятия, деятельности | Культурные практики | Содержание, культурно-смысловой контекст | Примечание (№ конспекта, карточки в картотеке) | Корректировка содержания |
Вариант 2
Тема | Содержание работы | Период | Корректировка |
Приложение 4
(Возможный вариант оформления занятия)
Вариант оформления занятия:
Название | |
Возраст | |
Культурная практика | |
Тип работы/тип исследования | |
Культурно-смысловой контекст/ключевые слова | |
Источник/автор | |
Использование материалов Детского календаря | |
Комментарии: | |
Материалы и оборудование | |
Ход занятия: | |
Возможное продолжение занятия: |
Приложение 5