Требования к уровню освоения содержания дисциплины
УТВЕРЖДЕНО
решением кафедры
от ______ протокол № __
заведующий кафедрой
______________
Л.Д. Костелова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
БЗ.Б.1.2 Теории обучения и воспитания
Профиль: «Психология и педагогика дошкольного образования»
Направление подготовки: 050400 «Психолого-педагогическое образование»
Согласовано:
декан факультета ДиКПиП КузГПА,
председатель ученого совета факультета
_______________Н.Е. Разенкова
«___» ______________ 2011 г.
Разработчик:
___________ Л.Д.Костелова, к.п.н., доцент, заведующая кафедрой
Новокузнецк 2011
Лист внесения изменений
Дополнения и изменения в рабочей программе на 20/ учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:
1.
2.
3.
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры "" 20 г.
Внесенные изменения утверждаю
Заведующий кафедрой
Декан
"" 20 г.
Рабочая программа
Выписка из ВОС
Индекс по ВОС | Наименование дисциплины и её содержание | Трудоемкость по ВОС |
БЗ.Б.1.2 | Теории обучения и воспитания. Педагогика как область гуманитарного, антропологического, философского знания. Категориальный аппарат педагогики: воспитание, образование, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогический процесс. Образование как ведущий механизм присвоения социального опыта. Соотношение наследственности и социальной среды, национальных и культурно-исторических факторов в воспитании и образовании. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Базовые образовательные (дидактические) теории. Обучение как дидактическая система, как одна из подсистем целостного педагогического процесса. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Методы и средства обучения. Современные модели организации обучения. Классификация средств обучения. Сущность воспитания и его место в структуре целостного педагогического процесса. Воспитание как общественное явление и педагогический процесс; процесс интеграции человеческих ценностей и целенаправленного развития личности. Цель воспитания - личность, развивающаяся и самореализующаяся в гармонии с собой, природой и социумом. Воспитание - управление развитием человека как субъекта деятельности, как личности, как индивидуальности. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Понятие о воспитательных системах. Методы воспитания и их классификация. Коллектив как объект и субъект воспитания. Типология и многообразие образовательных учреждений. Инновационные образовательные процессы. |
Цели и задачи дисциплины.
Дисциплина ориентирует на подготовку к социально-педагогической деятельности, педагогической деятельности в дошкольном образовании и на начальной ступени общего образования, ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:
- реализация на практике прав ребенка;
- создание условий для полноценного обучения, воспитания обучающихся, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализация обучающихся;
- повышение собственного общекультурного уровня;
- использование научно обоснованных методов и современных информационных технологий в организации собственной профессиональной деятельности;
- соблюдение норм профессиональной этики.
Цельдисциплины: формирование у студентов основ теоретико-методологических знаний в области современной педагогики как базы осуществления процесса обучения и воспитания с учетом достижений современной науки, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, с учетом необходимости соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка. Курс призван заложить основы педагогической культуры будущих специалистов, сформировать способность осмысливать педагогическую действительность, заложить основы для принятия решений в соответствии с требованиями современной педагогической науки.
Задачи:
- формирование знаний о закономерностях образовательного процесса, развивающих функциях обучения и воспитания, методах и приемах воспитания и обучения детей;
- формирование представлений об основных проблемах современного образования;
- формирование умения применять полученные знания в процессе осмысления педагогической действительности и принятия решения о выборе организационных подходов к решению образовательных задач.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Студент, изучивший дисциплину, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:
ОПК-4 - готов использовать знание различных теорий обучения и воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов;
ОПК-7 - готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе;
ОПК-11 - готов применять в профессиональной деятельности основные и международные отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов.