Утончение тактильных ощущений
УПРАЖНЕНИЕ 15
Материал. Пары прямоугольных лоскутов ткани произвольного, но одинакового размера, отличающиеся по фактуре и толщине.
Лоскутки ткани лежат вперемежку в одной стопке. Взрослый берёт лоскуток и ощупывает его то одной, то другой рукой, даёт ощупать ребёнку. Затем говорит: «Я хочу найти такой же, как этот». Откладывает лоскуток, берёт следующий, повторяя с ребёнком те же действия. Снова берёт первый лоскуток в левую руку, второй в правую и ощупывает одновременно, затем даёт ребёнку ощупать лоскутки и спрашивает: «Они одинаковые?» Если да, то складывает пару и отодвигает её в сторону, если нет — продолжает подбор к первому, а второй откладывает в отдельную стопку.
Примечание. Начинаем работу с тремя резко отличающимися по фактуре тканями (бархат, шёлк, мех), а затем увеличиваем количество пар. Позже работаем с повязкой на глазах или закрытыми глазами.
УПРАЖНЕНИЕ 18
Материал. Три разных по фактуре лоскутка ткани.
Первая ступень. Взрослый предлагает ребёнку ощупать лоскуток ткани и говорит: «Это шёлк». Так же вводятся названия остальных тканей.
Вторая ступень. Взрослый просит показать шёлк, бархат, шерсть, предлагая ребёнку те же игры, что в других упражнениях на развитие словаря.
Третья ступень. Взрослый показывает по очереди лоскуты ткани и спрашивает ребёнка: «Как называется эта ткань?»
Пришли зверята в магазин - одежду примерять. Ёжик выбрал штанишки из плотной ткани. Какие красивые, синие, с кармашками. У тебя есть джинсы? Пощупай, у них тоже плотная, толстая ткань. Мышка примерила кофточку - красную, в горошек, с белым воротничком. Кофточка лёгкая, шелковистая. У мамы есть такая кофточка из шёлка, правда? А шубку из меха - вон она висит - никто не стал примерять. В лесу лето, а меховую пушистую шубку носят зимой. Что ещё носят зимой?
РАЗВИТИЕ СТЕРЕОГНОСТИЧЕСКОГО ЧУВСТВА
Цель. Развитие тактильных ощущений и чувства объёма. Знакомство с принципом разделения (сортировки) по категориям в зависимости от свойств. Расширение словарного запаса.
УПРАЖНЕНИЕ 17
Материал. Менажница, разные сорта орехов в скорлупе (грецкие, фундук, земляные, кедровые и т.д.).
Все орехи лежат в одном отделении. Взрослый предлагает ребёнку ощупать один орех и кладёт его в пустое отделение. Ребёнок ощупывает орехи и сортирует их по видам. Последующая работа проводится с закрытыми глазами.
Примечание. Развитие словарного запаса с названиями орехов, как в упражнении 16. Для сортировки можно использовать пуговицы разной величины и др.
УПРАЖНЕНИЕ 18
Материал. Мешочек, в котором лежат маленькие предметы (камешек, карандаш, монетка, бутылочка, воронка, шишка, тряпочка, бусинка, шарик, бумажная салфетка и др.).
Взрослый засовывает руку в мешочек, нащупывает предмет, называет его, достаёт из мешка и показывает ребёнку. Так все предметы выкладываются на стол, затем складываются опять в мешочек. Ребёнок повторяет упражнение.
УПРАЖНЕНИЕ 19
Материал. Два мешочка, в которых лежат одинаковые маленькие предметы.
Взрослый засовывает руку в мешочек, нащупывает предмет, называет его, достаёт и показывает ребёнку. Затем просит ребёнка достать такой же предмет из своего мешочка. Играют, пока все предметы не будут выложены на стол.
В лесу праздник. Посмотри, как зверята нарядились. У них красивые колпачки, воротнички, плащики. Какой большой мешок с подарками! Скорее хочется узнать, что за подарки. Запустил Мишка лапку в мешок и говорит: «У меня что-то круглое, как шарик!» «А я взял тонкое и длинное. Может, карандаш?» -сообразил Ёжик. «Я догадалась! У меня квадратная коробочка, а там лежит... будильник, что ли?» - растерялась Мышка. Вот всегда она торопится, не подумает, а сразу говорит. Как ты думаешь, что нашла Мышка?