Музыкальные перевоплощения.

Заучивание стихов на «пальчиковой основе».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Моторная алалия — это своеобразное патологическое развитие речи, ее моторной функции. При работе над данным видом речевого нарушения очень важны комплексный подход к формированию речи, системная работа над речью и личностью ребенка, при которой учитываются закономерности развития речевой функции в онтогенезе и строения языка. В ряде случаев систематическая, длительная коррекционная работа дает средства, достаточные для речевого общения ребенка, но иногда — только самую элементарную речь. Кроме того, логопедическая работа эффективна только при регулярной медикаментозной поддержке. Коррекция наиболее тяжелых нарушений речи у детей идет успешнее в условиях специальных коррекционных учреждений, где есть возможность целенаправленно осуществлять весь комплекс психолого-медико-педагогических мероприятий.

При работе используются разные приемы, методы, которые следует рассматривать не изолированно, а в комплексе, как имеющие общую направленность в коррекционно-воспитательном воздействии. Задачи и содержание работы определяются в зависимости от речевых возможностей ребенка. Работа направляется в первую очередь на создание механизмов речевой деятельности: формируются мотив, коммуникативное намерение, внутренняя диаграмма высказывания, его лексическая наполняемость, отбор лексико-грамматических средств, грамматическое структурирование. Для обогащения речевой практики развиваются умения в сознательном использовании знаний, вырабатывается овладение моделированием речевых операций.

В процессе работы с дошкольниками с моторной алалией авторы отметили типичные особенности, характерные для данной группы детей:

• выраженные трудности в формировании звуковых образов слов (даже имея определенный пассивный словарь, ребенок испытывает стойкие затруднения в назывании слов);

• специфическая трудность формирования слоговой структуры слов, трудности в произнесении даже хорошо знакомых и простых по артикуляции слов (обращает на себя внимание нестойкость и разнообразие нарушений слоговой структура слова);

• трудности в назывании предметов, картинок и даже в повторении за взрослым отдельных слов;

• нарушение развития фразовой речи. Это связано со специфическими трудностями формирования при моторной алалии так называемого речевого стереотипа;

• выраженная трудность в развитии звукопроизносительной и связной речи (чаще в дошкольном возрасте).

Ребенок с моторной алалией отличается крайне низкой речевой активностью. При попытке вступления с ним в речевой контакт часто появляется негативизм.

Организуя работу с такими детьми, надо иметь в виду, что этот речевой дефект проявляется обычно на фоне своеобразного развития личности ребенка. Нам приходилось встречать среди них детей с резко выраженными невротическими чертами поведения в виде заторможенности или, наоборот, повышенной возбудимости. У некоторых обнаруживаются склонность к аутизму, затрудненность контакта, повышенная сенситивность. Очень часто отмечается неспособность к длительному усилию.

Положительная динамика при алалии выявляется при учете следующих факторов:

1) раннее распознавание недоразвития;

2) своевременное предупреждение вторичных отклонений;

3) учет нормального онтогенеза;

4) системность воздействия на все компоненты речи с преимущественным акцентом на преодоление лексико-грамматического недоразвития;

5) формирование речи с одновременным воздействием на сенсорно-интеллектуальную и аффективно-волевую сферу;

6) единство формирования речевых процессов, мышления и познавательной деятельности.

Коррекционно-развивающая работа должна строиться с учетом принципа дифференцированного подхода к обучению и воспитанию ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агранович 3.Г. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей / 3. Г. Агранович. СПб., 2001.

2. Волкова Г. А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учеб.-метод. пособие / Г. А. Волкова. — СПб., 2003.

3. Жукова К. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — Екатеринбург, 2005.

4. Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1990.

5. Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления / В. А. Ковшиков. — СПб., 2006.

6. Кузьмина К. К. Воспитание речи у детей с моторной алалией/Н. И. Кузьмина, В. И. Рождественская. — М., 1997.

7. Левина Р. Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов) / Р. Е. Левина. — М., 1951.

8. Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов: 5 кн. / под ред. Л. С. Волковой. — М.: ВЛАДОС, 2007. Кн. III: Системные нарушения речи: Алалия. Афазия / [авт-сост. С. Н. Шаховская и др.].

9. Логопедия: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология» / Л. С. Волкова и др.; под ред. Л. С. Волковой. М.: Просвещение, 1989.

10. Пятница Т. В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии / Т. В. Пятница, Т. В. Башинская, -гг М., 2010. — Ч. 1.

11. Пятница Т. В. Система коррекционного воздействия моторной алалии / Т. В. Пятница, Т. В. Башинская. — М.,2010._ч. 2.

12. Пятница Т. В. Как превратить «неговорящего» ребенка в болтуна (из опыта преодоления моторной алалии) / Пятница, Т. В. Башинская. — Мозырь: ООО «Белый ветер»> 2008.

13. Соботович Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (дети с нарушением интеллекта и моторной алалией) / Е. Ф. Соботович. — М., 2003.

Приложение 1

Логопедическое обследование ребенка с моторной алалией[1]

Наши рекомендации