Занятия по литературному чтению для подростка
Подросток живет в окружении взрослых, но он почти «невидимка», так как взрослые видят в нем лишь то, что хотят видеть; вопросы, которые задает ребенок, нередко либо не замечают, либо обходят, либо вообще запрещают задавать. Ребенок недоумевает: ведь так, как взрослые обходятся с ребенком, они могут обходиться и друг с другом, считая свою точку зрения единственно верной.
Таким образом, наиболее востребованные авторы «новых детских книжек» делают интересные экскурсы в область языка детства. Для того, чтобы «услышать» голос ребенка, чтобы исследовать детство, помимо научных методов, необходимо использовать также и средства художественной литературы, и собственный опыт – почаще вспоминать себя в детском возрасте. Использование приема видения мира ребенком обогащает повествование и само по себе, ибо делает возможным расширить литературный лексикон и освоить полифоническую технику, чередуя речь ребенка и взрослого, объединять и совмещать их, как показал Р. Ллойд, специально исследовавший детскую тему в литературе 1900‑х годов.
Проблема взрослых в том, что они все пытаются оценить, да еще ценить – по‑своему, то есть субъективно; когда господствующие представления о ребенке не реализуются в повествовании, возникает вопрос, о чем же тогда в нем говорится? Быть может это этическая проблема высшего порядка, а не проблема необычного ребенка? И является ли ребенок в таком случае, как считалось раньше, само собой разумеющимся, невинным, ангелоподобным существом?
Детство предлагает в качестве объекта, который исследуется – саму жизнь: к примеру, потрет человека и быстро меняющиеся социальные условия. Оно предлагает также пути для выражения чувств и собственное ментальное пространство. Детство – это область борьбы и социального протеста, но также и колыбель иллюзий, и место, где можно укрыться. Детство, как некое метафорическое пространство нередко выступает как противоположность тому, отчего хотят дистанцироваться. Все эти черты отчетливо видны в новой детской литературе через описание мира в восприятии ребенка.
Сегодня при исследовании явлений культуры много говорится о том, как анализ сферы языка играет все большую роль в строительстве гражданского мира. Роль текста языка в детской литературе заключается в подчеркивании, а для действительности, построенной на манере изложения, не столь уж обязательно доискиваться первоначального смысла. Художественные произведения детской литературы играют ту же роль и в отношении взаимовлияния; они воспроизводят реальный мир, усиливают и шлифуют представления детей о нем, и через это влияют на методы, которые люди используют в этом мире. Впечатления детства, особенно в автобиографической литературе, – это история, которая воссоздается путем воспоминания, рассказа и в письменном виде. Детство отливается в историю, которую рассказывает автор. В литературе дети также фантазируют; к примеру, рассказывая новые истории, закрепляют уже имеющиеся понятия и реалии, а также влияют на зарождение новых понятий.
Ребенок, которого считают не сформировавшимся, в отличие от взрослого обладающий пока еще неустойчивым «я» и неосознанным еще менталитетом, – сегодня особенно актуальная тема для писателей. Ребенок – это вполне подходящий главный персонаж для рассказа, связанного с осмыслением постмодернистских идей о распаде личности, или же о непрерывности построения идентитета. Несформировавшийся вполне ребенок в подростковом возрасте – это некий идеал в наше время динамично развивающейся коммуникации, которое дает все новые, до бесконечности глубокие, незавершенные варианты трактовки этой проблематики.
Давайте посмотрим, как в рамках библиотеки, в формате активной работы психологической службы создать интересную и познавательную атмосферу приучения к книге с элементами опроса и контекстных заданий для ребят. Для этого предлагаю провести небольшой урок по литературному чтению в библиотеке, или воспользоваться настоящими рекомендациями при планировании собственных разработок.