Форма учебного графика движения
День пути | Участок маршрута | По плану | Фактически | Примечания | ||
Протя женность, км | Ходовое время, час. | Протяженность, км | Ходовое время, час. | |||
1-й и т.д. | Пункт выхода - пункт 1 | |||||
Пункт 1 - пункт 2 | ||||||
Пункт 2 - пункт 3 | ||||||
Пункт 3 - пункт 4 | ||||||
Пункт 4 - пункт 5 (место ночлега) | ||||||
Всего за день | ||||||
Пункт 5 (место ночлега) - пункт 6 | ||||||
Пункт 6 - пункт 7 | ||||||
Пункт 7 - пункт 8 | ||||||
Пункт 8 - пункт 9 | ||||||
Пункт 9-пункт 10 (конечный пункт) | ||||||
Всего за день | ||||||
Всего по маршруту |
В таблице пункты условно пронумерованы. В действительности они имеют либо географическое название (село Валерьяны, река Ветлуга, озеро Балтым, гора Маяк), либо характерные топографические определения (высота 133 м, безымянный левый приток реки Пышма, 18-й км Логойского шоссе).
Протяженность участков маршрута по плану определяется заранее любым топографическим способом (циркулем-измерителем или курвиметром), фактическая протяженность - по счислению пути способами, принятыми в глазомерной съемке маршрута (см. главу 8). Ходовое время записывается в часах и минутах.
В графе "Примечания" дается краткое объяснение расхождения плановых параметров по участку (протяженности и ходового времени) с фактическими. Например, фактическая протяженность участка оказалась выше из-за необходимости обхода препятствия, не показанного на картосхеме, или потребовалось меньшее ходовое время на данном участке, так как группа прошла его по хорошей попутной просеке.
Умение планировать график движения и анализировать отклонения от него - важный показатель тактической подготовки участников туристских походов.
Уплотнение графика в учебных походах достигается максимальным использованием времени на привалах. Выбору удобного места для привалов следует уделять должное внимание. Важно также, чтобы прохождение предыдущего участка маршрута и выход к месту привала совпадали с началом возможного препятствия. Так, привал на берегу реки позволит провести обсуждение способов переправы. Место привала дает достаточно необходимой информации для обсуждения его преимуществ и недостатков с точки зрения возможности организации бивака.
Организация разбора похода - важный элемент организационно-методической и тактической подготовки. Анализ маршрута, плана его прохождения, графика движения (по плану и фактического) является составной частью похода. Разбор проводится с использованием картосхемы маршрута и таблиц с анализами графика движения.
При рассмотрении вопросов тактической подготовки туристов и совершенствования педагогических приемов обучения тактике важно обратить внимание на существенное различие в организации технической и тактической подготовки.
Обучение разнообразным техническим приемам организуется прежде всего в подготовительном периоде. При этом огромную роль в совершенствовании техники движения и страховки играет участие туристов в соревнованиях по технике туризма. Дальнейшее обучение технике, причем на наиболее высоком для данного контингента туристов уровне, продолжается и в походе, но основы технической подготовки закладываются в подготовительном периоде.
С тактической подготовкой дело обстоит наоборот: основное обучение тактике происходит именно на маршруте (т. е. в основном периоде подготовки). Значительную роль играет и послепоходный (переходный) период - разбор похода, подготовка отчетных материалов. Значение подготовительного периода в целом меньше, так как важнейшие вопросы тактики похода (выбор района, разработка маршрута, составление календарного плана похода и плана материально-технического обеспечения) решает, как правило, руководитель. Это прежде всего относится к учебным походам. Что же касается спортивных походов (особенно высшей категории сложности), то в этих случаях роль подготовительного периода в тактической подготовке всех участников группы существенно возрастает, так как в спортивных группах все члены команды принимают непосредственное участие в решении важнейших тактических задач.
ЗАДАНИЕ: ПРОДУМАТЬ ТЕХНИКУ И ТАКТИКУ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ НА ЛЕДНИКЕ.