Календарный учебный график.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1.Цель реализации программы:
- Всестороннее развитие личности и эстетическое воспитание ребенка, формирование у детей комплекса начальных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, формирование понимания художественной культуры, как неотъемлемой части культуры духовной, а так же выявление в раннем детском возрасте одаренных детей.
Задачи реализации программы:
Обучающие:
- научить основам художественной грамоты;
- сформировать стойкий интерес к художественной деятельности;
- овладеть различными техниками изобразительного творчества и основами художественного мастерства;
- научить приемам составления и использования композиции в различных материалах и техниках;
- научить творчески использовать полученные умения и практические навыки;
- научить планировать последовательность выполнения действий и осуществлять контроль на разных этапах выполнения работы;
Воспитательно-развивающие:
- пробудить интерес к изобразительному и декоративно-прикладному творчеству;
- способствовать развитию художественно-творческих способностей детей - фантазии, эмоционального отношения к предметам и явлениям окружающего мира, зрительно-образной памяти;
- способствовать развитию эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;
- сформировать элементарные основы изобразительной грамоты (чувства ритма, цветовой гармонии, композиции, пропорциональности и т.д.);
- содействовать приобретению детьми опыта творческой деятельности;
- сформировать готовность к продолжению художественного образования;
- создать условия для воспитания детей в творческой, доброжелательной атмосфере, в обстановке эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности.
Планируемые результаты обучения.
К концу первого года обучения учащиеся должны знать:
-- технику акварели, её свойства, виды изобразительного искусства;
-- свойства белой и чёрной красок;
-- свойства тёплых и холодных цветов;
Учащиеся должны уметь:
-- смешивать краски с целью получения определённых цветов;
-- правильно размещать изображение в формате;
-- передавать эмоциональное настроение при помощи цвета.
К концу второго года обучения учащиеся должны знать и уметь:
-- особенности тёплых и холодных цветов гуаши, их свойства;
-- особенности смешивания хроматических цветов с белой и чёрной красками;
-- изображать времена года посредством выбора техник, средств выражения;
-- передавать пространство на плоскости;
-- размещать изображение в формате;
-- правильно выбирать и использовать вертикальный и горизонтальный форматы.
К концу третьего года обучения учащиеся должны знать:
-- законы линейной перспективы;
-- основные правила составления натюрмортов;
-- отличительные особенности таких жанров как: пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический, сказочно – былинный, бытовой.
-- виды портрета;
-- понятие интерьера;
Учащиеся должны уметь:
-- передавать характер животных, используя различные приёмы композиции;
-- передавать эмоциональное настроение человека.
1.3. Категория слушателей.Дети 6-9 лет, желающие получить знания и практические навыки в области изобразительного искусства «Декоративное рисование».
Требования к квалификации слушателей: без ограничений к уровню подготовки.
Трудоемкость обучения.
Программа по учебному предмету «Декоративное рисование» рассчитана на 3 года обучения – 1,2,3 класс Подготовительного отделения с общей трудоемкостью - 140 часов.
1.5. Форма обучения.Очная
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план программы
1 КЛАСС ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
№ пп | Наименование разделов | Общая трудоемкость, ч. | Аудиторные занятия, ч. | |
Теория | Практические занятия | |||
1. | Введение. «Цветочный ковер». | 0,5 | 0,5 | |
2. | «Бабочки». Монотипия. Игра с красками. | 0,5 | 0,5 | |
3. | «Цыпленок». Знакомство с желтым цветом | 0,5 | 0,5 | |
4. | «Рябинка». Знакомство с красным цветом | 0,5 | 0,5 | |
5. | «Русская вышивка». Геометрический орнамент | 0,5 | 0,5 | |
6. | «Гжельский цветок». Знакомство с синим цветом | 0,5 | 0,5 | |
7. | «Гжельский чайник». Знакомство с гжельским промыслом. | 0,5 | 0,5 | |
8. | «Подводный город». Картина в синих тонах. | 0,5 | 0,5 | |
9. | «Петя-Петушок». Дымковская игрушка. | 0,5 | 0,5 | |
10. | «Поздняя осень». Рисование дерева с ветками без листьев. | 0,5 | 0,5 | |
11. | «Снежная баба». Знакомство с белым цветом. | 0,5 | 0,5 | |
12. | «Паровозик». Знакомство с черным цветом. | 0,5 | 0,5 | |
13. | «Апельсины в корзине». Знакомство с оранжевым цветом. | 0,5 | 0,5 | |
14. | «Хвойный лес». Знакомство с зеленым цветом. | 0,5 | 0,5 | |
15. | «Новогодние колокольчики». Знакомство с фиолетовым цветом. | 0,5 | 0,5 | |
16. | «Разноцветные шары». Восковой резист. | 0,5 | 1,5 | |
17. | «Ангел». Рождественская сказка. | 0,5 | 0,5 | |
18. | «Ночной город». Понятие - контраст. | 0,5 | 1,5 | |
19. | «Рыжий кот». Картина в оранжевых тонах. | 0,5 | 0,5 | |
20. | «Мороз и солнце». Зимняя картина в фиолетовых тонах. | 0,5 | 0,5 | |
21. | «Мой защитник». (Подарок Папе защитного цвета) Открытка в зеленых тонах. | 0,5 | 0,5 | |
22. | «Весёлые матрёшки». Знакомство с матрёшкой как видом народной игрушки. | 0,5 | 1,5 | |
23. | «Подарок маме». Открытка. | 0,5 | 0,5 | |
24. | «Выросла репка большая-пребольшая». Сказочная композиция | 0,5 | 0,5 | |
25. | «Клякса». «Весенняя ветка». Кляксография. | 0,5 | 0,5 | |
26. | «Пасхальная салфетка». Рисование узоров на салфетках и яйцах. | 0,5 | 0,5 | |
27. | «Гжельская майолика». Продолжение знакомства с гжельской керамикой. | 0,5 | 0,5 | |
28. | «Жили у бабуси…». Зеркальное изображение. | 0,5 | 0,5 | |
29. | «Этот удивительный мир». Создание композиции из геометрических предметов. | 0,5 | 1,5 | |
30. | «Яблоки и яблочки». Знакомство с техникой печатания. | 0,5 | 0,5 | |
31. | Подготовка к выставке. Подведение итогов | 0,5 | 0,5 | |
Итоговая аттестация: | Итоговый просмотр-выставка творческих работ | |||
Всего: | 15,5 | 19,5 |
2 КЛАСС ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
№ пп | Наименование разделов | Общая трудоемкость, ч. | Аудиторные занятия, ч. | |
Теория | Практические занятия | |||
1. | «Осенний букет». Разнообразие листьев. Вспоминаем цвета. Монотипия | 0,5 | 0,5 | |
2. | «Картина осени». Гуашь. | 0,5 | 1,5 | |
3. | «Венок». Воспоминания о лете. Композиция в круге. | 0,5 | 1,5 | |
4. | «Мезень». Декоративное рисование. Знакомство с народным искусством. | 0,5 | 0,5 | |
5. | «Пустыня. Там, где всегда тепло». Изображение в теплых тонах. Жанр пейзажа | 0,5 | 1,5 | |
6. | «Северный полюс. Там, где всегда холодно». Изображение в холодных тонах. | 0,5 | 1,5 | |
7. | «Космическое путешествие». Изображение на темном фоне. | 0,5 | 1,5 | |
8. | «Как люди одеваются». Зимняя и летняя одежда. | 0,5 | 0,5 | |
9. | «Портрет Снегурочки». Жанр портрета. Первые знания о пропорциях. | 0,5 | 1,5 | |
10. | «Елочная игрушка». Смешанная техника. | 0,5 | 0,5 | |
11. | «Новогодние подарки». Жанр натюрморта. Графика и цвет. | 0,5 | 1,5 | |
12. | «Северная Двина». «Лошадка». Декоративное рисование. | 0,5 | 0,5 | |
13. | «Лошарик». Создание изображения из геометрических фигур. | 0,5 | 1,5 | |
14. | «Героические люди». Создание сложной композиции. | 0,5 | 2,5 | |
15. | «Доисторический мир динозавров». Графическое заполнение контура. | 0,5 | 1,5 | |
16. | «Пасхальное яйцо». Гармоничное сочетание декора по цвету и форме. | 0,5 | 0,5 | |
17. | «Чудо-Рыба». Сказочный сюжет. | 0,5 | 1,5 | |
18. | «Портрет моего учителя». Изображение реального человека. | 0,5 | 1,5 | |
19. | «Что расскажут крылья стрекозы». Познание микромира. Анималистический жанр. | 0,5 | 1,5 | |
20. | «Необычный мир». Пуантилизм (рисование точками). | 0,5 | 1,5 | |
Итоговая аттестация: | Итоговый просмотр-выставка творческих работ | |||
Всего: |
3 КЛАСС ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
№ пп | Наименование разделов | Общая трудоемкость, ч. | Аудиторные занятия, ч. | |
Теория | Практические занятия | |||
1. | Основные цвета спектра. «Цветик-семицветик». | 0,5 | 1,5 | |
2. | Дополнительные цвета спектра. «Радуга-дуга». | 0,5 | 1,5 | |
3. | Тон и линия. «Идет дождь». Упражнение для руки. | 0,5 | 1,5 | |
4. | Виды и жанры искусства. Беседа. Пятно и линия. «У Лукоморья». | 0,5 | 1,5 | |
5. | Пейзаж в тёплой гамме. | 0,5 | 3,5 | |
6. | Натюрморт. Холодная цветовая гамма. Рисование с натуры | 0,5 | 3,5 | |
7. | Портрет. Основные цвета. | 0,5 | 3,5 | |
8. | Интерьер. Контрастные цвета. | 0,5 | 3,5 | |
9. | Декоративно-прикладное искусство. Филимоновская игрушка. «Лошадка». | 0,5 | 1,5 | |
10. | Анималистический жанр. «Любимое животное» | 0,5 | 1,5 | |
11. | Сюжетная картина. Синтез жанров. «Дед Мороз в сказочном лесу». | 0,5 | 3,5 | |
12. | Передача силуэта.«Снежинки». | 0,5 | 1,5 | |
13. | Бытовой жанр. «Зимние забавы». | 0,5 | 3,5 | |
14. | «Жар-Птица». Пастель. | 0,5 | 1,5 | |
15. | Сказочно-былинный жанр. Сказка «Гуси-лебеди». | 0,5 | 3,5 | |
16. | Декоративно-прикладное искусство. Веселая семейка (матрешка). | 0,5 | 3,5 | |
17. | «Пасхальный натюрморт». Закрепление знаний о жанре натюрморта. | 0,5 | 3,5 | |
18. | Акварельные лужицы. Знакомство с техниками работы акварелью. Техника заливки. | 0,5 | 1,5 | |
19. | «Весеннее настроение». Закрепление знаний о жанре пейзажа. | 0,5 | 3,5 | |
20. | Изображение фигуры человека «Мой герой» (парадный портрет). | 0,5 | 3,5 | |
21. | Синие узоры «Гжели». Продолжение знакомства с народным творчеством. | 0,5 | 1,5 | |
22. | Гжельская керамика. Закрепление знаний о декоративно-прикладном искусстве. Копия. | 0,5 | 3,5 | |
23. | Подготовка к выставке. Подведение итогов | |||
Итоговая аттестация: | Итоговый просмотр-выставка творческих работ | |||
Всего: |
Развитие творческого потенциала - главная задача всего курса обучения. Необходимо пробудить активное, эмоциональное отношение к каждому заданию, поэтому в 1-ом и 2-ом классах много заданий сказочно-фантастического содержания, что, несомненно, увлекает обучающихся младшего возраста. Большинство заданий опирается на простые и доступные образы в сознании обучающихся, которые можно развивать и обогащать смысловой нагрузкой. На протяжении всего курса обучения обучающиеся учатся организовать композиционную плоскость, сообразуясь с композиционным центром формата, учатся обращать внимание на выразительность пятна, линии, образность цвета. Немаловажную роль играет воспитание трудолюбия, настойчивости и умения довести работу до состояния завершенности. Необходимо развивать наблюдательность обучающегося, его эстетический вкус. Знакомясь с законами цветоведения, линейной и воздушной перспектив, с различными видами и жанрами изобразительного искусства учащиеся постигают элементарные профессиональные умения и навыки изобразительной грамоты.
Для лучшего усвоения программы предусматривается целый ряд последовательно усложняющихся учебных задач. В результате через разные целевые установки учащиеся приходят к активной творческой деятельности. При творческом восприятии натуры педагог должен помочь ученикам увидеть в натуре главное, обратить их внимание на чувственное, образное восприятие объекта.
По окончании курса обучения по программе «Декоративное рисование» у обучающегося должно быть сформировано представление о многообразии и увлекательности изобразительного художественного творчества. Обучающийся должен владеть навыками и умениями пользоваться различными художественными материалами, иметь расширенное представление о цвете и формах предметов, уметь анализировать и сопоставлять их. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены четыре основных вида занятий: рисование с натуры, рисование на темы, декоративное рисование. Немаловажную роль практически в каждом занятии играет ознакомление с отдельными произведениями изобразительного искусства (беседы об изобразительном искусстве), которое может предлагаться как в начале, так и в середине или даже в конце урока.
Программа предлагает следующую схему проведения занятий:
1. Обзорная беседа-знакомство с новой техникой работы в материале.
2. Освоение приемов работы в материале.
3. Выполнение учебного задания.
Итогом каждой пройденной темы становится творческая работа, выполненная в определенной художественной технике
2.2. Рабочая программа 1 класса Подготовительного отделения(наименование)
Тема 1 (1 ч). Введение. «Цветочный ковер».
Теория (0,5 ч). Знакомство с художественными принадлежностями, навыки обращения и уход за кистями и красками. Учить детей правильно держать карандаш в руке и вести им по бумаге, учить видеть в линиях образ предмета. Учить детей правильно держать кисть, набирать краску и рисовать, придерживая лист рукой.
Практика (0,5 ч). Выполнение упражнения «Цветочный ковер», используя все краски в наборе кроме чёрной и белой. Гуашь. Формат А4.
Тема 2 (1 ч). «Бабочки». Монотипия. Игра с красками.
Теория (0,5 ч). Знакомство с техникой монотипия. Понятия пятна и линии.
Практика (0,5 ч). Выполнение упражнений «Бабочки» в технике монотипия Гуашь. Формат А4.
Методические рекомендации. На одну из согнутых половинок бумаги кистью нанести хаотично красочные мазки, затем согнув пополам, получить оттиск в виде бабочки. После того, как оттиск высохнет, деликатно дорисовать усики, глазки, лапки и т.п
Тема 3 (1 ч). «Цыпленок». Знакомство с желтым цветом.
Теория (0,5 ч). Знакомство с желтым цветом. Понятия пятна и линии.
Практика (0,5 ч). Выполнение работы «Цыпленок». Упражнение для руки. Гуашь. Формат А4.
Тема 4 (1 ч). «Рябинка». Знакомство с красным цветом.
Теория (0,5 ч). Знакомство с красным цветом. Понятия локального цвета.
Практика (0,5 ч). Выполнение работы «Рябинка». Отработка приемов работы гуашью. Гуашь. Формат А4.
Тема 5 (1 ч). «Русская вышивка». Геометрический орнамент.
Теория (0,5 ч). Знакомство с народным искусством русской вышивки. Понятие орнамент.
Практика (0,5 ч). Выполнение работы «Русская вышивка» на белом фоне. Гуашь. Формат А4.
Тема 6 (1 ч). «Гжельский цветок». Знакомство с синим цветом.
Теория (0,5 ч). Знакомство с синим цветом. Знакомство с «холодной» цветовой палитрой и ее вариациями.
Практика (0,5 ч). Выполнение упражнения по созданию «Гжельского цветка». Упражнение для руки. Гуашь. Формат А4.
Тема 7 (1 ч.). «Гжельский чайник». Знакомство с гжельским промыслом.
Теория (0,5 ч). Знакомство с основными элементами гжельской росписи, формой гжельских чайников. Закрепление умения рисовать концом кисточки. Развивать цветовое и тоновое восприятие.
Практика (0.5 ч). Выполнение работы «Гжельский чайник» на белом фоне. Работа по шаблону. Перевод шаблона и его украшение в стиле гжельской росписи. Гуашь. Формат А4.Отработка приемов работы гуашью.
Тема 8 (1 ч.). «Подводный город». Картина в синих тонах.
Теория (0,5 ч). Учить детей рисовать кораллы разных форм, цветов, размеров, рыб, плавающих в разных направлениях, используя холодную цветовую гамму. Развивать цветовое восприятие.
Практика (0,5 ч). Выполнение картины в синих тонах «Подводный город». Акварель, фломастеры. Формат А4.
Тема 9 (1 ч). «Петя-Петушок». Дымковская игрушка.
Теория (0,5 ч). Закрепление знаний об основных цветах спектра. Декоративное рисование. Знакомство с народным искусством. Учет формата листа.
Практика (0,5 ч). Изображение дымковского Петушка по шаблону с проработкой орнаментального узора, состоящего из основных цветов: желтого, красного, синего.
Тема 10 (1 ч.). «Поздняя осень». Рисование дерева с ветками без листьев.
Теория (0,5 ч). Понятие «больше» и «меньше». Понятие «ритм». Расположение изображения в середине листа. Начальные знания о композиции. Последовательность ведения учебной работы.
Практика (0,5 ч). Выполнение картины «Поздняя осень» с изображением деревьев с ветками без листьев. Использовать линию и цвет как средства выразительности. Гуашь. Формат А3.
Тема 11(1 ч). «Снежная баба». Знакомство с белым цветом.
Теория (0,5 ч). Знакомство с белым цветом. Лепка формы. Тональные и цветовые отношения.
Практика (0,5 ч). Упражнение для руки. Изобразительная разминка «Снежная баба». Этюд с проработкой формы шара в строении снежной бабы на темной тонированной или цветной бумаге. Гуашь. Формат А4.
Тема 12 (1 ч).«Паровозик». Знакомство с черным цветом.
Теория (0,5 ч). Понятие «ритм», «форма». Начальные знания о перспективе. Изучение и изображение прямоугольной, круглой и конусообразной формы.
Практика (0,5 ч). Выполнение работы «Паровозик». Маркер, гелиевая ручка. Формат А4.
Тема 13 (1 ч).«Апельсины в корзине». Знакомство с оранжевым цветом.
Теория (0,5 ч). Передача материальности. Знакомство с приемами работы акварелью.
Практика (0,5 ч). Выполнить работу с натуры «Апельсины в корзине». Акварель. Формат А3.
Тема 14 (1 ч). «Хвойный лес». Знакомство с зеленым цветом.
Теория (0,5 ч). Знакомство с понятием «цветовая гамма», «разномасштабность». Общее тоновое состояние. Целостность изображения.
Практика (0,5 ч). Выполнить работу «Хвойный лес». Штамп. Передача формы, фактуры, масштаба предметов. Гуашь или Акварель (по выбору). Формат А3.
Тема 15 (1 ч).«Новогодние колокольчики». Знакомство с фиолетовым цветом.
Теория (0,5 ч). Знакомство с техникой работы акварелью. Заливка формы цветом. Декоративная работа в смешанной технике.
Практика (0,5 ч). Выполнить изображение двух-трех декоративных «Колокольчиков». Формат А4.
Тема 16 (2 ч). «Разноцветные шары». Восковой резист.
Теория (0,5 ч). Рисование округлой формы, аккуратное закрашивание в пределах контура. Моделирование формы в технике воскового резиста с акварелью, знакомство с приемами работы акварелью. Смешивание красок для получения дополнительных цветов.
Практика (1,5 ч). Выполнить натюрморт из 3-4 предметов в теплой цветовой гамме при холодном освещении. Предметы матовые, простые по форме и четкие различия фона. Фон нейтральный, светлый. Акварель. Формат А3.
Методические рекомендации. Рисунок воском сделать слоями, сначала проложить на бумаге карандашный рисунок, затем нанести краску и вновь начертить по ней карандашом, иногда даже царапая воск перед нанесением краски. Конечный результат зависит от текстуры бумаги, от нажима бруска и от типа использованного воска. Более тонкие линии можно получить масляно-восковым карандашом
Тема 17 (1 ч). «Ангел». Рождественская сказка.
Теория (0,5 ч). Разработка композиции на тему "Рождество". Первоначальные знания о пропорциях лица.
Практика (0,5 ч). Выполнить композицию «Ангел». Решить форму предметов, объектов и пространство. Восковые мелки, акварель. Формат А3.
Тема 18 (2 ч). «Ночной город».
Теория (0,5 ч). Знакомство с жанром пейзажа. Понятие о контрасте. Различение соотношений темных и светлых частей листа. Проанализировать правила составления композиции.
Практика (1,5 ч). Составить удачную композицию на тему «Ночной город» и выполнить этюд в цвете с учетом передачи цветовой гармонии и взаимовлияния цвета. Ведение работы пятном, уточнение формы мазком. Акварель, гуашь (по выбору). Формат А4-А3.
Тема 19 (1 ч). «Рыжий кот». Картина в оранжевых тонах.
Теория (0,5 ч). Понятия «фактура», «насыщенность». Закрепление навыков смешивания красок.
Практика (0,5 ч). Выполнить работу «Рыжий кот» в теплой гамме. Упражнение для руки в передаче фактуры шерсти. Выявить индивидуальные особенности формы животного. Ведение работы пятном, уточнение формы мазком. Акварель, гуашь (по выбору. Формат А4.
Тема 20 (1 ч). «Мороз и солнце». Зимняя картина в фиолетовых тонах.
Теория (0,5 ч). Закрепление понятий «пейзаж», «контраст». Освещение как средство выразительности, состояние в пейзаже.
Практика (0,5 ч). Выполнить композицию на тему «Мороз и солнце». Передать объем предметов с помощью тона и цвета. Гуашь. Формат А4.
Тема 21 (1 ч).«Мой защитник». Открытка в зеленых тонах. (Подарок Папе защитного цвета)
Теория (0,5 ч). Закрепление навыков смешивания красок. Нанесение пятна в пределах контура предмета. Сочетание техник: работа мазками, декорирование. Работа по шаблону.
Практика (0,5 ч). Выполнить открытку «Мой защитник», посвященную Дню защитника отечества, используя разные оттенки зеленого цвета (полосы, пятна или орнамент) в форме танка или рубашки военного с галстуком. Гуашь. Формат А4.
Тема 22 (2 ч).«Весёлые матрёшки». Знакомство с матрёшкой как видом народной игрушки.
Теория (0,5 ч). Знакомство с матрёшкой как видом народной игрушки. Воспитание интереса к народной культуре.
Практика (1,5 ч). Выполнить изображение матрёшки (копии) с передачей формы, пропорций и элементов оформления «одежды» (цветы и листья на юбке, фартуке, сорочке, платке). Акварель, гуашь (по выбору). Формат А3.
Тема 23 (1 ч).«Подарок маме». Открытка.
Теория (0,5 ч). Изображение букета цветов. Техника работы акварелью «по-мокрому».
Практика (0,5 ч). Выполнить этюд букета цветов в технике «по-мокрому». Акварель. Формат А4.
Тема 24 (1 ч). «Выросла репка большая-пребольшая». Создание сказочной композиции.
Теория (0,5 ч). Закреплять умение рисовать кистью разными способами (всем ворсом, концом). Развивать цветовое восприятие. Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.
Практика (0,5 ч). Отработка приемов работы гуашью. Формат А3.
Тема 25 (1 ч). «Клякса». «Весенняя ветка». Кляксография.
Теория (0,5 ч). Познакомить с таким способом изображения, как кляксография; показать её выразительные возможности. Нестандартные способы работы акварелью с помощью коктейльной трубочки.
Практика (0,5 ч). Передать характерные особенности ветки с цветами с помощью нестандартного способа работы акварелью с помощью коктейльной трубочки. Акварель. Формат А3.
Тема 26 (1 ч).«Пасхальная салфетка». Рисование узоров на салфетках и яйцах.
Теория (0,5 ч). Композиционное решение орнаментального узора, выделение центра композиции.
Практика (0,5 ч). Выполнить узор на тему «Пасхальная салфетка». Передать разнообразие формы. Гуашь, акварель (по выбору). Формат А4.
Тема 27 (1 ч).«Гжельская майолика». Продолжение знакомства с гжельской керамикой.
Теория (0,5 ч). Продолжать развивать навыки и умения красиво и крупно компоновать рисунок на листе бумаги, последовательно строить изображение, передавая форму.
Практика (0,5 ч). Выполнить копию изделия из «Гжельской майолики». Цветные карандаши. Формат А4.
Тема 28 (1 ч). «Жили у бабуси…». Зеркальное изображение.
Теория (0,5 ч). Грамотная компоновка и построение форм; передача характера; передача цветом формы. Научить дополнять изображение деталями.
Практика (0,5 ч). Выполнить зеркальное изображение гусей. Материал по выбору. Формат А4-А3.
Тема 29 (2 ч).«Этот удивительный мир». Создание композиции из геометрических предметов.
Теория (0,5 ч). Передача фактуры и материальности с помощью тона.
Практика (1,5 ч). Выполнить композицию на тему «Этот удивительный мир».Графика. Формат А3.
Тема 30 (1 ч). «Яблоки и яблочки». Знакомство с техникой печатания.
Теория (0,5 ч). Подведение детей к узнаванию в пятнах и мазках предметов и явлений. Возможности гуаши для различия фактур предметов с учетом влияния среды на поверхности предметов.
Практика (0,5 ч). Научить рисовать яблоки разного размера, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета, развивать чувство композиции. Выполнить натюрморт с натуры. Определить общий цветовой строй и тон, фактуру и материал предметов. Гуашь. Формат А3.
Тема 31 (1 ч). Подготовка к выставке. Подведение итогов
Рабочая программа 2 класса Подготовительного отделения(наименование)
Тема 1 (1 ч). «Осенний букет». Разнообразие листьев. Вспоминаем цвета. Монотипия
Теория (0,5 ч). Знакомство с художественными принадлежностями, навыки обращения и уход за кистями и красками. Учить видеть в пятнах образ предмета. Учить детей правильно держать кисть, набирать краску и рисовать, придерживая лист рукой. Знакомство с техникой монотипия.
Практика (0,5 ч). Выполнение упражнения «Осенний букет», используя все краски в наборе кроме чёрной и белой. Гуашь. Формат А4.
Методические рекомендации. На одну из согнутых половинок бумаги кистью нанести хаотично красочные мазки, затем согнув пополам, получить оттиск в виде цветового пятна. После того, как оттиск высохнет, деликатно вырезать пятно в виде кленового (березового, липового, дубового) листа.
Тема 2 (2 ч). «Картина осени». Гуашь.
Теория (0,5 ч). Понятия пятна и линии.
Практика (1,5 ч). Выполнение работы «Картина осени». Гуашь. Формат А4.
Тема 3 (2 ч). «Венок». Воспоминания о лете. Композиция в круге.
Теория (0,5 ч). Знакомство с понятием «композиция». Соотношение пятна и линии.
Практика (1,5 ч). Выполнение работы «Венок». Упражнение для руки. Цветные карандаши, фломастеры. Формат А3.
Тема 4 (1ч). «Мезень». Декоративное рисование. Знакомство с народным искусством.
Теория (0,5 ч). Знакомство с народным искусством Мезени. Понятие орнамент.
Практика (0,5 ч). Выполнение работы «Мезенская роспись» на белом фоне. Гуашь. Формат А4.
Тема 5 (2 ч). «Пустыня. Там, где всегда тепло». Изображение в теплых тонах.
Теория (0,5 ч). Педагог предлагает учащимся совершить путешествие по миру, рассчитанное на несколько занятий. Результатом этого путешествия станут репортажи – рисунки, в которых они мысленно побывали. В своих работах учащиеся должны использовать те знания, которые они получили при изучении цветов и их свойств. Понятие колорит. Начальные знания о композиции. Последовательность ведения учебной работы.
Практика (1,5 ч). Выполнение работы «Пустыня. Там, где всегда тепло». Отработка приемов работы мелками. Восковые мелки. Формат А3.
Тема 6 (2 ч). «Северный полюс. Там, где всегда холодно». Изображение в холодных тонах.
Теория (0,5 ч). Знакомство с синим цветом. Знакомство с «холодной» цветовой палитрой и ее вариациями. Расширение знаний о композиции. Последовательность ведения учебной работы.
Практика (1,5 ч). Выполнение работы по созданию репортажа с «Северного полюса». Гуашь. Формат А3.
Тема 7 (2ч.). «Космическое путешествие». Изображение на темном фоне.
Теория (0,5 ч). Учить детей рисовать звездное небо, космос, планеты разных форм, цветов, размеров, используя контрастную цветовую гамму. Развивать цветовое восприятие. Расширение знаний о композиции. Последовательность ведения учебной работы.
Практика (1,5 ч). Выполнение картины в синих тонах «Космическое путешествие». Акварель, фломастеры. Формат А3.
Тема 8 (1 ч). «Как люди одеваются». Зимняя и летняя одежда.
Теория (0,5 ч). Закрепление знаний об основных цветах спектра. Значение цвета в костюме.Учет формата листа.
Практика (0,5 ч). Изображение Зимней и летней одежды по шаблону с проработкой орнаментального узора, состоящего из основных цветов: желтого, красного, синего.
Тема 9 (2 ч.). «Портрет Снегурочки». Жанр портрета.
Теория (0,5 ч). Первые знания о пропорциях. Расположение изображения в середине листа. Лепка формы лица. Тональные и цветовые отношения.
Практика (1,5 ч). Выполнение картины «Портрет Снегурочки» с изображением девушки с головным убором (кокошник). Использовать пятно и линию как средства выразительности. Гуашь. Формат А3.
Тема 10(1 ч). «Елочная игрушка». Смешанная техника.
Теория (0,5 ч). Понятие «больше» и «меньше». Понятие «ритм». Рисование округлой формы, аккуратное закрашивание в пределах контура.
Практика (0,5 ч). Упражнение для руки. Изобразительная разминка «Ёлочная игрушка». Этюд с проработкой формы шара в строении ёлочной игрушки на тонированной или цветной бумаге. Гуашь. Формат А4.
Тема 11 (2 ч).«Новогодние подарки». Жанр натюрморта. Графика и цвет.
Теория (1 ч). Знакомство с жанром «Натюрморт». Понятие «ритм», «форма». Начальные знания о перспективе. Изучение и изображение прямоугольной, круглой и конусообразной формы. Рисование с натуры.
Практика (1,5 ч). Выполнение работы «Новогодние подарки». Акварель, маркер, гелиевая ручка. Формат А3.
Тема 12 (1 ч).«Северная Двина». «Лошадка». Декоративное рисование.
Теория (0,5 ч). Знакомство с народным искусством. Декоративное рисование. Передача материальности. Знакомство с приемами работы акварелью заливками.
Практика (0,5 ч). Выполнить декоративную работу «Лошадка». Акварель. Формат А4.
Тема 13 (2 ч). «Лошарик». Создание изображения из геометрических фигур.
Теория (0,5 ч). Знакомство с понятием «разномасштабность». Сочетание разномасштабных геометрических фигур. Развитие воображения. Целостность изображения. Заливка формы цветом. Декоративная работа в смешанной технике.
Практика (1,5 ч). Выполнить работу «Лошарик». Передача формы, масштаба предметов. Гуашь или Акварель (по выбору). Формат А3.
Тема 14 (3 ч).«Героические люди». Создание сложной композиции.
Теория (0,5 ч). Расширение знаний о композиции. Знакомство с разными техниками работы гуашью (плотно, лессировочно). Последовательность ведения учебной работы.
Практика (2,5 ч). Разработка композиции на тему «Героические люди». Гуашь. Формат А3.
Тема 15 (2 ч). «Доисторический мир динозавров». Графическое заполнение контура.
Теория (0,5 ч). Смешивание красок для получения дополнительных цветов.
Практика (1,5 ч). Выполнить композицию «Доисторический мир динозавров» в зеленых тонах. Упражнение для руки в передаче фактуры чешуи. Выявить индивидуальные особенности формы животного. Ведение работы пятном, уточнение формы мазком. Решить форму предметов, объектов и пространство. Гуашь. Формат А3.
Тема 16 (1 ч). «Пасхальное яйцо». Гармоничное сочетание декора по цвету и форме.
Теория (0,5 ч). Понятия «фактура», «насыщенность». Закрепление навыков смешивания красок.
Практика (0,5 ч). Восковые мелки, акварель. Формат А3. Простые по форме предметы на четком различии фона.
Тема 17 (2 ч). «Чудо-Рыба». Сказочный сюжет.
Теория (0,5 ч). Понятие о контрасте. Различение соотношений темных и светлых частей листа. Проанализировать правила составления композиции.
Практика (1,5 ч). Составить удачную композицию на тему «Чудо-Рыба» и выполнить этюд в цвете с учетом передачи цветовой гармонии и взаимовлияния цвета. Ведение работы пятном, уточнение формы мазком. Акварель, гуашь (по выбору), гелевая ручка. Формат А4-А3.
Тема 18 (2 ч). «Портрет моего учителя». Изображение реального человека.
Теория (0,5 ч). Расширение знаний о пропорциях лица. Закрепление понятий «портрет». Влияние цвета на передачу эмоционального настроения.
Практика (0,5 ч). Акварель, гуашь (по выбору). Формат А3.
Тема 19 (2 ч). «Что расскажут крылья стрекозы». Познание микромира.
Теория (0,5 ч). Понятие «Анималистический жанр»,
Практика (1,5 ч). Выполнить изображение стрекозы с натуры и в декоративном стиле. Цветные карандаши, гелевая ручка. Формат А4.
Тема 20 (2 ч).«Необычный мир». Пуантилизм (рисование точками).
Теория (0,5 ч). Закрепление навыков смешивания красок. Нанесение пятен в пределах контура предмета. Сочетание техник: работа точками, декорирование.
Практика (1,5 ч). Выполнить работу «Необычный мир» а технике «Пуантилизм» Гуашь. Формат А4.
Рабочая программа 3 класса Подготовительного отделения(наименование)
Тема 1 (2 ч). Основные цвета спектра. «Цветик-семицветик».
Теория (0,5 ч). Знакомство с художественными принадлежностями, навыки обращения и уход за кистями и красками. Закрепление навыков смешивания гуашевых красок. Нанесение пятен в пределах контура предмета. Учить детей правильно держать кисть, набирать краску и рисовать, придерживая лист рукой.
Практика (1,5 ч). Выполнение упражнения «Цветик-семицветик», используя все краски в наборе кроме чёрной и белой. Гуашь. Формат А4.
Тема 2 (2 ч). Дополнительные цвета спектра. «Радуга-дуга».
Теория (0,5 ч). Закрепление навыков смешивания акварельных красок. Нанесение пятен в пределах контура.
Практика (1,5 ч). Выполнение работы «Радуга-дуга». Акварель. Формат А4.
Тема 3 (2 ч). Тон и линия. «Идет дождь». Упражнение для руки.
Теория (0,5 ч). Знакомство с понятием «композиция». Соотношение пятна и линии.
Практика (1,5 ч). Выполнение работы «Идет дождь». Упражнение для руки. Цветные карандаши, фломастеры. Формат А4.
Тема 4 (2ч). Виды и жанры искусства. Беседа. Пятно и линия. «У Лукоморья».
Теория (0,5 ч). Знакомство с видами и жанрами искусства, с техниками живописи, со средствами выразительности живописных и графических полотен.
Практика (1,5 ч). Выполнение работы «У Лукоморья» с помощью пятна и линии. Гуашь. Формат А4.
Тема 5 (4 ч). Пейзаж в тёплой гамме.
Теория (0,5 ч). Углубить знания по жанру пейзажа, познакомить учащихся с законами линейной перспективы, техникой работы мазком. Понятие колорит. Начальные знания о композиции. Последовательность ведения учебной работы.
Практика (3,5 ч). Выполнение работы «Осенний пейзаж» в тёплой гамме, посредством цветовых пятен – мазков. Цветом необходимо передать своё отношение к нему: грусть или радость, восторг или уныние и т. д.Отработка приемов работы гуашью. Гуашь. Формат А3.
Тема 6 (4 ч). Натюрморт. Холодная цветовая гамма. Рисование с натуры
Теория (0,5 ч). Знакомство с жанром «Натюрморт». Знакомство с последовательностью составления и изображения натюрморта. Необходимо усвоить несколько правил, которые помогут усвоить жанр натюрморта. Плоскость листа необходимо зарисовывать равномерно. Предметы необходимо объединить, связать друг с другом. Выделить главный предмет. Изучение и изображение прямоугольной, круглой и конусообразной формы. Рисование с натуры. Закрепление знаний о «холодном» колорите и его вариациями. Расширение знаний о композиции. Последовательность ведения учебной работы.
Практика (3,5 ч). Выполнение работы по изображению натюрморта с натуры в холодной цветовой гамме. Гуашь. Формат А3.
Тема 7 (4ч.). Портрет. Основные цвета.
Теория (0,5 ч). Знания о пропорциях человеческого лица. Расположение изображения в середине листа. Лепка формы лица. Тональные и цветовые отношения. Развивать цветовое восприятие. Расширение знаний о композиции. Последовательность ведения учебной работы. Закрепление знаний об основных цветах спектра. Значение цвета в портрете. Учет формата листа
Практика (3,5 ч). Выполнение автопортрета. Гуашь. Формат А3.
Тема 8 (4 ч). Интерьер. Контрастные цвета.
Теория (0,5 ч). Знакомство с жанром интерьера. Жанр интерьера посвящён изображению внутреннего пространства зданий или помещений с их мебелью, разными вещами. Очень часто вводили художники фигуры людей, тем самым оживляли интерьер. Учить детей рисовать интерьер, используя контрастную цветовую гамму. Начальные знания о перспективе комнаты. Знакомство с различными схемами изображения интерьера в зависимости от точки зрения:
1.Стена – пол. | 3.Две стены – потолок. | 5.Три стены – пол. |
2.Две стены – пол. | 4.Стена – потолок. | 6.Три стены – пол – потолок. |
Практика (3,5 ч). Изображение рисунка интерьера сказочного или литературного героя с использованием основных схем изображения интерьера.
Тема 9 (2 ч.). Декоративно-прикладное искусство. Филимоновская игрушка. «Лошадка».
Теория (0,5 ч). Знакомство с народным искусством. Учет формата листа.
Практика (1,5 ч). Выполнение зарисовки филимоновской игрушки «Лошадка». Использовать пятно и линию как средства выразительности. Цветные карандаши, фломастеры. ФорматА4.
Тема 10 (2 ч). Анималистический жанр. «Любимое животное».
Теория (0,5 ч). Основные приёмы изображения животных. Основы наблюдения за животными, их повадками, особенностями, характерными движениями. Изучение книг и иллюстраций о животных. Выделение основных геометрических фигур при изображении животных, которые являются основой их строения.
Практика (1,5 ч). Нарисовать «Любимое животное», пользуясь основными приёмами изображения животных. Передать характер животного известными приёмами композиции. Гуашь. Формат А4.
Тема 11 (4 ч).Сюжетная картина. Синтез жанров.«Дед Мороз в сказочном лесу».
Теория (1 ч). Понятие сюжетной картины. Сюжетная картина – это соединение простых жанров. Понятие «ритм», «форма». Самовыражение ребенка, развитие фантазии.
Практика (3,5 ч). Выполнение работы «Дед Мороз в сказочном лесу». Гуашь. Формат А3.
Тема 12 (2 ч).Передача силуэта.«Снежинки».
Теория (0,5 ч). Знакомство с различными формами и размерами снежинок. Передача материальности. Работа на тонированной бумаге.
Практика (1,5 ч). Выполнить изображение различных «Снежинок». Гуашь, тонированная бумага. Формат А4.
Тема 13 (4 ч). Бытовой жанр. «Зимние забавы».
Теория (0,5 ч). Знакомство с бытовым жанром. Бытовой жанр – отображает разные стороны жизни человека: труд и отдых, праздники и будни, забавы и серьёзные занятия. Показ репродукций картин художников, изображающих бытовой жанр. Репродукция картины В. Сурикова «Взятие снежного городка». Зимняя палитра. Наблюдение оттенков цвета в природе (небо, снег, вода, лес). Холодные цвета. Смешение цветов. Краски.
Практика (3,5 ч). Выполнить композицию на тему «Зимние забавы». Передача формы, масштаба предметов. Гуашь. Формат А3.
Тема 14 (2 ч).«Жар-Птица». Упражнение для руки
Теория (0,5 ч). Расширение знаний о композиции в листе. Последовательность ведения учебной работы.
Практика (1,5 ч). Выполнить декоративную работу на тему «Жар-птица». Пастель. Формат А4.
Тема 15 (4 ч). Сказочно-былинный жанр. Сказка «Гуси-лебеди».
Теория (0,5 ч). Рисование по мысленному представлению. Развитие фантазии. Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов. Смешивание красок для получения дополнительных цветов. Ближние предметы надо изобразить в более четком, определенном виде, чем дальние, контуры которых сливаются с фоном, а интенсивность цвета несколько погашена воздушной средой. Обучающийся должен учитывать изменения цвета предметов на определенном расстоянии для верной передачи плановости постановки и воздушного пространства. Необходимо показать в работе, что одни предметы находятся ближе к нам, другие дальше.
Практика (3,5 ч). Выполнить композицию на сюжет сказки «Гуси-лебеди». Ведение работы пятном, уточнение формы мазком. Решить форму предметов, объектов и пространство. Гуашь. Формат А3.
Тема 16 (4 ч). Декоративно-прикладное искусство. Веселая семейка (матрешка).
Теория (0,5 ч). Знакомство с матрёшкой как видом народной игрушки. Воспитание интереса к народной культуре. Понятие «больше и меньше». Учет формата листа.
Практика (3,5 ч). Выполнить изображение матрёшки (копии) с передачей формы, пропорций и элементов оформления «одежды» (цветы и листья на юбке, фартуке, сорочке, платке). Акварель, маркер. Формат А3.
Тема 17 (4 ч). «Пасхальный натюрморт». Закрепление знаний о жанре натюрморта. Дидактическая игра.
Теория (0,5 ч). Правила составления натюрморта. Дидактическая игра «Составь натюрморт». Ребята должны самостоятельно, работая в группе составить натюрморт на заданную тему. Свой выбор предметов и их расположение они должны аргументировать. Проанализировать правила составления композиции.
Практика (3,5 ч). Выполнить работу с натуры на тему «Пасхальный натюрморт» Составить удачную композицию на тему «Чудо-Рыба» и выполнить этюд в цвете с учетом передачи цветовой гармонии и взаимовлияния цвета. Ведение работы пятном, уточнение формы мазком. Акварель, восковые мелки. Формат А4-А3.
Тема 18 (2 ч). Акварельные лужицы. Знакомство с техниками работы акварелью. Техника заливки.
Теория (0,5 ч). Знакомство с техниками работы акварельными красками. Способ работы акварелью с помощью коктейльной трубочки.
Практика (1,5 ч). сделать лужицы из всех цветов акварели, затем поиграть с красками, красиво их раздуть. Акварель. Формат А3.
Тема 19 (4 ч). «Весеннее настроение». Закрепление знаний о жанре пейзажа.
Теория (0,5 ч). Настроение в пейзаже. Изучить технику по-сырому.
Практика (3,5 ч). Выполнить работу «Весеннее настроение» в технике по-сырому. Акварель. Формат А3.
Тема 20 (4 ч).Изображение фигуры человека (парадный портрет)
Теория (0,5 ч). Расширение знаний о портрете. Знакомство с жанром парадного портрета. Изучение пропорций лица и тела человека. Влияние цвета на передачу эмоционального настроения в портрете.
Практика (3,5 ч). Выполнить парадный портрет на тему «Мой герой» (реальный или вымышленный персонаж). Гуашь. Формат А3.
Тема 21 (2 ч).Синие узоры «Гжели». Продолжение знакомства с народным творчеством.
Теория (0,5 ч). Где мастера брали свои узоры. Продолжать развивать навыки и умения красиво и крупно компоновать рисунок на листе бумаги, последовательно строить изображение, передавая форму.
Практика (1,5 ч). Выполнить упражнение для руки «Гжельский цветок». Гуашь. Формат А4.
Тема 22 (4 ч).Гжельская керамика. Закрепление знаний о декоративно-прикладном искусстве. Копия изделия гжельских мастеров.
Теория (0,5 ч). Знакомство с гжельским народным промыслом. Воспитание интереса к народной культуре.
Практика (3,5 ч). Выполнить копию с передачей формы, пропорций и элементов оформления гжельского чайника. Акварель, гуашь (по выбору). Формат А3.
Тема 23 (2 ч).Подготовка к выставке. Подведение итогов
Календарный учебный график.
- 1 год обучения – 4 академических часа в месяц. Всего 35 часов
- 2 год обучения – 4 академических часа в месяц. Всего 35 часов
- 3 год обучения – 8 академических часов в месяц. Всего 70 часов