Фронтального фонетического занятия

Тема: Звук о

Цель. Учить детей различать на слух и правильно произ­носить звуки.

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед. Сядет тот, кого я назову ласково (Наталья — Наташенька. Татьяна — Танюшка, Сережа — Сереженька и т. д.).

II. Повторение пройденного материала

Логопед. Какие гласные звуки вы уже знаете? Назовите предметы, имена, которые начинаются со звуков а, у, и.

Я произнесу звуки тихо-тихо, а вы угадаете их и повторите хором:

А — у; и — у — а; а — у — и

Логопед только показывает артикуляцию звуков, не про­износя их вслух. Дети повторяют хором эти звуки.

Сколько звуков я произнесла? Какой звук первый, второй, третий?

III. Знакомство с новым материалом

Логопед расставляет на фланелеграфе 3 картинки, изоб­ражающие девочку, школьницу, взрослую женщину. Называ­ются их имена: Оленька, Оля, Ольга. Дети определяют пер­вый звук в этих именах и проговаривают хором его индиви­дуально.

IV. Игра «Эхо»

Логопед. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Эхо». Я буду говорить громко звук о, а вы отвечайте как эхо — тихо.

Затем логопед дает установку детям на длительное про­изнесение звука о и краткое.

Ребята, сейчас я буду произносить разные звуки, а вы мо­жете попрыгать как зайчики, но как только услышите новый звук о, вы должны сразу подбежать ко мне.

Ребята, звуку о скучно одному, он решил найти себе друга и подружился со звуком п. Получился маленький слог on, повторите его все вместе. Назовите, какой звук первый, вто­рой?

V. Физкультминутка

Не под окном, а около Каталось «О» и охало, «О» охало, «О» охало Не под окном, а около.

Дети, проговаривая потешку, выполняют различные дви­жения.

На стенде расставлены картинки с изображением предме­тов, названия которых начинаются на о: обручи, овощи, окна, осень, окунь, оса, облако.

Логопед называет предмет, дети — первый звук в слове. Затем картинки переставляются, проводится игра на разви­тие внимания и наблюдательности «Что изменилось?».

VII. Игра «Один — много»

Логопед бросает мяч ребенку, называя один предмет. Ребе­нок, поймав мяч, должен назвать этот предмет во множествен­ном числе. Например: окунь — окуни, облако — облака, окно — окна и т. д. При этом выделяется первый звук о в словах.

VIII. Итог занятия

Логопед еще раз уточняет с детьми, какой новый звук изу­чали на занятии. Ребята первого ряда произносят этот звук длительно, а второго — кратко.

В конце занятия дети вспоминают картинки, с которыми они знакомились и определяют первые звуки в этих словах.

Фронтальные занятия по формированию лексико-грамма- тических средств языка проводятся 3 раза в неделю. Их со­держание включает в себя:

Уточнение представлений детей об основных цветах и их оттенках.

Практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с продуктами питания (лимон­ный, яблочный), растениями (дубовый, березовый), различны­ми материалами (кирпичный, каменный, деревянный, бумаж­ный и т. д.).

Различение и выделение в словосочетаниях названий при­знаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое? Формирование ориентировки на совпадение окончания вопросительного слова и прилагательного. Усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе.

Упражнения в составлении сначала 2-х, а затем 3-х форм одних и тех же глаголов (иди — идет — иду), изменение формы глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица един­ственного и множественного числа: идет — идешь — идем.

Употребление предлогов на, под, в, из, обозначающих про­странственное расположение предметов, в сочетаниях с соот­ветствующими падежными формами существительных.

Совершенствование навыка ведения подготовленного ди­алога (просьба, беседа).

Закрепление навыка построенйя предложений; распрост­ранение предложений путем введения однородных членов; первоначальное усвоение наиболее доступных конструкций сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Составление коротких рассказов по картинке, серии кар­тинок, рассказов-описаний, пересказов.

Примерное распределение количества занятий следующее: 14 — отводится на формирование словаря и грамматического строя, 12 — на развитие связной речи. При проведении занятий используется лексический материал по темам: «Одежда», «Про­дукты питания» (повторение), «Домашние и дикие животные», «Частитела», «Новыйгод», «Зима», «8Марта», «Весна».

Отбор лексического материала производится с учетом не­достаточного навыка словообразования, типичного для детей данной категории, объема и характера словосочетаний, образу­емых отобранными для изучения лексическими единицами, соотнесенностью с тематикой воспитательных занятий. Этим определяется, в первую очередь, предметно-смысловое содер­жание коррекционной работы.

Овладение грамматическими умениями происходит в спе­циально организуемых коммуникативных ситуациях, связан­ных с изучаемой тематикой. Этим подготавливаются условия для овладения первоначальными навыками монологической речи. У детей формируются языковые средства для связного речевого высказывания.

Одновременно происходит овладение средствами синтак­сической связи для выражения несложных лексико-семанти- ческих отношений (причины, сравнения, времени и др.), а также для передачи межфразовой связи в коротком монологе.

В этом периоде обучения продолжается работа по разви­тию понимания речи, слухового внимания детей. Однако спе­циальных занятий в этом направлении не проводится. От­дельные упражнения включаются как фрагменты в логопеди­ческие занятия по развитию речи. У детей развивается вни­мание к слову, к более точному пониманию его значения, уме­нию выбрать из двух слов наиболее подходящее к данной си­туации. Например, логопед спрашивает детей, как правильно сказать: девочка сломала или разбила стекло? жук звонит или жужжит? мама приклеивает или заклеивает конверт? Про кого можно сказать: шипит, звенит, каркает, чирикает (змея, комар, ворона, воробей)? Усложненными являются упражне­ния, когда логопед просит детей послушать и сказать, правиль­ны ли по смыслу следующие предложения: На улице идет дождь, сними плащ. Надень шапку и развяжи ленточки и т. д.

Продолжается закрепление в речевых конструкциях грам­матического материала I периода обучения. Усложнение со­стоит в том, что логопед должен научить детей использовать этот материал в более сложных видах речевой деятельности.

Наряду с подобными заданиями во II периоде обучения логопед работает с детьми над пониманием текстов с конф­ликтной ситуацией.

Указанные методические приемы способствуют развитию внимания и памяти. Своевременное развитие понимания речи позволяет предупредить появление ошибок в активной речи детей.

Во II периоде продолжается работа по обучению детей са­мостоятельной постановке вопросов. Во время игры нужно создавать такую ситуацию, когда для правильного выполне­ния задания ребенок должен сам задать вопрос.

В процессе усвоения предметного словаря продолжается знакомство детей с различными способами словообразования. Сначала необходимо уточнить знания детей о различных ма­териалах и их свойствах (мех, дерево, стекло, бумага), продук­тах питания (шоколад, молоко, сливки), растениях (дуб, сосна).

Внимание детей привлекается к образованию новых слов с помощью суффиксов, при этом подчеркиваются звуковые и смысловые различия между словами. Например, стол дере­вянный — он сделан из дерева, кораблик бумажный — сделан из бумаги. Детей учат понимать обобщенное значение слова (например, дается задание отобрать все пластмассовые, дере­вянные предметы, бумажные, металлические игрушки и т. д.). Только после этого предлагается самостоятельно образовать относительные прилагательные от существительных, обозна­чающих название материала, из которого сделан предмет (ме­ховой, стеклянный, пластмассовый), со значением соотнесен­ности с продуктами питания (молочный, шоколадный, сливоч­ный), растениями (дубовый, еловый, кленовый, сосновый).

Детей учат вслушиваться в окончания прилагательных (мужской, женский, средний род), отвечать на вопросы типа: Про какой предмет можно сказать деревянный? деревянная? деревянное? (Пирамида, линейка, башня, колесо). Словарная работа тесно связана с практическим усвоением граммати­ческих форм слов. Различение и выделение в словосочетани­ях признаков предметов по их названию и вопросам: какой? какая? какое? требует умения вслушиваться в слова и пра­вильно соотносить окончание вопросительного слова и прила­гательного. Постепенно правильно образованные детьми при­лагательные включаются в разнообразные упражнения, тре­бующие от них самостоятельного образования соответствующей формы слов в зависимости от рода, числа, падежа существи­тельного, с которым они согласуются.

В это же время продолжается работа по обучению, состав­лению и распространению предложений. Работа над однород­ными членами предложения сочетается с работой над обобща­ющими понятиями. Дети составляют предложения с однород­ными дополнениями, подлежащими (На столе лежат книги, тетради. Мама, бабушка и Аленка пошли в лес за грибами), определениями (мяч — круглый, красный, резиновый), сказуе­мыми (Оля встала, взяла лейку, полила цветы). При этом ис­пользуются разные виды работ: составление предложений по картинкам, демонстраций действий, опорным словам, допол­нение предложения недостающими словами.

По мере того, как дети овладевают навыками употребле­ния простого распространенного предложения с однородными членами, можно начинать обучать их составлять разные виды сложных предложений. Например: Сначала надо посуду вы­мыть, а потом ее вытереть. У Вовы карандаш, он будет рисовать дом или раскрашивать машину.

При обучении правильному синтаксическому и граммати­ческому построению сложного предложения рекомендуется использовать вопросно-ответную форму речи. Сначала дети проговаривают вторую часть сложного предложения, отвечая на поставленный вопрос.

Необходимо научить детей правильно отвечать на вопрос почему? (Мальчик заплакал, потому что шар улетел), а так­же строить сложноподчиненные предложения типа: Я хочу, чтобы мы пошли в цирк.

Переход к практическому усвоению более сложных мор­фологических закономерностей диктует необходимость вклю­чения в логопедические занятия упражнений с предложными конструкциями. Поскольку предложные конструкции связа­ны с основными формами косвенных падежей, рекомендуется знакомство с предлогами проводить на материале словосоче­таний и несложных фраз. На первые занятия выносятся наи­более простые предлоги на, под, обозначающие место действия. Эти предлоги в речи появляются в числе первых, они являют­ся обиходными, легко моделируются в процессе наглядной демонстрации.

Работа над предлогами проводится поэтапно. Сначала уточ­няется понимание детьми пространственного расположения предметов, выраженного предлогами на, под.

Логопед дает детям «усеченное» задание:

— Положи кружок ... стол, а грибок ... стул, — и спраши­вает: — Понятно, как надо выполнить действия? А теперь по­слушайте еще раз: Положи кружок на стол, а грибок под стул. — Одинаковые или разные действия с предметами нуж­но выполнить? Чем они отличаются?

Логопед учит детей дифференцировать задания, вслуши­ваться в речевую инструкцию, удерживать в памяти ее пос­ледовательность.

Постепенно задания усложняются: в ряду «маленьких слов» надо выделить, например, слова под или на. Услышав их, в ряду: на, из, в, под, на, около, между, над, на, ребенок должен хлопнуть в ладоши. На этом этапе происходит ориен­тация на формальные признаки звукового образа предлога.

Затем детям предлагается задание на понимание обоб­щенного значения предлогов на, под: Книга лежит на столе. А где еще может лежать книга? (На стуле, на окне, на полке и т. д.). Мяч упал под стол. Куда он еще может закатиться? (Под шкаф, под кровать, под скамейку и т. д.).

При этом логопеду следует голосом, интонацией выделять предлог и изменяемое окончание: положить на стол, под стол, лежит на столе, под столом.

Таким образом, большая роль в занятиях отводится вслу- шанию в грамматические формы, ориентировке на морфем­ный состав слова.

После обучающего этапа в занятия включаются разнооб­разные упражнения на закрепление правильного и сознатель­ного употребления в речи предложных конструкций, состав­ление предложений по демонстрации действий или по анало­гии. Широко используются при этом подстановочные упражнения. Например, детям нужно вставить пропущенный предлог.

Правильность усвоения навыка контролируется задания­ми на выбор предлога, соответствующего заданной ситуации, например: яблоки лежат под столе, кошка сидит на столом. Какие «маленькие слова» надо изменить?

Можно использовать и такой вид работы: раздать детям по 2 предмета (мяч и игрушка, коробка и карандаш, книга и картинка и т. д.), предложить самостоятельно продумать, а за­тем продемонстрировать ряд действий с использованием этих предметов. Затем предложить им составить предложение так, чтобы в нем обязательно было одно из «маленьких слов» — на, под. Например: Я положил картинку на книгу, мячик под шкаф и т. д.

Осознанное употребление предложных конструкций по­могает вырабатывать у детей языковое чутье и явление пере­носа. При подборе упражнений, направленных на формирова­ние грамматических навыков, следует включать лексические единицы, знакомые детям.

Обучение составлению и распространению предложений путем введения однородных членов, объединение этих предло­жений в короткий рассказ занимают значительное место в си­стеме занятий II периода обучения. Одновременно отводится специальное время на упражнения, помогающие овладеть на­выками составления рассказов по картинке и серии картинок.

Статичные картинки включают в себя тот дидактический материал, который может служить основой для рассказа-описа­ния. Детям предлагается рассмотреть предмет (игрушку), с помощью логопеда выделить основные качества (цвет, величи­ну, форму, материал, из которого он сделан), а также назначение предмета. После чего, опираясь на план, предложенный логопе­дом, ребенок составляет короткий рассказ. В случае возникно­вения затруднений логопед дает образец своего рассказа-описа- ния, который ребенок повторяет. Далее проводится аналогич­ная работа с рассматриванием и описанием другого предмета (игрушки), но уже предусматривается большая самостоятель­ность ребенка (сам составляет рассказ, используя план).

Динамические картинки включают в себя дидактический материал, позволяющий ребенку рассказать о событиях, изобра­женных на них, о последовательно сменяющихся ситуациях.

Составлению рассказа по картинке предшествует следую­щая работа:

а) рассматривание картинки;

б) уточнение понимания отдельных слов;

в) беседа по вопросам с целью выяснения понимания содер­жания картинки.

Затем дается план, опираясь на который, дети составляют рассказ.

В процессе работы над рассказом по картинке можно вклю­чать элементы рассуждения. Логопед задает вопросы типа: Почему заплакала Наташа? Почему ты решил, что наступило лето? и т. д.

Для составления рассказов по картинке можно рекомен­довать такие серии, как «Мы играем», «В детском саду», «Наша Таня», «Зимние забавы», иллюстрации к русским народным сказкам.

В процессе всей этой работы логопед приучает детей удер­живать в памяти заданный план в строгой логической последо­вательности, рассказывать прежде всего о главных событиях.

Большое место в формировании связной речи занимает пе­ресказ. На первоначальных занятиях с целью развития слухо­вой памяти и внимания предлагаются следующие упражнения:

Запоминание коротких текстов из 3-4 предложений, свя­занных между собой по содержанию. Материал подбирается из слов с правильно произносимыми звуками. Рекомендуется давать упражнения с деформированным текстом.

Запоминание 3 предложений, которые логопед называет в нарушенной последовательности. Дети должны восстановить правильную последовательность в деформированном тексте и пересказать его. Например: Мальчики закрывают ворота гара­жа. Дети нагружают самосвал кирпичом. Дети строят гараж.

При планировании занятий по пересказу подбираются тек­сты с простой и понятной фабулой, с четко выраженной логи­ческой последовательностью действий.

Пересказ предполагает развитие у детей таких речевых умений, как репродукция, комбинирование, конструирование. Значение пересказа важно в плане развития логичности речи. В обучении детей пересказу рекомендуется поэтапность.

Сначала логопед проводит краткую беседу, подводя детей к теме рассказа. Например:

Кто из вас, дети, видел ежика?

Чем покрыто тело ежика?

Чем питаются ежи? И т. д.

Далее логопед предлагает послушать рассказ про ежа (без установки на пересказ). Прослушав рассказ, дети отвечают на иопросы по его содержанию.

Повторное чтение рассказа сопровождается установкой логопеда: «Прослушайте внимательно рассказ, вы будете его пересказывать». Затем логопед задает несколько вопросов и предлагает детям пересказать прослушанный рассказ.

Это занятие проводится с подгруппой из 6-8 детей. Реко­мендуется прослушать пересказ 1-2 детей, предупредив осталь­ных, чтобы они слушали внимательно и при необходимости помогли исправить ошибки. В ряде случаев при пересказе ис­пользуется фланелеграф и отдельные эпизоды рассказа на­глядно оформляются на доске (с помощью фигур действую­щих лиц). Для воспитания устойчивого и активного внима­ния можно предложить детям пересказ «по цепочке», а также драматизацию фрагментов рассказа. При проведении всех видов работы по обучению пересказу необходимо стремиться к тому, чтобы дети правильно употребляли ранее отработан­ные грамматические категории и поставленные звуки. Ниже приводятся примерные конспекты фронтальных занятий.

ТЕМА: ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

Цель. Научить детей употреблять в речи притяжательные прилагательные.

Ход занятия

I. Организационный момент

Отгадывание загадок.

Логопед. К нам пришли гости. Угадайте, кто это? Хожу в пушистой шубке, Живу в густом лесу, В лесу на старом дубе Орешки я грызу. (Белка)

Ходит летом косолапо, А зимой сосет он лапу. (Медведь) Рыжая плутовка, Хитрая да ловкая. Хвост пушистый, Мех золотистый. В лесу живет, В деревне кур крадет. (Лиса)

Догадались, кто у нас в гостях?

Дети. Звери.

Логопед. У каждого большого зверя есть детеныши. Да­вайте назовем их.

Игра «Найди свою маму»

Детям раздаются маски зверей. Каждый надевает на себя маску и зовет своего детеныша. Например: Я лиса. Где мой лисенок? Я белка. Где мой бельчонок? Я медведица. Где мой медвежонок? «Звери» находят друг друга и строятся парами.

II. Игра «Чей хвост, чьи уши?»

На доске выставлены картинки с изображением зверей.

Логопед спрашивает детей, что они видят на картинках, что общего у этих зверей (морда, хвост, лапы, уши, туловище).

Логопед. Назовите, дети, части тела различных живот­ных. Это лиса. У лисы морда. Послушайте, как надо назвать морду лисы и других зверей. Чья морда? — Лисья. Это волк. Чья морда? — Волчья. Чей хвост? — Волчий, лисий. Чьи уши? — Волчьи, лисьи.

Дети проговаривают сочетания: лисья, медвежья морда и т. д.

Детям раздаются картинки с изображением животных, где перепутаны части их тела. Дети должны правильно подо­брать соответствующие картинки.

III. Игра «Найди свой домик»

Логопед. Все звери живут в домах, которые по-разному называются: конура, нора, гнездо, берлога. Для каждого зверя надо найти свой домик. Выбрать зверя помогут картинки, на которых нарисованы части тела этих животных. Например: Это лисий хвост. Мой зверь — лиса. Она живет в норе. Это беличий хвост. Мой зверь — белка. Она живет в дупле и т. д.

IV. Итог занятия

Логопед выставляет на доске 4 предметных картинки. Дети должны их назвать и определить лишнюю, объяснив, почему она не подходит.

Например: лисий хвост, заячий хвост, лиса, медвежий хвост; беличья морда, медвежьи лапы, волк, заячьи уши.

ТЕМА: ПРИСТАВОЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ

Цель. Научить детей понимать и употреблять в речи при­ставочные глаголы.

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед. Сядет тот, кто запомнит и назовет ряд слов: воротник, манжеты, рукава, подкладка, вешалка, молния, кноп­ки, петли, пояс.

II. Повторение приставочных глаголов, образованных от глагола «ходить»

Логопед. На одном из предыдущих занятий мы говори­ли о действиях, которые выполняли ребята: один мальчик ходил по комнате, другой — переходил через дорогу, третий — выходил из дома.

Было одно действие — ходить, а маленькие части слова — пере-, вы-, под-, за- помогали правильно называть это дей­ствие.

Покажите картинку, где мальчик выходит из комнаты, переходит через дорогу, подходит к двери. Какие маленькие части слова изменяли значение действия? (Интонационно выделяет приставку.)

Вы-, пере-, под-

Сегодня мы будем говорить о другом действии — шитье.

Посмотрим, как маленькие части слова под-, вы-, за- будут изменять значение действия.

На столе размещается большая кукла-мама со швейной машинкой.

Логопед. Сейчас вы будете одним словом отвечать на мои вопросы.

Что делает мама?

Дети. Шьет.

Логопед. Что шьет мама?

Дети. Рубашку.

Логопед. Что еще может шить мама?

Дети. Платье, кофточку и т. д.

Логопед. Скажите все предлбжение полностью. — Мама шьет платье и рубашку, кофту.

Но вдруг у платья оторвался рукав! Что нужно сделать с рукавом?

Я подскажу только часть слова, а вы догадайтесь дальше сами: при...

Дети. Пришить.

Логопед. Что можно пришить к рубашке? Платью?

Дети. Воротник, пояс, пуговицы, манжеты и т. д.

Дети составляют предложения: Кто? Что делает? Что? (Мама пришивает рукав.)

Залез Вова на забор в новой рубашке, зацепился и рубашку разорвал. Пришел к маме и просит рубашку зашить. Что дела­ет мама? — Зашивает рубашку.

Дети составляют предложения типа: Мама зашивает ру­башку.

Логопед. К нам в гости пришла кукла Таня. Вам нра­вится ее платье? Оно длинное. Что нужно сделать? Подскажу только часть слова — под-, а вы назовите, какое действие вы­полнила мама, чтобы платье стало короче?

Дети. Подшила. Мама подшила платье.

Логопед. Вспомните и назовите все действия, которые выполняла мама.

Дети. Мама шила, зашивала, пришивала, подшивала.

III. Игра «Угадай слово»

Для игры используются наборы предметов: швейная ма­шинка, нитки в катушках, нитки-мулине, пяльца, молния, кур­тка; пальто, пуговица, платье с оторванным рукавом, колготки с дыркой и т. д.

Логопед. Посмотрите, что лежит у меня на столе. А те­перь догадайтесь, какие действия можно выполнить с этими предметами. Надо выйти к столу, взять 2 предмета и приду­мать действие, но так, чтобы использовать части слова: вы-, при-, за-.

Дети, выполняя действия, составляют предложения. На­пример: Я пришиваю молнию. Я зашиваю колготки. Я выши­ваю салфетку и т. д.

Можно организовать диалог типа: Я пришиваю пуговицу. А ты? — А я вышиваю узор. А ты? — А я зашиваю дыру и т. д.

Теперь я буду говорить только маленькую часть слова, а вы должны догадаться, о каком действии я подумала: при-, вы-, за- и т. д.

Логопед еще раз обращает внимание детей на то, как ма­ленькие части слова при-, за-, под- помогают правильно вы­полнять и называть разные действия.

IV. Игра «Сошьем сами платье»

Логопед. Давайте сошьем кукле платье к празднику. Я его только начала шить, а продолжать будем все вместе. Дета­ли платья лежат у меня на столе. Назовите их и скажите, что вы будете с ними делать (пришивать рукава, манжеты, карма­ны, воротник, пояс).

Действия выполняются детьми. Они составляют предло­жения.

Например: Я вышиваю узор. Я пришиваю воротник и т. д.

V. Итог занятия

Логопед. Вспомните и назовите, какие действия мы се­годня выполняли и какие маленькие части слова нам в этом помогали?

Дети. Мы шили, подшивали, зашивали, вышивали, при­шивали.

ТЕМА: ЗИМА

Цель: Составление рассказа пр теме «Зима».

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед. Сядет тот, кто запомнит и повторит следующие слова: холодная, морозная, снежная зима; белый, пушистый снег; холодные, крупные снежинки; прозрачный, гладкий, ров­ный лед; холодный, сильный ветер; снегири, воробьи, синицы.

II. Беседа о зиме

Логопед. Я вам загадаю загадку: Снег на полях, Лед на реках, Вьюга гуляет, Когда это бывает? (Зимой)

Сегодня мы с вами будем говорить о зиме. Какое сейчас время года?

Дети. Зима.

Логопед. Какая погода стоит зимой? Дети. Холодная.

Логопед. Если зимой холод, то какая это зима? Дети. Холодная. Логопед. Что выпадает зимой? Дети. Снег.

Логопед. Если зимой снежно, то значит зима какая? Дети. Снежная.

Логопед. А если зимой морозно, то какая зима? Дети. Морозная.

Аналогично дети образуют прилагательные от наречий: рано, поздно, метельно — ранняя, поздняя, метельная.

Логопед. А если зимой очень холодно, дуют сильные вет­ры, то зима какая?

Дети. Студеная.

Логопед. Вот как много мы рассказали о зиме. А теперь вспомним все, что мы рассказали. Какая зима?

Дети. Холодная, снежная, морозная, ранняя, поздняя, ме­тельная, студеная.

Логопед. Сейчас будем составлять предложения о зиме. Но они должны быть разными, непохожими друг на друга. Вот, например, послушайте, какое я составила предложение: На­ступила холодная, суровая зима.

Логопед выкладывает на фланелеграфе деревья, дом, дети составляют предложения о зиме.

Вы говорили, что зимой падает снег. Какой выпадает снег?

Дети. Белый, пушистый, легкий, блестящий, холодный, липкий, мокрый.

Дети составляют распространенные предложения о сне­ге: Выпал липкий, белый снег. (На фланелеграфе выкладыва­ется снег.)

Логопед. Какие бывают сугробы?

Дети. Большие, высокие, мохнатые, пушистые.

Логопед. Составьте предложение.

Дети. Появились огромные пушистые сугробы.

Логопед. Что происходит с реками, озерами, прудами зи­мой?

Дети. Они замерзают, покрываются льдом.

Логопед. Какой бывает лед?

Дети. Твердый, прозрачный, скользкий, толстый, тонкий, блестящий, хрупкий.

Логопед. Реки и озера покрылись прозрачным, скольз­ким льдом.

На фланелеграфе выставляется соответствующая картинка.

Назовите птиц, которые зимуют у нас.

Дети. Снегири, воробьи, синицы.

Логопед. Если они зимуют, то как их называют?

Дети. Зимующими.

Логопед. Если погода холодная, нет корма, то каково птич­кам?

Дети. Холодно, голодно.

Дети составляют соответствующие предложения: Зимую­щим птицам холодно и голодно и т. д.

Логопед. А как можно помочь птицам?

На фланелеграфе картинка, где девочки вешают кормуш­ку и кормят птиц.

Наши рекомендации