Блок I. Психолого-педагогические проблемы и пути их преодоления.
Цель: Содействовать развитию у родителей психологической компетентности в
вопросах общения.
1.1. Упражнение «Прогулка в детство»
Упражнение является подготовительным для последующего формирования навыка распознавания различных эго-состояний и позволяет с помощью биографических воспоминаний и вызванных ими телесных ощущений проследить «индивидуальную историю» таких составных частей личности, как «Родитель» и «Ребенок»
а) Вспомнить «золотое детство».
Как вас хвалили родители?
Как ругали за проступки и шалости?
Какие ваши мысли, действия родители одобряли? По поводу каких выражали неодобрение?
Какие телесные ощущения возникают в связи с этими воспоминаниями?
б) Детство продолжается, или «Стать родителем самому себе».
Вспомните, в каких ситуациях во взрослой жизни вы испытывали подобные ощущения?
В каких ситуациях вы чувствовали себя ребенком или замечали связь ваших поступков с усвоенными в детстве образцами поведения?
Как вы поощряете и наказываете себя? Какие слова, фразы вы себе говорите в эти моменты? Что общего в возникающих при этом телесных ощущениях с тем, что вы испытывали в детстве, когда вас воспитывали ваши родители?
Чей голос, интонации, выражения звучат в вашем внутреннем диалоге, когда вы даете оценку своему поведению? Напоминает ли это родительские нотации, которые вы выслушивали в детстве? Можете ли вы чувствовать себя более уверенно, избавившись от подобных самообвинений и самонаказаний? Осознавая это, представьте, как вы можете изменить свое поведение в типичных жизненных ситуациях, обрести большую зрелость, ответственность, уверенность и независимость.
1.2. Ребёнок и взрослый: пути оптимизации их взаимодействия
Цель: Содействовать развитию у родителей психологической компетентности в вопросах оптимизации взаимодействия взрослого с ребёнком.
Содействовать осознанию родителями собственной роли в оптимизации взаимодействия с детьми.
Упражнение «Материнская эмпатия»
Это упражнение является поистине незаменимым методом семейной психологической помощи детям с психологическими проблемами (нарушения поведения, гиперактивность, повышенная нервнопсихическая возбудимость) и телесными заболеваниями (от психосоматических расстройств до серьезных соматических нарушений). В исходной методике воздействие осуществляется спустя 30 минут после того, как ребенок заснул. Мать ребенка при этом произносит предварительно составленный оздоровительно-суггестивный текст (стереотипно повторяемый в дальнейшем), состоящий из коротких формул внушения, тематически объединенных в четыре блока:
Кроме того могут быть использованы практические упражнения:
I блок – выражение материнской любви;
II блок – физическое здоровье;
III блок – нервно-психическое здоровье;
IV блок – «Я забираю твою болезнь».
Для первого блока, в частности, рекомендуется следующий набор внушений (Драпкин Б.З., 2002):
а) Я тебя очень сильно люблю.
б) Ты самое дорогое и родное, что у меня есть.
в) Ты моя родная частичка, родная кровинушка.
г) Я без тебя не могу жить.
д) Мы все тебя очень сильно любим.
Упражнение проводится во время засыпания ребенка, в переходном состоянии между сном и бодрствованием. При этом «прелюдией» служит любой занимательный для ребенка сказочный текст. Переход к суггестивному тексту производится после достижения состояния «вегетативного резонанса».
Последовательность вхождения в рабочее, «резонансное» состояние:
а) Телесный контакт. Мать может обнимать ребенка либо, если в течение дня у ребенка были какие-либо телесные жалобы, нежно прикладывать ладонь к больному месту.
б) Релаксация. Матери необходимо предварительно освоить навык релаксации: расслабляющие поглаживания (до состояния поверхностного расслабления не более чем за 2–3 минуты).
в) Синхронизация дыхания матери с дыханием ребенка (обычно в течение одной минуты).
г) Наблюдение матерью за телесными ощущениями, «индуцированными» невербальным общением с ребенком. Подобное сенсорное осознавание обычно в течение 2-3 минут приводит к достижению состояния телесно-эмоционального резонанса.
Затем матери следует перейти к негромкому, проникновенному и прочувствованному произнесению заготовленного текста, сохраняя состояние резонанса и поддерживая все составляющие его элементы. Объем текста должен быть таким, чтобы при однократном проговаривании он укладывался в 2-3 минуты. Количество повторений – от 3 до 5.