Перед боем солдатам давали водку
Наркомовская доза – ежедневная порция водки, равная 100 гр., которая выдавалась солдатам Красной Армии, участвовавшим в боевых действиях во время войны СССР с Финляндией (30.11.1939 – 13.3.1940) и Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Регулярная выдача порции водки бойцам была введена в янв. 1940. С самого начала войны с финнами советские войска терпели большой урон от сильных морозов (температура опускалась ниже 40°С). В связи с этим, с санкции Совета Народных Комиссаров СССР, нарком обороны К.Е. Ворошилов распорядился выдавать ежедневно бойцам и командирам, участвующим в боях, 100 г водки. Отсюда появилось среди фронтовиков название «наркомовская доза» или «наркомовские 100 грамм». Было распространено еще название «боевые 100 грамм». Выдача водки по 100 г в сутки солдатам и офицерам на войне с Германией была введена с 1 сентября 1941. На боевые линии обычно доставлялся в бочках или флягах спирт и на месте разбавлялся водой до концентрации водки. Однако постановлением Государственного Комитета Обороны №ГОКО 1727 с от 11 мая 1942 г. «Прекратить с 15 мая 1942 г. массовую ежедневную выдачу водки личному составу войск действующей армии… Сохранить ежедневную выдачу водки только военнослужащим частей передовой линии, имеющим успехи в боевых действиях, увеличив норму выдачи водки до 200 г. на человека вдень…».[145]
В послевоенные годы наркомовская доза подверглась критике, т.к. именно по причине её потребления погибло на войне много солдат и офицеров (замерзли, попали под пули противника, когда «море по колено» и т.п.). Эту наркомовскую дозу давали солдатам якобы для храбрости, однако многие бойцы того времени понимали её вред и сами выбирали трезвость в бою:
«Нам в десанте давали эти пресловутые «сто грамм», но я их не пил, а отдавал своим друзьям. Однажды в самом начале войны мы крепко выпили, и из-за этого были большие потери. Тогда я и дал себе зарок не пить до конца войны (…) Кстати, на войне ведь почти никто не болел, хотя и спали на снегу, и лазили по болотам. Нервы были на таком взводе, что не брала никакая хворь. Все само проходило. Обходились и без ста грамм. Все мы были молоды и воевали за правое дело. А когда человек ощущает свою правоту, у него совсем другие рефлексы и отношение к происходящему.» (Режиссер Григорий Чухрай); «Вообще выдавали их только перед самой атакой. Старшина шел по траншее с ведром и кружкой, и те, кто хотел, наливали себе. Те, кто был постарше и поопытнее, отказывались. Молодые и необстрелянные пили. Они-то в первую очередь и погибали. «Старики» знали, что от водки добра ждать не приходится» (Режиссер Петр Тодоровский).[146]
«Восторженные поэты назвали эти предательские сто граммов «боевыми». Большего кощунства трудно измыслить. Ведь водка объективно снижала боеспособность Красной Армии» (Генерал армии Н.Лященко).[147]
Многие победы прошлого были одержаны в абсолютной трезвости. К этому можно вспомнить, например, великого русского генералиссимуса Суворова, который одержал десятки побед и был убеждённым трезвенником.
4.4. Франция пьёт веками и процветает
По данным крупнейших ученых мира,[148] лауреатов Нобелевской премии, профессоров Жана Доссе и Франсуа Жакоба, во Франции алкоголь и табак уносят ежегодно до ста тысяч жизней, не считая огромного числа инвалидов и умственно отсталых от рождения. Болезни и инвалидность, прямая причина которых – потребление этих ядов, обходятся государственной казне Франции примерно в 18 млрд. долларов в год.
Согласно исследованиям А. Фуллье,[149] алкоголизм во Франции стал расцветать только в конце 19 века. До этого же пили в основном только «избранные». Действительно, приходится констатировать, что Франция начала спиваться раньше России и поэтому из России это хорошо видно.
Демагогия
Демагогия алкогольная (проалкогольная) – спекуляция реальными алкогольными и трезвенными проблемами, запросами, надеждами в скрытых целях, нередко корыстных, личных или групповых, либо изображение каких-либо событий в истории алкоголизации и трезвенных движений в ложном свете. Демагогия алкогольная обычно сопровождается фальсификацией фактов, оформляется внешне правдоподобной, но по существу искусно подтасованной аргументацией. Кажущееся правдоподобие демагогической аргументации позволяет демагогу добиваться желаемых результатов, не обнародуя своих действительных намерений. Демагогия алкогольная стала в антиалкогольной политике сильным и опасным средством манипуляции массовым и индивидуальным сознанием. Не случайно мастерами демагогии алкогольной оказываются наиболее реакционные и неискренние журналисты, писатели и исследователи алкоголизма, вынужденные маскировать свои подлинные действия, равно как и свой истинный «антиалкогольный» облик. Внешний признак демагогии алкогольной – ложный пафос, цветистое красноречие, аппеляция к примитивным инстинктам слушателей и т.п.
Существует множество утверждений, относящихся к демагогии алкогольной. Мы выделим самые распространённые утверждения, которые вроде бы правдивы, однако, из этих, вроде бы правдивых, утверждений, очень часто делается ложный вывод.
Я свободный человек
Наверное, самое пространное утверждение. Между тем, важен не только анализ того, как человек распоряжается своей свободой, но ещё то, что свобода бывает принципиально разной. Что такое настоящая свобода? Представьте, два человека. Первый может ходить куда угодно, другой нет. Какой из них более свободен? На первый взгляд свободнее первый. Уточним ситуацию. Они стоят на крыше дома и у того, кто может ходить, куда угодно, завязаны глаза. Это коренным образом меняет ситуацию. Он идёт, не видя обрыва и, оступившись, падает и разбивается насмерть или, получив серьёзные увечья, лежит в реанимации, после чего от его свободы не остаётся и следа. Тот же, кто видит край дома, идёт осторожно. Итак, свобода – это видение последствий своих поступков.
5.2. У каждого человека есть своё право
Данное пособие защищает естественное право человека на полноту информации. А эти права были похищены пропагандой вокруг алкоголя и табака, как от Систем Массовой Информации, так и от друзей и даже родителей. Человеку, фактически, не дали свободы выбора. Ему предложили пьянство и «культурное» употребление. Но есть и третий вариант – абсолютная и сознательная трезвость. Это оптимальный путь.