Глава 12. задержание подозреваемого 6 страница
28. В стадиях досудебного производства вопросы об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу рассматривает судья районного суда (или гарнизонного военного суда) независимо от подследственности и возможной подсудности расследуемого дела, вида и уровня органа, производящего предварительное расследование.
29. Эти вопросы рассматривает суд по месту производства предварительного расследования или по месту задержания подозреваемого. Положения ст. ст. 108 и 152 УПК в буквальном их истолковании содержат противоречия в вопросе о том, какой районный суд - по месту совершения преступления либо по месту нахождения вышестоящего следственного органа, в производстве которого находится дело, полномочен решать вопрос об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.
В связи с этим Пленум ВС РФ в Постановлении от 19 декабря 2013 г. N 41 (п. 27) дал разъяснение о том, что в случаях, когда предварительное расследование производится следственным органом, занимающим в системе следственных органов положение вышестоящего по отношению к следственным органам районного уровня (ч. 6 ст. 152 УПК), ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу рассматривает районный суд (гарнизонный военный суд) по месту нахождения следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело.
Эти положения согласуются с позицией КС РФ, по мнению которого, в противном случае следователь, ведущий производство по уголовному делу о преступлениях, совершенных в соучастии на территории разных судебных районов, был бы вынужден обращаться за судебным разрешением на применение соответствующей меры пресечения в разные суды, принимать решения о своем выезде и об этапировании обвиняемых в эти суды, направлять в эти суды необходимые материалы уголовного дела, что осложняло бы производство по уголовному делу и увеличивало срок его расследования. Более того, это позволяло бы следователю, расследующему уголовное дело о преступлениях, совершенных в разных местах, обратиться в любой суд по месту совершения любого из таких преступлений, что приводило бы к установлению подсудности не на основании нормативно закрепленных критериев, а по усмотрению правоприменителя (см. Определение КС РФ от 7 февраля 2013 г. N 132-О).
30. В случае задержания в порядке ст. ст. 91 и 92 УПК лица, объявленного в розыск, ходатайство об избрании ему меры пресечения в виде заключения под стражу вправе рассмотреть суд по месту его задержания. При этом суд должен располагать копиями постановления о возбуждении ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и материалов, подтверждающих его обоснованность, надлежаще удостоверенных руководителем следственного органа или начальником органа дознания либо начальником подразделения дознания по месту задержания подозреваемого или обвиняемого либо следователем или дознавателем, в производстве которого находится уголовное дело.
31. Вопросы об избрании заключения под стражу в качестве меры пресечения рассматриваются судом в судебном заседании с обязательным участием подозреваемого, обвиняемого. Из этого правила имеются исключения. В частности, суд в отсутствие лица вправе принять решение об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении обвиняемого, объявленного в международный розыск; в отношении обвиняемого, который скрылся от суда (ч. 2 ст. 238 УПК), при условии что данный факт с достоверностью установлен судом; при рассмотрении уголовного дела в суде вышестоящей инстанции, когда осужденный, должным образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, отказался от участия в заседании суда, который избирает эту меру пресечения. В последнем случае вопрос об избрании или о сохранении меры пресечения обычно возникает при необходимости отмены судами апелляционной и кассационной инстанций приговора в отношении лица, уже содержащегося под стражей или отбывающего наказание в виде лишения свободы, с передачей дела на новое судебное рассмотрение либо о возвращении его прокурору.
32. При рассмотрении судом первой инстанции вопросов об избрании заключения под стражу в отсутствие подозреваемого, обвиняемого в судебном заседании обязательно участие защитника, а также обеспечение соблюдения всех иных процессуальных прав подозреваемого, обвиняемого. Допуская рассмотрение судом ходатайства об избрании названной меры пресечения в отсутствие обвиняемого в указанных случаях, закон не предусматривает возможность ограничения при этом и других его прав, не предполагает принятие судом решения без исследования доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие оснований для применения такой меры процессуального принуждения, и не исключает право обвиняемого оспорить судебное решение о ее избрании (см. Определения КС РФ от 18 января 2005 г. N 26-О и от 29 мая 2012 г. N 1016-О).
33. Обязанности по организации доставления подозреваемого, обвиняемого в суд для избрания меры пресечения возлагаются на лицо, в производстве которого находится уголовное дело. При недоставлении подозреваемого, обвиняемого суд возвращает ходатайство без рассмотрения, о чем выносит постановление. Возвращение по этой причине материалов не препятствует последующему обращению в суд с таким же ходатайством.
34. Рассмотрение ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу проводится в открытом судебном заседании. Исключение составляют случаи рассмотрения таких ходатайств на предварительном слушании и случаи, указанные в ч. 2 ст. 241 УПК, например, если открытое разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны, в том числе тайны следствия, на что должно быть указано в ходатайстве.
35. Вопрос об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу подлежит рассмотрению с участием защитника, если последний участвует в уголовном деле. В судебном заседании вправе также участвовать законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, руководитель следственного органа, следователь, дознаватель. Неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещенных о времени судебного заседания, не считается препятствием для рассмотрения ходатайства, за исключением случаев неявки обвиняемого и защитника.
36. В случаях когда явка в судебное заседание приглашенного защитника невозможна, а от защитника, назначенного в порядке ч. 4 ст. 50 УПК, подозреваемый или обвиняемый добровольно отказался, ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу без участия защитника может быть рассмотрено только в тех случаях, когда его участие в деле необязательно (ст. 51 УПК).
Если участие защитника в судебном заседании в соответствии с требованиями ст. 51 УПК является обязательным, а приглашенный защитник, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, то дознаватель или следователь принимает меры по назначению защитника. При рассмотрении ходатайства в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления в несовершеннолетнем возрасте, участие защитника обязательно независимо от того, достиг ли подозреваемый, обвиняемый к этому времени совершеннолетия. Данное правило относится и к случаям, когда лицо обвиняется в нескольких преступлениях, одно из которых совершено им в возрасте до 18 лет, а другое - после достижения совершеннолетия.
37. В соответствии с ч. 2 ст. 49 УПК по определению или постановлению суда в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. Пленум ВС РФ в Постановлении от 19 декабря 2013 г. N 41 (п. 16) разъяснил, что при решении вопросов о заключении под стражу в стадиях досудебного производства указанные лица не допускаются, а в качестве защитников участвуют только адвокаты.
38. Установленный законом порядок рассмотрения судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу не исключает участия в судебном заседании потерпевшего. Потерпевший вправе лично участвовать в судебном заседании или довести до суда свою позицию через представителя или законного представителя. Как указал КС РФ, потерпевший вправе в случаях, когда решением вопроса о мере пресечения затрагиваются его права и законные интересы, в том числе связанные с необходимостью защиты личной безопасности от угроз со стороны обвиняемого или обеспечения возмещения причиненного преступлением материального ущерба, довести до сведения суда свою позицию относительно избрания той или иной меры пресечения в отношении обвиняемого (см. Определение от 17 октября 2006 г. N 422-О).
39. При решении вопроса об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу должно быть обеспечено право участвующих в деле лиц ознакомиться с материалами, на основании которых принимается решение. Ознакомление с указанными материалами проводится в разумные сроки, но в пределах установленного законом времени для рассмотрения судом ходатайства об избрании заключения под стражу в качестве меры пресечения или о продлении срока ее действия.
40. Процедура рассмотрения вопроса об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу носит сквозной характер и применяется на стадиях досудебного и судебного производства по делу. Если вопрос об избрании в отношении подсудимого в качестве меры пресечения заключения под стражу возникает в суде, то решение об этом принимает суд, рассматривающий дело, по ходатайству стороны или по собственной инициативе, о чем выносится определение или постановление.
В начале заседания судья объявляет, какое ходатайство подлежит рассмотрению, разъясняет явившимся в судебное заседание лицам их права и обязанности. Затем прокурор либо по его поручению лицо, возбудившее ходатайство, обосновывает его, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица.
Вопрос об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в ходе предварительного расследования рассматривается в судебном заседании с участием указанных выше лиц в порядке, установленном ст. 108 УПК. Этот вопрос может быть рассмотрен также на предварительном слушании, проводимом при наличии оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 229 УПК, либо в ходе судебного разбирательства дела судом первой (ст. 255 УПК) или вышестоящих инстанций, например апелляционной, в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 389.11 УПК, с соблюдением той же процедуры.
41. Частью 13 комментируемой статьи предусмотрено в большей мере организационное, чем процессуальное правило о том, что не допускается возложение полномочий по вопросам применения меры пресечения в виде заключения под стражу на одного и того же судью на постоянной основе. Эти полномочия распределяются между судьями соответствующего суда в соответствии с принципом распределения уголовных дел.
42. Рассмотрев ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, судья выносит одно из следующих постановлений: 1) об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу; 2) об отказе в удовлетворении ходатайства; 3) о продлении срока задержания.
Продление срока задержания допускается при условии признания судом задержания законным и обоснованным на срок не более 72 ч с момента вынесения судебного решения по ходатайству одной из сторон для представления ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. При этом в постановлении о продлении срока задержания указываются дата и время, до которых продлевается этот срок.
43. В случаях отказа в удовлетворении ходатайства об избрании заключения под стражу судья по собственной инициативе вправе при наличии оснований, предусмотренных ст. 97 УПК, и с учетом обстоятельств, указанных в ст. 99 УПК, избрать в отношении подозреваемого или обвиняемого меру пресечения в виде залога или домашнего ареста. При этом следует учитывать правовые позиции, высказанные КС РФ о том, что залог в качестве меры пресечения применяется лишь по ходатайству подозреваемого, обвиняемого либо другого физического или юридического лица в судебном заседании с участием обвиняемого и (или) его защитника. Вид и размер залога определяются судом с учетом характера совершенного преступления и прочих обстоятельств, заслуживающих внимания. Судом должны соблюдаться и другие предусмотренные законом особенности избрания указанных мер пресечения.
44. Возможно принятие судом и иных процессуальных решений. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума ВС РФ от 19 декабря 2013 г. N 41 (п. 24), судья вправе рассматривать только ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, которые возбуждены с согласия должностных лиц, указанных в законе. Если согласие дано иным лицом, судья возвращает ходатайство без рассмотрения, о чем выносит постановление. Аналогичное решение принимается в случае недоставления в суд подозреваемого или обвиняемого (п. 15 Постановления). Может быть принято также постановление о прекращении производства в случае отзыва ходатайства полномочным лицом.
45. Постановление судьи направляется лицу, возбудившему ходатайство, прокурору, подозреваемому, обвиняемому или потерпевшему и подлежит немедленному исполнению. Союз "или" в данном случае не означает выбора; копии постановления должны направляться всем перечисленным лицам, в том числе потерпевшему.
46. В Постановлении Пленума ВС РФ от 19 декабря 2013 г. N 41 (п. 29) даны подробные разъяснения о содержании постановления суда об избрании меры пресечения или ее продлении. В нем следует дать оценку обоснованности подозрения в совершении лицом преступления, а также наличию оснований и соблюдению порядка задержания подозреваемого; наличию предусмотренных ст. 100 УПК оснований для избрания меры пресечения до предъявления обвинения и соблюдения порядка ее применения; законности и обоснованности уведомления лица о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст. 223.1 УПК; соблюдению порядка привлечения лица в качестве обвиняемого и предъявления ему обвинения, регламентированного гл. 23 УПК. В нем должно быть указано также, почему в отношении лица не может быть применена более мягкая мера пресечения; приведены результаты исследования в судебном заседании конкретных обстоятельств, обосновывающих избрание данной меры пресечения или продление срока ее действия, доказательства, подтверждающие наличие этих обстоятельств, а также оценка судом этих обстоятельств и доказательств с изложением мотивов принятого решения.
Указанные обстоятельства и результаты их исследования должны быть приведены в каждом решении вне зависимости от того, в какой стадии судопроизводства и в какой форме - в виде отдельного постановления (определения) или в виде составной части постановления (определения), выносимого по иным вопросам (в частности, по итогам предварительного слушания, об отмене приговора и о передаче уголовного дела на новое судебное разбирательство), - оно принимается.
47. В описательно-мотивировочной части постановления (определения), вынесенного в отношении нескольких обвиняемых, подсудимых, следует излагать мотивы принятого решения в отношении каждого из них в отдельности. В резолютивной части такого постановления (определения) необходимо указывать срок, на который продлено содержание под стражей, и дату его окончания в отношении каждого лица.
48. Повторное обращение в суд с ходатайством о заключении под стражу одного и того же лица по тому же уголовному делу после вынесения судьей постановления об отказе в избрании этой меры пресечения возможно лишь при возникновении новых обстоятельств, обосновывающих необходимость заключения лица под стражу.
49. Лицо, в производстве которого находится уголовное дело, незамедлительно уведомляет о месте содержания под стражей или об изменении места содержания под стражей подозреваемого или обвиняемого кого-либо из его близких родственников, при их отсутствии - других родственников. При заключении под стражу военнослужащего уведомляется также командование воинской части; при заключении под стражу лица, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, - также секретарь Общественной палаты РФ и соответствующая общественная наблюдательная комиссия; при заключении под стражу сотрудника органа внутренних дел - также начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник. Порядок уведомления о применении данной меры пресечения аналогичен порядку уведомления о задержании подозреваемого (см. комментарий к ст. 96).
50. На обвиняемого, содержащегося под стражей, распространяются требования ст. 95 УПК о порядке содержания подозреваемого под стражей, установленном, в частности, Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
51. Постановление судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу или об отказе в этом может быть обжаловано в апелляционном порядке с учетом особенностей, предусмотренных ст. 389.3 УПК, в течение трех суток со дня его вынесения. Особенности эти заключаются в том, что такие решения, как и любые другие промежуточные судебные решения суда республиканского, краевого, областного уровня, подлежат апелляционному обжалованию в судебную коллегию по уголовным делам соответствующего суда, а не в вышестоящий суд.
52. Что касается субъектов, имеющих право принесения апелляционных жалоб на судебные решения о заключении под стражу, то к ним следует отнести прежде всего лиц, участвовавших в судебном заседании при его вынесении. В то же время рассмотрение вопроса о мере пресечения в отсутствие лица, в отношении которого решался указанный вопрос, не препятствует обжалованию этим лицом судебного решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 389.1 УПК потерпевший, его представитель, законный представитель вправе обжаловать судебное решение о мере пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого независимо от того, принимали ли указанные лица участие в судебном заседании, поскольку это судебное решение затрагивает их интересы. В то же время дознаватель и следователь таким правом законом не наделены, поскольку публичные интересы в уголовном процессе представляют участвующие в деле прокуроры.
53. В связи с требованиями ч. 4 ст. 5 ЕКПЧ о том, что жалоба на судебное решение о заключении под стражу подлежит безотлагательному рассмотрению, после поступления жалобы, представления на указанные решения соответствующие материалы для апелляционного рассмотрения необходимо направлять незамедлительно. Положения ч. 4 ст. 389.8 УПК о сроках подачи дополнительных апелляционных жалоб и представлений на случаи обжалования в апелляционном порядке указанных решений не распространяются.
Следует иметь в виду, что ЕСПЧ признавал промедления, например в 26 дней, на двух уровнях юрисдикции не совместимыми с п. 4 ст. 5 Конвенции (см. Постановление по делу "Мамедова против Российской Федерации" 2006 г., и др.).
54. Суду первой инстанции при направлении в вышестоящий суд апелляционной жалобы или представления следует прилагать заверенные копии документов из уголовного дела: постановления о возбуждении уголовного дела, протокола задержания, постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, постановления о применении в качестве меры пресечения заключения под стражу или домашнего ареста; все копии ходатайств и постановлений о продлении срока содержания под стражей или домашнего ареста, постановлений о приостановлении и возобновлении следствия, о соединении и выделении уголовного дела, о принятии уголовного дела к своему производству, о направлении уголовного дела в суд и т.п.; протокол судебного заседания или выписку из него, сведения об участии в деле защитника, потерпевшего; документы, подтверждающие необходимость или отсутствие необходимости избрания меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, в том числе сведения о личности обвиняемого.
55. Суд апелляционной инстанции принимает решение по жалобе или представлению не позднее чем через трое суток со дня их поступления. С учетом этого участники уголовного судопроизводства должны быть извещены о месте, дате и времени судебного заседания в срок, достаточный для обеспечения их участия в нем.
56. Пленум ВС РФ в Постановлении от 19 декабря 2013 г. N 41 (п. 52) впервые дал четкие разъяснения о том, что сокращенные сроки подачи и рассмотрения апелляционных жалобы и представления на решения об избрании указанных мер пресечения и о продлении срока их действия распространяются и на случаи, когда они приняты не только в ходе предварительного расследования, но и после поступления уголовного дела в суд для рассмотрения по существу. Это разъяснение основано на правовых позициях КС РФ о том, что положения, предусмотренные ч. 4 ст. 255 УПК, действуют в системной связи с ч. 11 ст. 108 УПК о сокращенных сроках принесения апелляционных жалоб на подобные решения и их рассмотрения (см. Определение от 24 декабря 2012 г. N 2330-О).
57. Обжалованию в суд второй инстанции подлежат судебные решения не только об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или продлении срока ее действия, но и об отказе в этом или об изменении ее на более мягкую. Например, Президиум ВС РФ признал допустимым принесение представления прокурора на судебное решение об изменении меры пресечения в виде заключения под стражу на подписку о невыезде (см. Постановление от 17 декабря 2008 г. N 354-П08-ПР). Обвиняемый также вправе в любой момент производства по уголовному делу заявить ходатайство об отмене или изменении данной меры пресечения и обжаловать в суд законность и обоснованность отказа в этом (см. Определения КС РФ от 24 декабря 2012 г. N 2323-О, от 24 сентября 2013 г. N 1424-О).
58. Решение суда апелляционной инстанции об отмене постановления судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу подлежит немедленному исполнению. Решение суда апелляционной инстанции по вопросам применения меры пресечения в виде заключения под стражу, в свою очередь, может быть обжаловано в кассационном порядке по правилам, установленным гл. 47.1 УПК.
Статья 109. Сроки содержания под стражей
Комментарий к статье 109
1. По общему правилу содержание под стражей при расследовании преступлений не может превышать два месяца. Дальнейшее продление срока содержания под стражей на стадиях досудебного производства по уголовному делу возможно в следующих случаях:
1) на срок от двух до шести месяцев - в случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до двух месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения по любому уголовному делу;
2) на срок от шести до 12 месяцев - в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только в случаях особой сложности уголовного дела и при наличии оснований для избрания этой меры пресечения;
3) на срок свыше 12 месяцев до 18 месяцев - лишь в исключительных случаях в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений;
4) если указанных для соответствующих категорий дел предельных (6-, 12- и 18-месячных) сроков оказалось недостаточно для ознакомления с материалами уголовного дела - они могут быть продлены до окончания ознакомления с материалами дела на срок, установленный судом и достаточный для достижения указанной цели;
5) дополнительно на срок до 30 суток - если указанных для соответствующих категорий дел предельных (6-, 12- и 18-месячных) сроков в момент нахождения дела у прокурора для решения вопроса об утверждении обвинительного заключения (ч. 2.1 ст. 221 УПК) или обвинительного акта (ч. 2.1 ст. 226 УПК) по окончании предварительного расследования до направления его в суд оказалось недостаточно для выполнения судом требований, предусмотренных ч. 3 ст. 227 УПК (для вынесения решения о дальнейшем движении дела на стадии назначения его к слушанию).
2. Срок от двух до шести месяцев может быть продлен судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня в общем порядке, установленном ч. 3 ст. 108 УПК для избрания этой меры пресечения независимо от подследственности и возможной подсудности расследуемого дела, вида и уровня органа, производящего предварительное расследование.
3. Порядок продления судом действия данной меры пресечения на срок свыше шести месяцев в каждом случае обусловлен дополнительными условиями и требованиями.
Срок свыше 6 до 12 месяцев может быть продлен в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только в случаях особой сложности уголовного дела судьей суда районного уровня по ходатайству следователя, но внесенному с согласия руководителя следственного органа не того же (районного) уровня, а соответствующего следственного органа по субъекту РФ, иного приравненного к нему руководителя следственного органа либо по ходатайству дознавателя в случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 223 УПК (в исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном ст. 453 УПК), с согласия прокурора субъекта РФ или приравненного к нему военного прокурора.
Срок свыше 12 до 18 месяцев может быть продлен лишь в исключительных случаях в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, судьей суда республиканского, областного уровня или военного суда соответствующего уровня по ходатайству следователя, внесенному с согласия в соответствии с подследственностью Председателя Следственного комитета РФ либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при соответствующем федеральном органе исполнительной власти).
4. Судья вправе рассматривать только ходатайства о продлении срока содержания обвиняемого под стражей, которые возбуждены, внесены с согласия указанных в законе должностных лиц. Если согласие на заявление ходатайства дано иным лицом, судья возвращает ходатайство без рассмотрения, о чем выносит постановление. Возвращение по этой причине материалов не препятствует последующему внесению ходатайства в суд после устранения допущенного нарушения (п. 24 Постановления Пленума ВС РФ от 19 декабря 2013 г. N 41 "О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога"). Если уголовное дело возбуждено одним должностным лицом, а ходатайство о продлении срока содержания обвиняемого под стражей внесено другим, судье следует проверить, принято ли дело последним к своему производству.
5. Дальнейшее продление срока не допускается. По истечении предельных (6-, 12- и 18-месячных) сроков обвиняемый, содержащийся под стражей, подлежит немедленному освобождению, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
6. Особый порядок установлен для продления срока содержания под стражей с целью ознакомления с материалами уголовного дела.
По окончании расследования материалы уголовного дела в полном объеме должны быть представлены для ознакомления обвиняемому, содержащемуся под стражей, а также его защитнику не позднее чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей, т.е. до окончания соответственно 6-, 12- или 18-месячного срока. В противном случае обвиняемый по окончании предельных сроков подлежит немедленному освобождению из-под стражи. При этом за ним и его защитником сохраняется право на ознакомление со всеми материалами дела.
В случае если 30 суток для ознакомления с материалами уголовного дела оказалось недостаточно, следователь с согласия руководителя следственного органа по субъекту РФ или приравненного к нему руководителя иного следственного органа (а не вышестоящего руководителя) вправе возбудить ходатайство о продлении этого срока перед судом республиканского, областного уровня или соответствующим им военным судом. Если в производстве по уголовному делу участвует несколько обвиняемых, содержащихся под стражей, и хотя бы одному из них 30 суток оказалось недостаточно для ознакомления с материалами уголовного дела, то следователь вправе возбудить указанное ходатайство и в отношении тех обвиняемых, которые ознакомились с материалами уголовного дела.
7. Установленные законом сроки содержания обвиняемого под стражей исчисляются отдельно от сроков предварительного следствия и дознания, устанавливаемых ст. ст. 162, 233 и 226.6 УПК. При этом раздельное исчисление указанных сроков не освобождает суд, принимающий решение о продлении срока содержания под стражей, от обязанности учитывать наличие оснований и условий для применения данной меры пресечения, в том числе необходимости и возможности продолжения производства предварительного расследования по уголовному делу (см. Определение КС РФ от 24 сентября 2013 г. N 1285-О).
8. Ходатайство о продлении срока содержания под стражей должно быть представлено в суд по месту производства предварительного расследования либо месту содержания обвиняемого под стражей во всех случаях не позднее чем за семь суток до его истечения.
Устанавливая такой порядок, федеральный законодатель исходил из необходимости как обеспечения прав участников уголовного процесса, так и создания для судьи реальной возможности ознакомиться с представленными материалами, назначить судебное заседание, а также принять решение по существу ходатайства до истечения ранее назначенного срока содержания лица под стражей. Вместе с тем нарушение следователем указанного срока в судебной практике не признается существенным нарушением уголовно-процессуального закона для того, чтобы служить основанием для отмены вынесенного по такому ходатайству судебного решения (см. Определение КС РФ от 12 ноября 2008 г. N 1075-О-О).
9. Ходатайство о продлении срока содержания под стражей рассматривается судьей не позднее чем в течение пяти суток со дня его получения в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному ст. 108 УПК для решения вопроса об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу судом по месту производства предварительного расследования либо по месту содержания обвиняемого под стражей.