В поисках новых форм общения с родителями
“Каждый педагог в своей деятельности рано или поздно “натыкается” на такой самостоятельный и независимый от школы фактор развития ребёнка, как его семья. Более того, его влияние на ребёнка настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия. С одной стороны, школа, как социальный институт, побаивается вмешательства в частную жизнь своих учеников, зачастую имея о ней самое поверхностное и искажённое представление. С другой – педагоги понимают, что без согласования с семьёй школьные педагогические воздействия теряют всякую силу,” - пишет школьный психолог А.Рябов. Александр Нилл в статье “О воспитании детей” размышляет: “…Может быть, удастся спасти изуродованных детей, рапространяя знания среди родителей? Нет, знания сами по себе не помогают, если только родители не готовы эмоционально получать эти знания и у них есть внутренние силы на основе этих новых знаний действовать самостоятельно.”. “Родителям необходимо обстоятельное знание о проблемах учителя для того, чтобы попытаться помочь в их разрешении. Это нелёгкое, но крайне важное дело, для которого необходимы совместные и согласованные усилия родителей и всех тружеников, посвятивших себя воспитанию наших детей. Когда воспитатели наших детей получат реальную помощь и поддержку, они почувствуют себя уверенно и смогут работать в спокойной атмосфере, благотворной и для детей и для взрослых” - советует Селестен Френе.
В 2001 году набирая в класс новых первоклассников и вместе с ними родителей, решила кардинально изменить работу с родителями, начать поиск новых форм общения с родителями. В течение четырёх лет совместной работы с родителями, с детьми помимо традиционных форм общения проведены следующие, на наш взгляд новые формы общения с родителями и их детьми – будущими родителями:
Индивидуальные собеседования.
Собеседования планируются во время каникул, в течение одной недели, один раз в год. Родители заранее оповещаются о времени собеседования, можно оформить пригласительные. Обычно на организационном родительском собрании согласуется время собеседования. Учитель тщательно готовится к собеседованию: собирает данные о ребёнке, проводит тесты, анкеты, готовит рабочие, контрольные тетради. На собеседование приходят родители или родитель со своим ребёнком. В течение запланированных 40-50 минут учитель беседует с родителями, все вместе проверяют состояние тетрадей, учебников, дневника. Во время собеседования можно проверить ЗУН учащегося, отметить отставания или похвалить за успехи. В собеседовании главная роль отводится родителю, учитель же фиксирует его предложения, замечания. По итогам собеседования совместно с родителем и ребёнком составляется индивидуальная карта работы с учеником на год, (приложение 1, 2). Такая форма работы с родителями стала ежегодной.
Пресс – конференция с родителями.
Эту форму работы мы предлагаем проводить в конце или начале учебного года. Пресс-конференция от обычного собрания отличается тем, что на неё можно пригласить учителей предметников, психолога, логопеда, социального педагога, завучей, директора школы, методистов УУО с тем, чтобы они ответили на интересующие родителей вопросы. Это собрание проводится в форме вопросов и ответов.
Родительские собрания, проводимые детьми
Это собрание проводится вместе с детьми или только детьми. Обучаясь во втором классе, мы совместно с детьми рискнули провести родительское собрание, которое провели сами дети. Была проведена большая предварительная работа с детьми: составили сценарий, распределили роли, учили тексты, подготовили ведущих собрания. Родители же пришли на собрание как обычно. Перед ними сидели их дети, они на этом собрании стали учёными, учителями, директорами школ и.т.д. Рассказывали заранее выученные тексты по воспитанию детей и в конце своего выступления просили своих родителей поделиться своим опытом по воспитанию. Собрание прошло на высоком уровне. Довольны были не только родители, но и сами дети. Таким образом, мы воспитали не только родителей, но и будущих родителей – наших детей. (Сценарий прилагается) (Приложение 3).
Групповая работа родителей.
В начале третьего учебного года родители класса разделились на группы. Группам, было предложено в течение года провести любые мероприятия. На этом же собрании посоветовавшись, родители выбирали форму работы с детьми.
1 группа провела занимательную игру “ Ярмарка задач”. Приняли участие: Семёнова А.В., Гаврильевы Ю.И и АА, Николаева М.И.
Родители заранее подготовили карточки с разноуровневыми заданиями и звёздочки.
Во время ярмарки учащиеся выбирали задачи, решали. Если задача решена правильно, дети получали звёздочки по уровню. Примерно за час дети решали задачи и набирали звёздочки. Затем детям был предложен аукцион. Они покупали за свои звёздочки призы, подготовленные родителями.
Было очень интересно наблюдать за детьми во время аукциона. Мне кажется, многие призадумались над неумением решать задачи. А самое главное, сплотились и узнали друг друга.
2 группа провела конкурс чтецов. Он был организован и проведён родителями Павловым П.Е., Жирковой М.И., Алексеевой Н.Г.
Заранее были отобраны и розданы стихотворения поэтов Горного улуса, написан сценарий, приглашены библиотекарь, родители, куплены призы- книги.
Победителями стали Б.Дуня, Ж.Егор, Б.Настя.
3 группа провела конкурс для мальчиков. Праздник-конкурс был проведён по сценарию. Мальчики разделились на 2 команды по 6 человек. С первого же тура мальчики обеих команд были настроены на активную “борьбу”. Все конкурсные туры были очень познавательны и увлекательны. Конкурс организовали и провели Иванова А.А., Николаева Т.П., Бурцевы Т.Н., К.Т.
4 группа родителей провела конкурс для девочек “Лучший помощник мамы”. Все туры конкурса придуманы и организованы тщательно и проведены увлекательно. Особенно порадовало оформление придуманное Даниловой О.И.
Конкурс провели родители Андреева С.И., Данилова О.И., Дьяконова Д.С, Иванова А.А.
5 группа провела увлекательную спортивную игру с чаепитием в спортивном зале гимназии “Самаан сайыны кэрсэ”.
Игру организовали и провели Пахомова М.И., Ксенофонтова Т.П., Максимова Т.В.
6 группа родителей организовали поездку всем классом в г.Якутск. (Белолюбская Е.М., Габышева А.Я., Скрыбыкина О.Н, Пахомов Ю.С.)
Работая в группах, родители более тесно знакомятся друг с другом, с учителем, с одноклассниками своего ребёнка, становятся ближе к своему ребёнку.
С целью привлечения отцов в работе класса и в воспитании собственного ребёнка в 4 классе организовали совместное родительское собрание “Отцы и дети”, куда были приглашены не только отцы, но и мальчики класса. Собрание проводилось в форме беседы родителей – отцов с мальчиками и между собой. На собрании были обсуждены следующие вопросы:
- Достопримечательности нашего села или чем мы можем гордиться;
- Какие специальности будут в будущем востребованы;
- Что должны знать ученики начальных классов о войне.
В ходе собрания учениками класса даны поздравительные номера.
Из 20 отцов класса на собрании присутствовало 13 и 13 мальчиков класса. (Сценарий собрания прилагается) (приложение 4).
Родительское собрание с работой в микрогруппах
Форма проведения собрания родителей с работой в микрогруппах (из книги “Калейдоскоп родительских собраний”) апробирован и проведен в 3 классе и достиг своей цели.
Семейные мероприятия для учащихся класса.
Учитель в классе один, а родителей с самыми разными возможностями 22. Мы решили в выпускном учебном году провести самые разные мероприятия силами родителей , точнее семей. 22 семьи , следовательно 22 мероприятия должны были пройти в течение года. По желанию родителей были заявлены следующие мероприятия:
1. Шахматный турнир – Николаевы.
2. Шашечный турнир – Скрыбыкины.
3. Экскурсия в ТУСМ – Гаврильевы, Жирковы.
4. Познавательно-развлекательная игра – Пахомовы
5. Классный час на экологическую тему – Габышевы
6. Экскурсия в фотолабораторию – Николаевы.
7. Лекция на тему “Твои права” - Павловы
8. Экскурсия в музыкальную мастерскую – Александровы
9. Весёлые старты – Ивановы.
Такие мероприятия не только сплачивают родителей с детьми, но и расширяют возможности, интересы детей.
Таким образом, можно выделить четыре этапа в поисках новых форм общения с родителями:
I этап – 2001-2002 учебный год. 1 класс.
Апробация индивидуального собеседования с родителями и ребёнком.
II этап – 2002-2003 учебный год. 2 класс.
Проведение родительского собрания силами учащихся класса.
III этап – 2003 – 2004 учебный год. 3 класс.
Групповая работа родителей класса.
Родительское собрание – работа в микрогруппах (совместная деятельность)
IY этап – 2004-2005 учебный год. 4 класс.
Совместное родительское собрание “Отцы и дети”.
Семейные мероприятия для детей.
Взаимодействуя с семьями новыми формами общения последовательно реализовывала следующие задачи:
- Вовлекала родителей в воспитательный процесс через их вовлечение в школьные дела;
- Оказывала помощь семьям в вопросах воспитания и обучения детей;
- Содействовала сохранению и упрочению семьи.
Мера активности родителей в совместной работе определяется периодом предварительной подготовки: характером оповещения – приглашения, информацией о теме разговора, настроем детей, установкой на своеобразный праздник общения, а также естественным интересом педагога к мнению родителей и их суждениях о детях и школьных проблемах. В ходе такой работы с родителями нами наработаны правила общения, придерживаясь которых можно расчитывать на взаимопонимание и взаимоуважение (приложение 5).
Практика четырёх лет работы с родителями показала, что новые формы общения с семьёй помогают родителям сконцентрировать внимание на детях, усиливает чувство удовлетворённости процессом воспитания детей, укрепляет чувство родительского самосознания. Родители чаще проявляют по отношению к детям нежность, одобрение и уважение, а это – залог развития у детей способности к сотрудничеству, творческому самовыражению и уверенности к себе.
Вместе с родителями мы, учителя, учились общению с ребятами: ведь от того, насколько правильно будет построено общение ребёнка и родителей, будет зависеть многое, если не всё его воспитание.
Приложение