Занятие 7 (2 часа). Обучение как составная часть формирования психолого-педагогических знаний.
Цели и задачи занятия:
1. Формирование знаний о дидактике как теории обучения.
2. Анализ структуры учебно-воспитательного процесса. Выбор рациональных методов, формы организации и средств обучения.
Структура:
1. Вступительное слово преподавателя.
2. Написание контрольной работы.
3. Обсуждение темы занятия.
4. Выводы и оценки.
Домашнее задание:
Подготовить реферативную работу по теме «Семья».
Содержание:
Преподавателю, как и руководителю предприятия/организации, в профессиональной деятельности приходится часто принимать решения. Он принимает решения не только в процессе обучения слушателей (оперативный уровень принятия решений), при выборе адекватных форм, методов и средств обучения (тактический уровень), но и при проектировании содержания учебного занятия и курса в целом (стратегический уровень). Системообразующими элементами процесса обучения выступают: цель обучения, деятельность преподавания, деятельность учения и результат. Переменными составляющими учебного процесса являются средства управления, которые включают: содержание учебного материала, методы, средства и организационные формы обучения (рис 1).
Помимо представленной выше модели учебного процесса существуют и другие. Например, описанная в статье модель состоит из шести основных стадий приобретения знаний, умений, навыков и опыта творческой деятельности. К числу этих стадий относятся: мотивация, организация, понимание, контроль и оценка, повторение, обобщение. Седьмая компонента – порция учебного материала, подлежащая изучению. Модель предполагает, что достигаемый при обучении прогресс обеспечивается прохождением через все стадии, которые имеют временные и функциональные рамки, однако, взятые вместе они образуют динамическое целое. При обучении все стадии реализуются в определенной последовательности и этот процесс цикличен. В модели можно выделить циклы, включающие все шесть стадий, и циклы, включающие меньшее число стадий. Повторение циклов содержит переработку информации на разных уровнях и с разных точек зрения, напоминая движение по спирали.
Как нами было отмечено в предыдущих разделах объем знаний, накопленных человечеством растет экспоненциально, следовательно, и содержание образования будущих поколений людей должно обогащаться и структурно перестраиваться. Последние годы широкое распространение получило понятие «проектирования содержания» учебных дисциплин, возникшее при слиянии методологий технического проектирования и педагогического отбора содержания учебного предмета.
Однако не следует забывать, что если меняется содержание образования, то должны усовершенствоваться методы, формы и средства обучения. Очевидно, что разные цели занятия требуют использования различных форм, методов и средств обучения. Разнообразие используемых форм, методов, средств может существенно повысить профессионализм преподавателя и степень его влияния на аудиторию.
Формы обучения могут быть ориентированы на преподавателя и на слушателя. Лекция лучше всего применима для вступления, подведения итогов и повторений. Лекцию-беседу целесообразно применять в таких случаях, когда участники располагают разным уровнем знаний и могут использовать на занятии собственный практический опыт. Лекция-беседа требует от преподавателя педагогического мастерства и высокой техники владения методом опроса. Недостаток методов, ориентированных на преподавателя, в том, что участнику отводится роль пассивного слушателя. Формы обучения, ориентированные на слушателей, заставляют их проявлять собственную активность, вспоминать собственный жизненный опыт. Новые знания, передаваемые преподавателем на занятии, становятся частью собственных мыслей участников педагогического процесса, их собственными высказываниями, а новая информация – прочно усвоенной.
Как отмечает В.И. Андреев, чтобы педагогическая теория «заработала», дала реальный педагогический эффект, ее необходимо трансформировать в конкретную методику обучения (воспитания), а еще лучше – в педагогическую технологию.
«Термин «методика обучения», - пишет Л.В. Занков, - фигурирует и для обозначения свода правил, указаний, относящихся к практике преподавания того или иного учебного предмета, и для обозначения педагогической науки, исследующей обучение данному предмету в его соотношении с общими закономерностями обучения» [1]. Эффективность использования методики обучения зависит от многих факторов: от того, насколько разработана сама теория, на которой базируется методика, от ясности и точности методических рекомендаций ее использования, а главное – от уровня педагогического мастерства и творчества преподавателя.
Методика обучения – это целостная система проектирования и организации процесса обучения, основанная на определенной дидактической теории, и совокупность методических рекомендаций, эффективность применения которых во многом зависит от мастерства и творчества учителя.